Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Поэтому сто раз сразиться и сто раз победить — это не лучшее из лучшего; лучшее из лучшего — покорить чужую армию, не сражаясь. 3 страница




к выполнению ему весьма заманчивые предложения, больше никогда не со­ нужного маневра. глашался снимать на «Коламбиа Пикчерз».

В бою это позволяло ТОЛКОВАНИЕ

стремительно Лео Маккери, один из великих режиссеров золотой эры Гол­ пройти цепочку ливуда, не состоялся как композитор — его песни не пользо­ «наблюдение — вались успехом, и он нашел себя в кино, снимая трюковые координирование —комедии (именно он составил великолепный комедийный дуэт принятие Лорела и Харди — фильмы с их участием и по сей день попу­

решения — лярны в Америке), — а все потому, что музыкальная карьера действие» (это и у него не сложилась. «Ужасную правду» считают одной из есть цикл Бойда), лучших эксцентрических комедий всех времен. В самом сти­

что давало ле этого фильма, как и в том, каким образом его снимали, ясно американским ощущается музыкальная интуиция режиссера. Он создавал

пилотам   фильм, как сочиняют музыкальную пьесу: вызывал в вообра­  
некоторый   жении кадры, словно некую мелодию, еще неясную и доволь­  
выигрыш во   но неопределенную, но вместе с тем подчиненную опреде­  
времени. Если   ленной логике. Для того чтобы создавать фильм именно так,  
рассмотреть   требовались две вещи: пространство для маневра и способ­  
воздушный бой как ность превращать хаос и неразбериху в управляемый твор­  
серию таких   ческий процесс.  
циклов Бойда,   Маккери старался сохранить полную независимость, он,  
становится    
  насколько мог, дистанцировался от Кона, актеров, сценарис­  
очевидным, что тов — по сути дела, от всех и всего. Он не мог допустить, что­  
американские   бы его загнали в угол какими-то требованиями, условиями,  
пилоты из раза в чтобы кто-то навязывал ему свои представления о том, как  
раз накапливали   надо снимать кино. Обеспечив себе свободу маневра, он мог  
этот выигрыш, до импровизировать, экспериментировать, пробовать самые  
тех пор пока   разные варианты — и при этом четко придерживаться основ­  
действия   ной тональности, не отклоняться от основного направления.  
неприятеля    
окончательно не   Он все держал под контролем — у всех, кто с ним работал,  
переставали   создавалось впечатление, что он совершенно точно знает,  
чего хочет и чего добивается от них. А если работа над филь­  
соответствовать  
быстро меня­   мом ведется таким образом, то каждый день на съемочной  
ющейся ситуации. площадке — это новый брошенный вызов, новая задача, так  
Таким образом, что актерам приходилось включаться, отвечать собственной  
американские   энергией, а не просто повторять слова из сценария. Маккери  
летчики получали   был импровизатором, он оставлял место неожиданности, по­  
возможность зволял случайным событиям жизни врываться в его творчес­  
кие замыслы, не превращая их при этом в хаос. Сцена, на со­  
опередить    
неприятеля по   здание которой его вдохновило отсутствие музыкальных та­  
циклу Бойда, то лантов у основных актеров, выглядит в фильме совершенно  

есть добиться естественной и органичной, потому что она и в самом деле такова. Будь этот эпизод придуман заранее и отснят после



долгих репетиций, он не выглядел бы и вполовину таким жи­ вым и забавным.

Руководить съемками фильма — а также любым другим проектом, будь то художественным, научным или техниче­ ским, — то же самое, что участвовать в военной кампании. В том, как вы атакуете стоящую перед вами проблему, есть определенная стратегическая логика. Она придает форму всей работе, помогает справляться с возникающими трудно­ стями, сводя к минимуму нестыковку между тем, к чему вы стремитесь, и тем, что получаете на выходе. Режиссеры или художники нередко задумывают нечто грандиозное, но при воплощении этих замыслов ставят себя самих в такие жест­ кие рамки, устанавливают настолько негибкие правила и формы, что следовать им, вписываться в них — почти невоз­ можная задача. В результате работа не доставляет никакой радости; для исследования, собственно для творчества, не остается никакого пространства, а результат кажется без­ жизненным и вымученным. С другой стороны, художник мо­ жет начать с идеи неясной, окончательно еще не оформив­ шейся, но многообещающей, но при этом он слишком ленив или недисциплинирован, чтобы «довести ее до ума» — при­ дать форму, очертания. Вокруг слишком много простора — такая беспорядочная вольница обычно заканчивается ничем.

Оптимальное решение таково: нужен план, основанный на четком представлении о том, чего вы, собственно, хотите и добиваетесь. Разработав план, расчистите для себя простран­ ство и обеспечьте возможность двигаться и по альтернатив­ ному пути — просчитайте разные варианты, согласно которым можно действовать. Вы направляете ситуацию, но оставляете пространство для непредвиденных возможностей и случайных событий. И полководцев, и художников можно, пожалуй, оце­ нивать по тому, насколько успешно они справляются с хаосом и неразберихой, принимая их, но в то же время направляя и используя для достижения собственных целей.

5. Однажды — дело происходило в Японии 1540 года — на пароме, где теснились крестьяне, торговцы и ремесленники, толпа собралась вокруг молодого самурая, во всеуслышание разглагольствовавшего о своих победах в поединках. Саму­ рай уже вошел в раж и потрясал длинным мечом в подтверж­ дение правоты своих слов. Прочие пассажиры парома с опас­ кой косились на атлетически сложенного юношу и слушали его рассказы с деланным интересом, боясь навлечь на себя беду. Только один немолодой уже человек сидел поодаль, не


преимущества и в итоге уничтожить вражеский самолет. После этого полковник Бойд и другие задались вопросом,

применима ли эта модель к другим формам ведения боевых действий.

Роберт Р. Леонгард «Искусство маневра», 1991

Мобильность — определим ее как способность распространять свою силу на расстояниеявляется еще одним важным качеством хоро­ шего шахматиста. Цель хорошего шахматиста — обеспечить каждой своей фигуре возможность распространять могущество на максимально возможное число полей доски, вместо того чтобы позволить загнать себя в угол или окружить другими фигурами.



Поэтому обращая внимания на похвальбу молодца. Он, очевидно, и сам опытный был самураем — при нем было два меча, — но никто из пасса­ шахматист жиров не знал, что рядом с ними находится сам Цукахара стремится к Бокуден, самый, может быть, умелый и славный мастер бое­ размену пешек вых искусств своего времени. К тому времени он достиг уже (боям пехоты, почтенного возраста — ему было за пятьдесят — и любил пу­

если хотите) не тешествовать без спутников, инкогнито.

потому, что Бокуден сидел, прикрыв глаза, и, казалось, пребывал в пытается глубоком раздумье. Его отрешенность, по-видимому, раздра­

вымотать жала молодого самурая. Наконец юнец окликнул: «А что же соперника, а ты не участвуешь в беседе? Тебе что, сказать нечего? Ты, ста­ потому, что в рик, не знаешь, с какой стороны за меч взяться, так?» «Напро­ результате он тив, мне это хорошо известно, — отозвался Бокуден. — Мое получает правило, однако, не хвататься за меч попусту». «Вот так уме­ возможность ние обращаться с мечом — совсем за него не браться, — распространить усмехнулся молодой самурай. — Бормочешь что-то невнят­ силу своих ладей ное. Как называется твоя школа боевых искусств?» Бокуден

(моторизованные ответил: «Она зовется Мутекацу-рю [что в переводе означает войска) до конца "стиль, в котором побеждают, не прибегая к мечу и даже без открытых линий. драки"]». «Что? Мутекацу-рю? Не смеши меня! Как ты можешь

Таким образом, победить соперника, не вступив с ним в поединок?» шахматист Молодой самурай был раздосадован спокойными ответа­

сражается, чтобы ми Бокудена. Он потребовал, чтобы тот продемонстрировал получить свое искусство — он вызвал старого самурая на бой. Боку­ возможность ден отказался от поединка на судне, переполненном людьми, двигаться. Эта но пообещал продемонстрировать Мутекацу-рю, как только

концепция они сойдут на берег, — и он попросил паромщика причалить
является к крохотному островку, мимо которого они проплывали.
центральной в Юнец начал вытягивать свой меч из ножен. Что до Боку­
теории дена, то он не тронулся с места и продолжал сидеть, закрыв
маневренной глаза. Когда судно подошло к берегу, нетерпеливый юноша
войны. крикнул: «Выходи же! Считай, ты уже мертв! Сейчас я пока­
Роберт Р. Леонгард жу тебе, как остро заточен мой меч!» И он ринулся на при­
«Искусство брежный песок.
маневра», 1991 Бокуден не спешил — это привело в бешенство моло­

дого самурая, который начал сыпать оскорблениями. На­ конец, Бокуден протянул свои мечи паромщику и сказал: «Мой стиль — Мутекацу-рю, мечи мне не нужны». С этими словами он взял в руки длинное весло, которым греб паром­ щик, и с силой оттолкнулся, так что судно быстро отплыло от берега и стало удаляться от острова. Самурай заметался по берегу, требуя, чтобы паром вернулся. Бокуден прокричал ему в ответ: «Вот это я и называю победой без боя. Придется тебе прыгать в воду и плыть сюда!»



Пассажиры на пароме растерянно смотрели, как удаляется фигура самурая, оставшегося на берегу, — молодой человек подпрыгивал, заламывал руки, а его крики становились все сла­ бее. Вдруг раздался дружный смех: уж очень наглядно проде­ монстрировал Бокуден достоинства своего стиля Мутекацу-рю.

ТОЛКОВАНИЕ

Бокуден понял, что скандал неизбежен, в ту самую минуту, как услышал голос заносчивого юнца. Поединка на переполнен­ ном людьми пароме ни в коем случае нельзя было допустить; нужно было удалить молодца с парома без драки, да еще по­ стараться, чтобы поражение было унизительным — выскочка заслуживал, чтобы его проучили. Бокуден решил действовать хитростью. Во -первых, он демонстрировал спокойствие и не­ возмутимость, желая отвлечь внимание расходившегося воя­ ки от ни в чем не повинных пассажиров. И действительно, мо­ лодого самурая как магнитом потянуло в сторону Бокудена. Затем он сбил юнца с толку странным и нелогичным названи­ ем вымышленной школы боевых искусств. Попытка осмыслить столь противоречивое понятие озадачила самурая, человека довольно бесхитростного, и привела его в ярость. Теперь он горел желанием броситься в бой и совсем потерял голову. Он так разозлился, что очертя голову бросился на берег, не до­ жидаясь соперника и даже не дав себе труда подумать, нет ли в его словах какого-то подвоха. А Бокуден всегда старался первым делом подготовить соперника соответствующим об­ разом и добивался победы легко, скорее хитростью и манев­ рами, чем с помощью грубой силы. В этом- то и заключалась демонстрация его совершенного искусства.

Цель военной хитрости — добиться легкой победы, об­ маном заставив соперника покинуть выгодные укрепленные позиции и переместиться в незнакомую местность, туда, где он ощутит себя потерянным и утратит душевное равновесие.

Поскольку сила ваших соперников неотделима от умения ясно мыслить, ваша хитрость должна быть направлена на то, чтобы вывести их из себя и одурманить. Если ваши маневры будут слишком явными, это рискованно — вас могут разоб­ лачить. Нужно быть тоньше, хитроумнее: привлекайте сопер­ ников своим загадочным поведением, хорошо продуманны­ ми речами и поступками, постепенно добивайтесь их дове­ рия, а потом вдруг резко отступайте. Когда почувствуете, что они эмоционально отвечают на вашу игру, что разочарова­ ние и гнев нарастают, можете наращивать темп своих манев­ ров. Подготовленные должным образом, ваши соперники выскочат на остров, обеспечив вам легкую победу.


№71. ПОБЕДА СРЕДИ СОТНИ ВРАГОВ К жрецу Ёдзану, 28-му учителю Энкакудзи, пришел побеседовать самурай по имени Рёдзан, который занимался практикой дзен. Учитель сказал:

«Ты собираешься принять ванну совершенно нагой, на тебе нет ни лоскутка. В это время сотня врагов,

в доспехах, с мечами и луками, хочет окружить тебя. Как ты встретишь их? Будешь ползать перед ними и молить

о пощаде? Покажешь свою воинскую доблесть, погибнув

в сражении с ними? Или человек Пути наделен какой-то особой благодатью?» Резан отвечал:

«Я одержу победу, не сдаваясь и не вступая

в бой».

ВОПРОС Как, оказавшись

среди сотни врагов, победить, не сдаваясь и не

вступая в бой?

Тревор Леггетт «Дзен самурая: Коаны воина», 1985



Образ:

Серп. Самое простое из всех

орудий. Срезать им пучки сочной травы

или невызревшую пше­ ницу в поле — нелегкий, изнурительный труд. Но до­ ждитесь, пока стебли побу­

реют, пожухнут, засохнут, и вы убедитесь — такую

пшеницу легко и просто жать даже тупым серпом.

Авторитетное мнение: Победа в сражениидостигается кровопролитием и военной хит­ ростью. Чем талантливее и опытнее полково­ дец, тем большее значение он придает хит­ рости, тем меньше полагается на кровопро­ литные сражения... В основе почти всех битв, вошедших в историю как лучшие образцы во­ енного искусства... лежат военная хитрость, искусный маневр, когда врага удается побе­ дить с помощью некоего нового опыта или изобретения, некоей необычной, стреми­ тельной, неожиданной уловки или стратаге­ мы. В подобных сражениях потери у побе­ дителя бывают весьма незначительными.

Уинстон Черчилль (18741965)

ОБОРОТНАЯ СТОРОНА Нет ни доблести, ни смысла в том, чтобы навлекать на свою

голову кровопролитную схватку. Однако этот тип войны мо­ жет играть определенную роль как часть маневра или стра­ тегии. Внезапное окружение или мощная лобовая атака в мо­ мент, когда враг меньше всего ее ожидает, способны иметь поразительные результаты.

Единственная опасность в маневрировании — то, что можно самому запутаться, если использовать слишком мно­ го вариантов и возможностей. Старайтесь, чтобы все было проще: ограничьте себя теми вариантами, которые вам под силу контролировать.


Стратегия 21

ИСПОЛЬЗУЙ ПЕРЕГОВОРЫ, ЧТОБЫ ДОБИТЬСЯ СВОЕГО:

СТРАТЕГИЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ

Во время переговоров от вас обязательно постараются полу­ чить то, чего не смогли добиться в открытом столкновении. Возможно, даже станут взывать к вашей честности и мора­ ли, прикрывая красивыми словами свою выгоду. Не поддавай­ тесь на подобные уловки: ведь такие переговорыне что иное, как маневрирование в борьбе за власть или положение. Пони­ мая это, вы должны обеспечить себе сильную позицию, чтобы противной стороне не удалось с помощью словопрений обвес­ ти вас вокруг пальца. До и во время переговоров старайтесь играть на опережение, создавайте неослабевающее давление на соперников, навязывая им свою позицию. Чем больше вы выбьете для себя, тем больше можете отдатьимея в виду незначительные уступки. Создайте себе репутацию человека несговорчивого и бескомпромиссного, чтобы с вами предпочитали не связываться.


ВОЙНА ДРУГИМИ СРЕДСТВАМИ После того как в 404 году до н. э. Спарта добилась оконча­

тельной победы над Афинами в Пелопоннесской войне, в ве­ ликом городе -государстве начался длительный период упад­ ка. Шли годы и десятилетия, многие граждане Афин мечтали о возрождении былой славы полиса. Среди них был и знаме­ нитый оратор Демосфен.

В 359 году до н. э. в сражении был убит правитель Ма­ кедонии, за обладание престолом разгорелась борьба. Для афинян Македония была варварской северной страной, о ко­ торой и вспоминали-то единственно потому, что она распола­ галась вплотную к отдаленным афинским поселениям, охра­ нявшим зерно, поступавшее из Азии, и золото из местных копей. Одной из таких застав был Амфиполис — поселение, которое некогда было афинской колонией, но позднее попа­ ло в руки македонян. То была весьма чувствительная потеря. Афинские политики решили флотом и армией поддержать одного из претендентов на македонский трон (звали этого человека Аргей). В случае победы он чувствовал бы себя обязанным Афинам, так что можно было бы потребовать в качестве платы за услугу вернуть Амфиполис.

К сожалению, афинские политики поставили не на ту ло­ шадку: царем стал двадцатичетырехлетний Филипп, брат умершего правителя, — он легко обошел Аргея с борьбе за власть и взошел на престол. К удивлению афинян, Филипп, однако, не стал высказывать им претензий, он с легкостью пошел на уступки, отказался от всех притязаний на Амфипо­ лис и объявил город независимым. Мало того, он еще и осво­ бодил без выкупа пленных афинских солдат, захваченных в одном из сражений. Он даже повел разговор о возможности заключения союза с Афинами, своим недавним противником, и в ходе тайных переговоров предложил вновь захватить Ам­ фиполис через несколько лет, чтобы затем передать его в рас­ поряжение Афин в обмен на другой город, находившийся под афинским контролем. Отказываться от такого заманчивого предложения было бы неразумно.

Афинские посланники, принимавшие участие в перего­ ворах, с похвалой отзывались о Филиппе, отмечая, что под его суровой внешностью явно кроется поклонник афинской культуры — и в самом деле, он пригласил в свой город извест­ нейших афинских философов и художников. Казалось, те­ перь у Афин есть надежный союзник на севере; и этот благо­ приятный поворот был мгновенным, все случилось как-то само собой, не потребовав никаких усилий. Филипп начал


усмирять языческие племена у других границ, и между двумя державами воцарился мир.

Спустя несколько лет — политическая ситуация в Афи­ нах в это время была неспокойной, там шла ожесточенная внутренняя борьба за власть — Филипп напал на Амфипо­ лис и захватил его. Афиняне, помня о соглашении, направи­ ли своих посланников, чтобы обсудить условия передачи го­ рода им, — но, к их удивлению, Филипп больше не предлагал город, ограничившись туманными и неопределенными по­ сулами на будущее. Посланники не чувствовали в себе сил противиться — виной тому послужили внутригосударствен­ ные проблемы — и вынуждены были смириться. Скрепя сер­ дце они приняли предложения македонского царя. Теперь, получив Амфиполис в свое распоряжение, Филипп обретал свободный доступ к золотым копям и богатым лесам. Склады­ валось впечатление, что им все так и было задумано с самого начала.

На коварного Филиппа гневно обрушился Демосфен, предрекая, что варвар не остановится на достигнутом, что опасность угрожает теперь всей Греции. Оратор призывал афинян немедленно собрать армию, чтобы встретить захватчи­ ка во всеоружии, и напоминал о их былых славных победах над другими тиранами. Но тогда ничего так и не случилось. Зато спустя еще несколько лет, когда Филипп попытался за­ хватить Фермопилы — узкий проход в горах, по которому осу­ ществлялась связь между Центральной и Южной Грецией, — афиняне действительно направили туда армию, чтобы защи­ щать стратегически важное ущелье. Филипп сдался, Афины радовались победе*.

В последующие годы Афины внимательно следили за тем, как Филипп расширяет свои владения на север и на восток, как он продвигается в Центральную Грецию. В 346 году до н. э. он неожиданно обратился к Афинам с предложением заключить договор. Разумеется, к тому времени всем уже было понятно, что доверять Филиппу нельзя. Многие афин­ ские политики зареклись иметь с ним дело — однако альтер-

* Приходится отметить, что при изложении этого сюжета автор допустил несколько неточно­ стей и анахронизмов. Так, Амфиполис, будучи когда-то афинским, отбиваясь от спартанцев, пе­ решел под власть македонян лет почти за сто лет до описываемых событий. Филипп ненадолго выводил оттуда войска в 359 году до н. э., задолго до Филократова мира, в качестве жеста доброй воли по отношению к Афинам.

Филократов мир был заключен в 346 году до н. э., т. е. значительно позже. Тогда решались сложные вопросы, шла Священная война, между Афинами, Фивами, Фокидой и пр. завязался клу­ бок противоречий, а про Амфиполис даже не упоминалось. Что же до речи Демосфена с требова­ ниями отдать Амфиполис — она относится в 344 году до н. э. — Примеч. В. В. Андрушкевича.



С лордом натива была неутешительной: война с Македонией в самый Абердином, неподходящий для Афин момент. К тому же Филипп был до­ британским вольно убедителен в своих доводах, он, казалось, вполне ис­ послом в Австрии, кренне желает заручиться дружбой соседей, которым это со­ справиться глашение, что ни говори, позволяло надеяться хоть на сколь­ оказалось еще ко-нибудь продолжительный период мира. И вот афиняне проще. Молодому скрепя сердце направили послов в Македонию для подписа­ лорду, всего ния договора, получившего название Филократов мир. Соглас­

двадцати девяти но этому договору, Афины, в числе других пунктов, оконча­ лет от роду, к тельно отказывались от притязаний на Амфиполис, а взамен

тому же почти не получали гарантии безопасности для остальных своих посе­ владевшему лений на севере.

французским, не Посланники возвращались, удовлетворенные достигну­ под силу было тыми соглашением, но не успели они добраться до дома, как тягаться с таким получили известие, что Филипп снова выступил к Фермопи­ изощренным лам и захватил проход. Потребовали объяснений. Филипп от­ дипломатом, как ветил, что действовал так, защищая свои интересы в Централь­ Меттерних. Его ной Греции от временной угрозы мятежа, и незамедлительно самоуверенность и освободил проход. Но чаша терпения афинян переполни­ чопорность были лась — они больше не хотели терпеть подобные унижения.

Меттерниху Филипп вновь и вновь нарушал обещания, пренебрегал усло­ только на руку. виями соглашений ради сиюминутной выгоды. Этому бесчест­ «Меттерних был ному человеку нельзя было доверять. Возможно, он и освобо­ чрезвычайно дил Фермопилы, но это не меняло сути дела: он продолжал внимателен к захватывать все более обширные территории, затем, желая лорду Абердину»,— казаться сговорчивым, возвращал кое-что из завоеванного — сообщает Каткар. но лишь незначительную часть, да и то для того, чтобы со вре­ Результат не менем вернуть себе все. Его государство разрасталось на заставил себя глазах. С помощью коварной дипломатии он медленно, но ждать. Меттерних неуклонно превращал Македонию в доминирующую силу во

однажды заметил, всей Греции.

что дипломату Демосфен и его сторонники вновь возвысили голос — и следует уметь теперь их услышали. Филократов мир был объявлен позором выглядеть глупцом, и бесчестьем для Афин, а все, кто принимал участие в его не будучи таковым. подготовке и подписании, лишились занимаемых ими постов. Именно это В стране начались волнения, граждане Афин пытались обес­

искусство он в печить безопасность поселений, расположенных к восто­ полной мере ку от Амфиполиса, были и провокации против Македонии.

опробовал на В 338 году до н. э. Афины заключили союз с Фивами и вмес­ высокомерном те с ними начали готовиться к войне против Филиппа. Союз­ Абердине. «Не ники встретились с македонцами в битве при Херонее, в Цент­ думайте, что ральной Греции; однако Филипп без труда одержал победу в Меттерних такая этом сражении, причем ключевую роль в нем сыграл его сын,

уж выдающаяся Александр.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 310 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...