![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
подразделения те принесло Рузвельту победу.
находились на Теперь перед Ландоном стояла дилемма. Продолжай он расстоянии одного отстаивать свои центристские взгляды, это будет восприня или, самое то как слабость и не принесет популярности. Если же при большее, двух мкнуть к правому крылу — что он и сделал в итоге, — это вы дневных переходов глядело бы непоследовательным и наводило бы на мысль, что от ближайших кандидат доведен до отчаяния. Это была маневренная война соседей, да еще в чистом виде: все начинается с того, чтобы занять сильную одновременно позицию — в случае с Рузвельтом это была его отстраненная, заботясь, чтобы не беспристрастная президентская поза, — которая давала бы
случилось | свободу выбора и пространство для маневра. |
непредвиден | Дайте неприятелям возможность обнаружить себя, пусть |
ного и плохо | покажут, в каком направлении они собираются вести атаку. |
управляемого Когда их позиция станет достаточно определенной, позволь «разделения» те им хорошенько на ней закрепиться — пусть заявят о своей крупных частей, с позиции во всеуслышание. Теперь, когда они привязаны, осу тем чтобы ввести ществляйте маневр — прижмите их так, чтобы им некуда было в заблуждение податься, оставляйте для них только плохие варианты. Вы противника, жидая, не приступая к активным действиям до последнего пытающегося (когда до выборов оставалось шесть недель), Рузвельт, во- оценить истинное первых, совершенно не оставил республиканцам времени на положение дел,— то, чтобы сориентироваться и что-то предпринять, а во-вто это задача для рых, добился того, что его собственные выступления прозву
математического чали свежо, остро и не успели приесться избирателям.
В сегодняшнем мире все строится на расчете и политике, | ума незаурядного | |
а политика всецело зависит от выбора позиции. В любой по | масштаба. По сути | |
литической схватке лучший способ обозначить свою пози | дела, такая | |
цию — провести четкое различие с позицией противной сторо | безграничная | |
ны. Если для того, чтобы создать ощущение такого контраста, | работоспособность — | |
вам приходится прибегать к помощи речей, вы находитесь на | признак истинного | |
зыбкой почве: люди не доверяют словам. Заявления о том, что | гения... | |
вы сильны или компетентны, звучат как самовосхваление. | Конечной целью всей | |
Вместо этого предоставьте соперникам говорить, уступите | этой тщательно | |
им и возможность делать первые ходы. Когда они обозначат | продуманной | |
свою позицию и закрепят ее в представлении окружающих, | деятельности было | |
наступает ваше время. Жатва созрела, пора браться за серп. | доставить как можно | |
Теперь вы начинаете создавать контраст, цитируя какие-то | больше людей на | |
их высказывания и показывая, насколько сильно ваше отли | место сражения, | |
чие от них — в тоне, в отношении, в действии. Постарайтесь, | которое выбиралось | |
чтобы контраст был резким. Если противники заняли ради | подчас за месяцы до | |
кальную позицию, не противопоставляйте им умеренность | самого события. | |
(она обычно ассоциируется со слабостью); нападайте на них, | Известное | |
осуждайте за пропаганду нестабильности, представьте их как | свидетельство | |
революционеров, рвущихся к власти. Если они отреагируют, | Бурьена... о Первом | |
смягчив тон своих выступлений, уличите их в непоследова | консуле, который | |
тельности. Если они продолжат следовать тем же курсом, | в первые дни | |
вскоре их идеи приедятся, утратят прелесть новизны. Если же | Итальянской | |
они займут агрессивную оборонительную позицию, вы полу | кампании 1800 года | |
чите все основания говорить об их неуравновешенности. | лежал на полу и | |
Пользуйтесь этой стратегией в битвах повседневной жиз | втыкал разноцветные | |
ни, позволяя людям занять позицию, которую вы затем смо | булавки в карту, | |
приговаривая: | ||
жете сделать тупиковой. Никогда не рассказывайте, что вы | ||
сильны, лучше покажите это, наглядно продемонстрировав | «Я поражу их | |
контраст между собой и вашими непоследовательными или | здесь — на равнине | |
посредственными соперниками. | Скривиа», говорит о | |
сверхъестественном | ||
3. Турки вступили в Первую мировую войну на стороне Гер | предвидении, хотя на | |
самом деле оно было | ||
мании. Их основными противниками на ближневосточном | ||
плодом напряженных | ||
театре военных действий были англичане, которые в тот мо | раздумий и расчетов, | |
мент базировались в Египте, но к 1917 году там создалась до | ||
статочно спокойная, однако совершенно тупиковая ситуация: | по сложности | |
турки контролировали стратегический участок железной до | сравнимых с работой | |
компьютера. | ||
роги протяженностью восемьдесят километров, который про | ||
ходил из Сирии на севере к Хиджазу (юго-восточной части | Просчитав все | |
возможные варианты | ||
Аравии) на юге. Точно на запад от центральной части этой | ||
событий, Наполеон | ||
дороги, в заливе Красного моря, располагался город Акаба, | ||
отбрасывал их один | ||
ключевая позиция турок, откуда они могли быстро перемещать | ||
войска на север и на юг для обороны железной дороги. | за другим, учитывая | |
фактор Турки уже отбили британскую атаку у Галлиполи (см. гла случайности, ву 5), что великолепно отразилось на боевом духе солдат.
и пришел к Командиры также чувствовали себя уверенно. Англичане
решению, попытались было восстановить против турок арабское насе верность которого ление Хиджаза и возбудить мятеж, в надежде, что беспоряд и была ки распространятся и севернее; арабам удалось провести
подтверждена несколько вылазок, однако они больше выясняли отношения событиями между собой, чем сражались с турками. Британцы страстно 14 июня на поле желали заполучить Акабу и строили планы ее захвата с моря—
Маренго, у них был сильный флот, — но со стороны берега за Акабой
расположенном, стеной высились горы с глубокими ущельями. Турки превра | |
как известно, тили эти горы в настоящую крепость, и англичане знали: даже | |
именно на равнине если их военный флот и сможет захватить Акабу, им не удастся | |
между реками продвинуться в глубь от берега, а в этом случае операция по | |
Бормида и | захвату города теряла всякий смысл. И турки, и британцы |
Скривиа. | оценивали ситуацию одинаково, в течение продолжительно |
Дэвид Дж. Чэндлер | го времени дело не сдвигалось с мертвой точки. |
«Кампании | В июне 1917 года командование турецких форпостов, |
Наполеона», 1966 | охраняющих Акабу, получило сообщения о странных пере |
движениях неприятеля в Сирийской пустыне — английские войска двигались на северо-восток. Создавалось впечатле ние, что Томас Лоуренс, двадцатидевятилетний британский офицер, отвечавший за связи с арабами, сделал громадный переход, преодолел сотни миль по безжизненной пустыне, чтобы набрать солдат из числа ховейтат, сирийского племе ни, прославившегося своим умением сражаться на боевых верблюдах. Турки разослали лазутчиков, чтобы проверить информацию и разузнать побольше. Им уже было кое-что известно о Лоуренсе: он, что было нетипично для английских офицеров того времени, отлично владел арабским языком, хорошо ладил с местным населением и даже одевался в их стиле. К тому же он был дружен с шерифом Фейзалом, лиде ром арабского мятежа. Сумеет ли он собрать армию для напа дения на Акабу? Это выглядело вполне вероятным, стоило при смотреть за этим не в меру ретивым англичанином. Стало из вестно, что в разговоре с одним из арабских вождей — тайным агентом турок — Лоуренс проговорился, упомянув, что направ ляется в Дамаск, дабы разжигать беспорядки среди арабов. Этого турки боялись больше всего, поскольку мятеж в густо населенных районах на севере мог выйти из-под контроля.
Отряд, собранный Лоуренсом, не мог быть многочислен ным — не более пятисот человек, однако ховейтат были пре восходными воинами, они яростно сражались, к тому же очень быстро передвигались на боевых верблюдах. Турки
предупредили своих в Дамаске и направили войска в надеж де перехватить Лоуренса — труднейшая задача, учитывая подвижность арабов и необъятные просторы пустыни.
В последующие несколько недель о Лоуренсе не было никаких известий. Между тем турки получили неприятное известие о восстании в Маане, расположенном далеко на юге. Арабы из племени думания (одного из трех ховейтатских кла нов) захватили контроль над городом Абу-эль-Лиссаль, пря мо на пути от Маана к Акабе. Турецкий батальон, направлен ный с заданием отбить город, обнаружил, что укрепления разрушены, а арабы ушли. И вдруг, совершенно неожидан но, перед пораженными турками на холме над Абу-эль-Лис салем выросла армия ховейтат, возглавляемая Лоуренсом.
Внимание турок отвлекли беспорядки в Маане, и они по теряли след Лоуренса. Теперь, соединившись с думания, он устроил засаду у Абу-эль-Лиссаля. Арабы перевалили через холм — они перемещались с поразительной скоростью и стре ляли в турок, вынуждая их бежать с тяжелой амуницией. Ту рецкие снайперы промахивались, вероятно, на них действо вала полуденная жара. Увидев, что турки измотаны оконча тельно, арабы — и с ними Лоуренс — устремились вниз с холма. Турки поспешно сомкнули ряды, но стремительная верблюжья кавалерия отрезала им путь к отступлению. То, что произошло дальше, можно было назвать расправой: три сотни турецких солдат полегли на поле битвы, остальных за хватили в плен.
Только теперь турецкое командование разгадало, нако нец, игру Лоуренса: он отрезал их от железной дороги, по которой было налажено снабжение. Кроме того, видя, как успешно сражаются ховейтат, другие арабские племена ста ли присоединяться к Лоуренсу. Они образовали могуще ственную армию и начали пробиваться к Акабе по узким гор ным ущельям. Турки и вообразить не могли, что армия может появиться со стороны неприступных гор — их фортифика ции были обращены в другую сторону, к морю и британцам. Арабы пользовались репутацией воинов жестоких, беспо щадных к врагам, которые пытаются оказывать сопротивле ние, поэтому командиры фортов за Акабой начали сдавать ся. Турки спешно подтянули из Акабы триста человек — весь гарнизон, — пытаясь приостановить это уверенное продви жение, но их почти сразу со всех сторон окружили арабы, число которых все росло.
К 6 июля турки были окончательно окружены, а их по трясенные командиры наблюдали, как экзотическая армия
Воин и Лоуренса несется к морю и легко занимает то, что они счита
государственный ли совершенно неуязвимой и неприступной позицией. Одним муж, подобно этим ударом Лоуренс полностью уничтожил равновесие сил
искусному игроку, на Ближнем Востоке.
не ждут удачи, но готовят ее, ТОЛКОВАНИЕ
привлекают ее и, Схватка между Британией и Турцией в ходе Первой мировой кажется, не войны как нельзя ярче демонстрирует разницу между вой сомневаются в ной на истребление и войной маневренной. До тех пор пока своей фортуне. Они в дело виртуозно не вступил Лоуренс, британцы, сражаясь в отличие от по правилам войны на изнурение, направляли арабов на за глупца и труса не хват ключевых пунктов вдоль железнодорожных путей. Эта
только превос стратегия играла на руку противникам: у турок недоставало ходно умеют людей для того, чтобы патрулировать свою линию, но, уви
использовать дев, что арабы готовят атаку в каком-то одном месте, они ус возможности, когда певали оперативно подтянуть туда силы и обращали против те предостав нападающих всю огневую мощь, заставляя отступить. Лоу ляются; они к ренс — а он не имел ни военного образования, ни соответ тому же знают, ствующего опыта, зато был наделен удивительным здраво
как посредством мыслием — сразу же оценил абсурдность ситуации. Вокруг предусмотритель железной дороги на тысячи миль расстилалась пустыня, сво ности и мудрости бодная от турок. Арабы издревле славились умением воевать воспользоваться на верблюдах — эта традиция уходила корнями еще к временам преимуществами и пророка Мухаммеда; просторы пустыни, полностью находящи такой и иной еся в их распоряжении, сулили безграничные возможности для
возможности или маневров, грозя туркам и загоняя их в форты. Лишенные воз нескольких можности передвижения, турки неизбежно начали бы испы возможностей тывать недостаток в боеприпасах и продовольствии и не смог одновременно. Если ли бы эффективно оборонять окружающие их территории. происходит одно, Главной задачей, решающей исход войны в целом, было рас они побеждают, пространение беспорядков на север, к Дамаску, — это позво происходит лило бы арабам захватить контроль над всей железнодорож другое — они и тут ной линией. Но для того чтобы распространить мятеж на севе победители; ре, нужно было иметь базу в центре. Такой базой стала Акаба.
в одних и тех же Британцы были не менее ограниченными и косными, чем
обстоятельствах турки, и просто не могли представить себе эту картину — гор они способны стка арабов, ведущих боевые действия под командованием действовать английского офицера. Лоуренс Аравийский взял инициати многими ву в свои руки и все проделал самостоятельно. Проложив
способами. Эти несколько маршрутов по пустыне, он привел турок в полное рассудительные замешательство, держа их в неведении относительно своих мужи заслуживают планов. Зная, что больше всего турки боятся нападения на восхвалений как за Дамаск, он намеренно распространил слухи о том, что гото свою удачливость, вит эту атаку, — ну а турки, поверив дезинформации, отпра-
вили войска на север, где им пришлось гоняться за синицей в небе. После этого, воспользовавшись тем, что никому в голо ву не приходила мысль о возможности штурма Акабы араба ми со стороны материка (турки разделяли это заблуждение с его английскими соотечественниками), он застал неприятеля врасплох. Взятие Акабы, проведенное Лоуренсом, было об разцом экономии: с его стороны потери были минимальны ми: всего два человека убитыми. (Сравните это с неудачной попыткой британской армии отбить у турок Газу — в бою было убито свыше трех тысяч английских солдат. Это произошло
в том же году.) Взятие Акабы явилось поворотным пунктом в ходе войны, и в результате англичане добились победы над турками на Ближнем Востоке.
Величайшая сила, на которую вы можете рассчитывать в любом конфликте, это способность ввести противников в заблуждение относительно ваших планов. Сбитые с толку соперники не знают, откуда им ждать удара, как защищать ся; поразите их внезапной атакой, и они, утратив равнове сие, падут. Чтобы этого добиться, вам нужно подчинить все свои действия одной задаче: заставить неприятеля теряться
в догадках. Заставьте его гоняться за вами по кругу; произ носите вслух нечто противоположное тому, что намерены предпринять; угрожайте на одном участке, после чего под вергайте обстрелу совсем другой. Создайте максимум нераз берихи. Но для успешного выполнения такого плана вам не обходимо пространство для маневрирования. Если вы окру жили себя толпой соратников, которые торопят вас, принуж дая к поспешным действиям, если заняли неудачную позицию, загнав себя в угол, или взялись оборонять одну неизменную
и постоянную позицию, свободы маневра у вас нет. Вы ста новитесь предсказуемым. Вы уподобляетесь британцам или туркам, двигаясь только по проторенным путям, по прямым линиям, не замечая пустынных просторов вокруг. Те, кто сра жается по этим правилам, заслуживают кровопролитных сра жений, в которые они неизбежно попадают.
4. В начале 1937 года Гарри Кон, руководитель студии «Ко ламбиа Пикчерз», стоял перед лицом кризиса. Самый его ус пешный режиссер, Фрэнк Капра, только что покинул студию, прибыли резко упали. Кону требовался хит, нужно было по дыскать и другого режиссера на место ушедшего. Решением всех его проблем, казалось, могли бы стать съемки новой ко медии под названием «Ужасная правда» и заключение контракта с тридцатидевятилетним режиссером Лео Маккери. Маккери
так и за свою распорядитель ность и получают награду за свою фортуну не менее чем за свои добродетели.
«Характеры» Жан де Лабрюйер (1645-1696)
Раскрывая суть | сделал уже комедийную ленту «Утиный суп» со знаменитыми |
вопроса о | братьями Маркс и еще одну — «Рагглз из Ред-Гэп» с Чарльзом |
директивном Лофтоном; они были разными по характеру, но одинаково | |
контроле, Линд | удачными, именно поэтому Кон предложил Маккери занять |
знакомит | ся «Ужасной правдой». |
читателя с | Маккери заявил, что ему не нравится сценарий, но он тем |
моделью принятия | не менее готов согласиться на участие в этом проекте за сто |
решений, | тысяч долларов — по меркам 1937 года сумма астрономичес |
известную, как | кая. Кон, который правил студией, как настоящий диктатор, |
цикл Бойда, Эта | как Муссолини (у него в кабинете, представьте, даже висел |
модель, обязанная | портрет дуче), взорвался, услышав о поставленных режис |
названием | сером условиях. Маккери поднялся, чтобы покинуть кабинет, |
полковнику Джону | но в последний момент его взгляд упал на стоящий в углу ро |
Бойду, базируется | яль. Маккери писал песни и обожал это занятие. Подсев к |
на том факте, | роялю, он стал наигрывать мелодию. Кон, который испыты |
что война | вал слабость к подобного рода музыке, пришел в восторг: «Это |
представляет | великолепно! Любой, кто вот так любит и понимает музыку, |
собой определенно талантлив! Я согласен на ваши безумные усло | |
повторяющиеся | вия. К работе приступите завтра же». |
циклы наблюдения, | Однако теперь, по прошествии времени, Кон уже начи |
координирования, | нал сожалеть о принятом решении. |
принятия решений | Для участия в съемках «Ужасной правды» были приглаше |
и действий. | ны три звезды: Кэри Грант, Айрин Данн и Ральф Беллами. |
Полковник Бойд Работа шла со скрипом — ни одному из них не нравились роли,
сконструировал | выписанные в сценарии, и чем дальше, тем больше росла их |
свою модель как | неудовлетворенность. Началась работа по переделке сцена |
результат | рия: Маккери решил отбросить первоначальную версию и |
собственных | переписать все заново. Однако метод его работы был, мягко |
наблюдений за | говоря, своеобразным: сидя в автомобиле, припаркованном |
воздушными боями | на Голливуд-бульваре, он просто устно импровизировал от |
в Северной Корее. | дельные сцены со сценаристкой Виньей Дельмар. Позднее, |
Он пытался | когда начались съемки, он расхаживал по пляжу и что-то то |
понять, по какой ропливо черкал на обрывках оберточной бумаги — это были
Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 216 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!