Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Корпорации



В основе жизни общества — принцип ассоциации, в силу которого отдельные индивидуумы объединяются в организации, чтобы добиться общих целей, недостижимых для одиночек. И вот, в определенных случаях и при исполнении определенных требований, правопорядок полагает целесообразным рассматривать эти организации в качестве самостоятельных субъектов права, отдельных от тех физических лиц, которые их составляют.

Такая необходимость не была оставлена в римском праве без внимания и реализовывалась различным образом.

Первую группу юридических лиц, образованных на коллективной основе, составляют политические организмы (само государство, называемое populus Romanus, municipia, coloniae).

Считалось, что они либо существуют изначально (как в случае populus Romanus, извечно рассматривавшегося в качестве субъекта права и потому наделенного собственной правоспособностью), либо возникают в связи со специальным мероприятием (например, в отношении колоний это был lex, на основании которого они учреждались). Однако хотя populus Romanus неизменно обладал правоспособностью в области одного лишь публичного права, так что отношения, в которые он вступал, регулировались исключительно и неизменно ius publicum, municipia и coloniae были наделены правоспособностью и в частном праве, так что они имели возможность быть субъектами ситуаций, регулируемых ius privatum.

Напротив, sodalitates (братства) и collegia являлись юридическими лицами в области одного лишь частного права. Первые были объединениями, преследующими главным образом куль-товые цели; вторые были направлены на общественно полезные (как похоронные общества) или профессиональные (творческие и производственные корпорации) цели.

Признание их существования происходило в разные исторические периоды по-разному. На смену абсолютной свободе объединений, провозглашенной в XII таблицах, пришли различные ограничения, введенные в последний период республики, что вызывалось распространением (в связи с политической обстановкой того времени) ассоциаций, преследовавших под прикрытием дозволенных целей тайные политические задачи. После нескольких вмешательств государства, имевших ограниченный характер и срок действия, во времена Августа был наконец издан lex Iulia de collegiis (который, возможно, подтверждал предшествовавшие распоряжения Цезаря). В соответствии с ним распускались все существующие collegia, за исключением тех, которые могли сослаться на наиболее древние традиции, и было решено, что новые collegia могут быть признаны лишь по постановлению сената (к которому впоследствии было приравнено непосредственное признание со стороны принцепса). Этот регламент оставался в силе на протяжении всего существования империи. В христианскую эпоху (начиная с Константина и дальше) возвратились к формам, хотя и ограниченным, признания ассоциаций на общих принципах: лицо было признано за похоронными обществами, collegia funeraticia, и за церковными учреждениями как таковыми теперь уже не вследствие индивидуальной оценки конкретных целей каждой такой организации.

Организационная структура sodalitates и collegia зависела, начиная с XII таблиц, от устава объединения (lex collegii). Вообще говоря, частные объединения предусматривали органы управления по образцу юридических лиц публичного права. Например, как правило, имелись собрание членов (populus collegii), более узкий совет (ordo decurionum), а также особые органы, носившие различные названия (magistri, curatores, quinquennali и т. д.).

В юриспруденции был выработан принцип, согласно которому не может существовать компания, в которой не будет объединено множество членов, и их минимальное число было определено в количестве трех («tresfaciunt collegium»).

Правоспособность объединений касалась имущественных прав в широком смысле слова, но подчас они признавались в качестве субъектов прав, имеющих также и личное содержание (как патронат).

Фонды

Физическое лицо может задаться благотворительной целью, имеющей продолжительный или постоянный характер, и направить на ее достижение определенное количество имущества или сумму денег, стараясь сделать так, чтобы эти материальные ценности оказались прочно связаны с данной целью, в том числе и после смерти самого лица. Чтобы обеспечить исполнение такой воли навсегда, современное право подчас отделяет имущество от личности того, кто им распоряжается, или от личностей тех, кто исполняет его волю, и наделяет это имущество собственной жизнью, персонифицируя его. Таким образом, само имущество начинает рассматриваться в качестве субъекта, имеющего своей целью стремление к осуществлению того, что было установлено учредителем, так что последовательные приращения и убыли, права и обязательства начинают относиться на счет такого субъекта. Он функционирует посредством физических лиц, управляющих, сменяющих друг друга с течением времени и действующих не от собственного имени, а как «органы» юридического субъекта, которым является сам фонд.

Присвоение лица имуществу требует, очевидно, большей степени абстрагирования в сравнении с той, что была необходима для присвоения лица компании, которая базируется преимущественно на личностном основании, образованном совокупностью физических лиц. По этой причине понятие фонда было несомненно чуждо классическому римскому праву.

Чтобы достичь того же самого, классические юристы пользовались в основном совершением завещательного отказа в адрес компании (которая вследствие своего постоянного характера обеспечивала постоянное исполнение воли лица, распорядившегося имуществом) и обременением компании, «удостоенной» отказом, обязанностью {modus) употреблять получаемые доходы на указанные цели.

Однако в христианскую эпоху создаются условия для возникновения современного понятия «фонд». Под «благочестивыми целями», piae causae, понимали все благотворительные завещательные отказы, которые охранялись, поощрялись и получали привилегии посредством распоряжений о благоприятствовании. Такие piae causae, которые были поначалу чаще всего связаны с церковными учреждениями (прежде всего с отдельными церквами), как можно полагать, в некоторых случаях и в самом деле рассматривались в юстиниановском праве в качестве отдельных субъектов, отличных от приходов, к которым они относились. Однако окончательной уверенности в том, что можно говорить о подлинном наделении имущества лицом в собственном смысле слова, у нас нет даже и относительно юстиниановской эпохи.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Определите понятие и раскройте государственно-правовую классификацию лиц. Рецепция в ГК РФ.

2. Понятие правоспособности лица: содержание, возникновение и прекращение. Рецепция в ГК РФ.

3. Раскройте содержание фактов, влияющих на правоспособность: честь, религия, родство.

4. Охарактеризуйте правовое положение римских граждан.

5. Охарактеризуйте правовое положение перегринов.

6. Охарактеризуйте правовое положение рабов.

7. Охарактеризуйте правовое положение вольноотпущенного.

8. Охарактеризуйте правовое положение колонов.

9. Охарактеризуйте правовое положение юридического лица. Рецепция в ГК РФ.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 167 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...