Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Журнал «Современник» как пример положительного опыта создания эффективной корпоративной культуры



Аннотация. В статье ставится задача рассмотреть журнал «Современник» в годы редакторства Н.А. Некрасова в качестве положительного опыта создания эффективной корпоративной культуры. Уровень организационной культуры этого издания оценивается по параметрам, предложенным Т. Дилом и А. Кеннеди.

Ключевые слова: журнал «Современник»; Н.А.Некрасов; корпоративная культура; методы управления.

Динамично развивающаяся экономика предъявляет к современным периодическим изданиям все более высокие требования. Перенасыщение рынка услуг, в том числе информационных, отрицать невозможно. Любое средство массовой информации, будь то газета, журнал или интернет-портал, бьется буквально за каждого читателя. Успешность того или иного периодического издания напрямую зависит не только от оперативности, качества и достоверности предоставляемой информации, но и от его корпоративной культуры. Корпоративная культура является основным механизмом, обеспечивающим эффективную работу организации, ее конкурентоспособность и т.д. При благоприятном внутреннем климате компания становится сродни особой семье, где каждый сотрудник осознает собственную значимость и незаменимость в коллективе, четко понимает цели и задачи издания.

В качестве положительного опыта создания эффективной корпоративной культуры можно назвать литературный журнал «Современник» в годы редакторства Н.А. Некрасова. В то время «выход каждой книги «Современника» был событием» [2]. Его тираж достигал огромной для того времени цифры – десять тысяч экземпляров. Некрасов привлек к сотрудничеству таких известных писателей, как И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Ю.Н. Григорович, А.И. Герцен, И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин. Будучи выдающимся организатором, «Некрасов создал такой журнал, какого не было прежде, и в смысле идейном, и в отношении структуры, внутренней организации материала» [2].

В данной статье мы предпримем попытку оценить уровень корпоративной культуры «Современника» по параметрам, предложенным Т. Дилом и А. Кеннеди. Сильными корпоративными культурами они считают те, которые обладают следующими элементами:

- сильная, объединяющая корпоративная философия и миссия;

- лидер, который доверяет другим и в которого верят;

- открытые каналы коммуникаций и доступ к высшему руководству;

- особое внимание уделяется людям и производительности;

- особое внимание уделяется клиентам и сервису;

- в организации заметно чувство удовлетворенности и принадлежности;

- наличие поддерживаемых всеми церемоний, ритуалов, обычаев;

- общий эмоциональный подъем, касающийся работы и будущего;

- чувство удовлетворения, связанное с исполнительским мастерством, вложенными в общее дело усилиями и вознаграждением.

Во-первых, в коллективе «Современника» была разработана мощная, объединяющая философия и миссия. Философия и миссия подразумевают в первую очередь постановку целей и задач издания перед сотрудниками. У авторов «Современника» существовало четкое видение задач журнала: привитие обществу чувства гражданственности, свободомыслия, а также литературного вкуса; разъяснение значение литературы и критики для общества; образование простого народа; соответствие запросам и духу времени. К авторам, печатавшимся в журнале, предъявлялись соответствующие требования: материалы должны были быть жизненно-современными, актуальными для того времени, написанными на злобу дня.

Объединяющую функцию, помимо философии и миссии, играют также мифы, легенды и истории, связанные с основанием журнала, деятельностью его руководителей и выдающихся сотрудников. Говоря о «Современнике», нельзя обойти вниманием фигуру А.С. Пушкина, ставшего в 1836 году основателем журнала. После смерти поэт стал символом издания, его Небесным покровителем. Стать последователями печатного дела этого гениального человека считалось честью.

Во-вторых, Н.А. Некрасов безоговорочно являлся лидером редакции. Не имея в арсенале каких-либо теорий, он успешно руководил коллективом и производством журнала в целом. Это отражалось не только в формальном выполнении редакторских обязанностей, но и в духовном и идейном вдохновении единомышленников. Можно долго перечислять редакторские таланты Н.А. Некрасова: ум, твердость характера, постоянство идей и мнений, умение признавать собственные ошибки, умение находить талантливых авторов, видеть в начинающих литераторах особый дар. Как считает известный советский литературовед В.Е. Евгеньев-Максимов, «… не обладай он [Некрасов] такими блестящими организаторскими способностями, тактом и чутьем перворазрядного редактора, практическим взглядом, характеризующим его как выдающегося издателя, едва ли эти альманахи могли создаться и в таком именно виде, в каком они вышли в свет, и приобрести такой колоссальный успех» [5, с. 67]. Но главное, что определяло успех Некрасова как редактора – это четкие принципы в работе: «гражданственность, идейность, демократизм, простота и общедоступность формы, а вместе с тем ее высокая художественность» [5, с. 161].

В-третьих, в «Современнике» отмечалось наличие открытых каналов коммуникаций и доступа к высшему руководству. Доступ к «высшему руководству» был не ограничен, так как редакция журнала находилась в доме самого Некрасова. Нередко целые дни проводили авторы в гостях у Николая Алексеевича за работой для «Современника». Квартиру поэта называли тогда «литературным подворьем», где «бывали и работали лучшие люди эпохи, решавшие насущные вопросы политической, общественной, литературной жизни. Квартира Некрасова постепенно стала центром передовой литературы, боевым штабом революционной демократии» [8, с. 135]. «В «литературное подворье» к Некрасову как в свой родной дом шли литераторы поговорить, поработать, выслушать советы доброжелательного редактора, обсудить литературные новости, иногда поспорить, а иные попросить «аванс» или денежную помощь, которую щедро оказывал Некрасов» [8, с. 135].

Еженедельно у Некрасова устраивались знаменитые редакционные обеды, на которых собирались все литераторы, сотрудничавшие в «Современнике». Вот как отзывался об этих событиях сам Некрасов: «А надобно же нам с ними жить прилично, беллетристы любят... чтобы вообще было им приволье и комфорт в квартире редактора. Без этого они отстанут от сотрудничества. Поддерживать приятельство с ними стоит очень дорого, потому что для этого надо жить довольно широко; но это расход, необходимый для поддержания журнала» [11].

В-четвертых, редактор сумел организовать сплоченную команду единомышленников. На каких же началах журнал объединил таких писателей, как В.Г. Белинский, А.И. Герцен, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, И.А. Гончаров, Ю.Н. Григорович, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.Н. Островский, Л.Н. Толстой? «Современник» твердо стоял на антикрепостнических позициях и отстаивал демократические идеалы и ценности. Именно на этой почве были объединены основные сотрудники некрасовского журнала. Некрасов был категоричен: авторы, не разделяющие основных позиций «Современника», не могли стать постоянными сотрудниками журнала.

Для стимулирования производительности и повышения трудоспособности коллектива Некрасов в своей практике широко применял сочетание материальных и моральных стимулов. К моральным можно отнести всякого рода поощрения, выражаемые редактором в своих многочисленных письмах авторам журнала. Приведем пример из писем Некрасова Тургеневу: «Любезный Тургенев!... Будьте друг, сжальтесь над «Современником» и пришлите нам еще Ваши работы, да побольше, а мы всегдашние Ваши плательщики» [8, с. 192]. Такие письма указывали на уважение к сотруднику, признание его значимости и важности. В отдельных случаях материальным стимулом служил повышенный гонорар за талантливо написанные произведения.

Примечателен тот факт, что в редакции «Современника» стояло большое зеркало с ящиками, в них Некрасов оставлял часть денег с карточных выигрышей, и любой нуждающийся литератор мог безвозмездно воспользоваться ими.

В-пятых, особое внимание уделялось читательской аудитории. Некрасов был известен особым трепетным подходом к читателям. Его целевая аудитория – это образованные люди с передовыми взглядами. Специально для них в журнале публиковались литературно-критические, аналитические статьи, литературные произведения на злобу дня и т.п. Некрасов, заинтересованный в увеличении популярности своего журнала, не мог остановиться только на реальной аудитории. Журнал считался литературным, научным, политическим, и в то же время там публиковались статьи с цветными картинками мод из Парижа. Для чего это делалось? Чтобы вызвать интерес к журналу и у женского пола. Эти нехитрые приемы оправдывали себя и повышали популярность журнала неуклонным ростом подписчиков.

В-шестых, отмечалось наличие в редакции поддерживаемых всеми церемоний, ритуалов, обычаев. Одним из стимулов сближения и крепости творческого коллектива некрасовского журнала были знаменитые «редакционные обеды». Обеды эти отличались изысканностью яств и напитков, шампанское на них «лилось рекою». Такая традиция началась с момента выхода первого номера журнала. Впоследствии некрасовские богатые застолья шли не столько от барского хлебосольства, сколько от трезвого расчёта. Успешность литературных дел журнала обеспечивали договоренности за «рюмкой хмельного».

Итак, сильный лидер и крепкий сплоченный коллектив сделали из «Современника» главный печатный орган передовых мыслей России. В отличие от большинства конкурентов, в коллективе журнала поддерживалась атмосфера исключительной преданности интересам, идейной общности, что обеспечило невероятный успех журнала. Не имея журналистского образования, Некрасов сам изобрел методы управления редакторским коллективом, которые могут быть актуальны и в современных условиях информационного рынка.

Литература

1. Армстронг М. Основы менеджмента: как стать лучшим руководителем / М. Армстронг / пер. с нем. О. Ю. Серой. – Ростов-на Дону: Феникс, 1989. – 134 с.

2. Березина В. Г. Русская журналистика второй четверти XIX века / В. Г. Березина. – Л.: Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1965 – 144 c.

3. Богословский Н. В. Николай Гаврилович Чернышевский / Н. В. Богословский. – М.:Изд-во «Молодая гвардия»,1955. – 574 с.

4. Deal T. Corporate Cultures: The Rites and Rituals of Corporate Life / Т. Deal, А. Kennedy. – Addison-Wesley, Reading Mass, 1982. – Р. 57.

5. Евгеньев-Максимов В. Е. Некрасов / В. Е. Евгеньев-Максимов // История русской литературы: в 10 т. Т.8: Литература шестидесятых годов. – М.: АН СССР. Ин-т рус. лит., 1956. – 67с.

6. Есин Б. И. История русской журналистики XIX в. / Б. И. Есин. – М.: Высшая школа, 1989. – 228 с.

7. Иванова Т. Б. Корпоративная культура и эффективность предприятия: монография / Т. Б. Иванова, Е. А. Журавлёва. – М.: РУДН, 2011. – 152 с.

8. Ломан О. В. Некрасов в Петербурге / О. В. Ломан. – Л.: Лениздат, 1985. – 247 с.

9. Розанов В. В. Благодушие Некрасова / В. В. Розанов // Мир Искусства. –1903. – №1–2. – С. 52–65.

10. Смирнов Э. А. Основы теории организации: учеб. пособие для вузов / Э. А. Смирнов. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. – 375 с.

11. Чернышевский Н. Г. Воспоминания о Некрасове / Н. Г. Чернышевский // Собрание сочинений в 5 т. Т. 3: Литературная критика – М.: «Правда», 1974.

D. Madiyarova

JOURNAL «SOVREMENNIK» AS AN EXAMPLE
OF EFFECTIVE CORPORATE CULTURE

Abstract. The article seeks to examine the magazine «Sovremennik» during the editorship N.A. Nekrasov as a positive experience in establishing an effective corporate culture. The Level of organizational culture of this publication is estimated according to the parameters proposed by T. Diehl and A. Kennedy.

Key words: magazine «Sovremennik»; N.A. Nekrasov; corporate culture; management practices.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 519 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...