Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Первопроходец корпоративной прессы в Магнитогорске, журналист Федор Безбабичев



Аннотация. В центре исследования – биография Ф.Ф. Безбабичева – журналиста, стоявшего у истоков корпоративной прессы. Обращение к архивным документам позволило автору не только детально рассказать о значимых периодах жизни Ф.Ф. Безбабичева, но и нарисовать портрет человека, безгранично преданного своей профессии.

Ключевые слова: корпоративная пресса; Ф.Ф. Безбабичев; первый редактор газеты «Магнитострой»; архивы Магаданской области.

Сегодняшние сотрудники корпоративной прессы Магнитогорска вряд ли знают, кто стоял у истоков их беспокойного и такого увлекательного дела в самом начале 1930-х годов. Имена многих журналистов ныне забыты, но архивы и старые подшивки газет помогают восстановить историю. Так, например, первым редактором газеты «Магнитострой» был Фёдор Фёдорович Безбабичев.

Он родился в бедной крестьянской семье в пригороде Ельца – в деревне Слободка Казацкой волости 8 февраля 1904 года. Фёдору было десять с половиной лет, когда началась первая мировая война. Мальчишки тогда взрослели быстро… Революция, гражданская война, комсомол. Уже в 16 лет он вступил добровольцем в Красную Армию (боец военно-дорожного отряда, секретарь комсомольской ячейки). Но воевать всерьез не пришлось – юного воина демобилизовали в связи с окончанием войны. Дальнейший жизненный путь елецкого уроженца Фёдора Безбабичева проще показать в виде хронологического перечня, сопроводив его комментарием:

1920 –1921 – член редколлегии Елецкой уездной газеты «Соха и молот», заведующий уездным политпросветом Елецкого комитета РКСМ (в 1921 году Фёдор Безбабичев был принят в коммунистическую партию);

1921 – 1922 – заведующий уездным отделом Центропечати в Ельце.

Итак, с 16 лет его судьба связана с печатью – сначала делал «комсомольскую страничку» в местном издании, а потом, в первый, самый трудный год НЭПа, когда газеты стали платными, тиражи упали до катастрофических отметок. Фёдор Безбабичев обходил крестьянские дворы, убеждал селян в том, что надо обязательно подписываться на губернскую газету. А еще устраивал комсомольские концерты и театральные представления, чтобы на вырученные деньги выписать газеты для школ, сельсоветов, изб-читален.

1922 – 1923 – заведующий уездным политпросветом отдела народного образования в Кромах (Орловская губерния);

1923 – секретарь волостного комитета РКП(б) в Сосково (Орловская губерния);

1923 – 1926 – литературный работник, член редакционной коллегии газеты «Орловская правда», редактор журнала «Кооперативное дело» (г. Орел);

1926 – 1928 – секретарь волостного комитета ВКП(б) в Дросково;

1928 – заведующий партийным отделом газеты «Орловская правда».

Со 2 июня и до ноября 1929 года «Орловская правда» выходила за подписью заместителя редактора Ф.Ф. Безбабичева. В стенограмме первой Орловской окружной конференции ВКП(б), состоявшейся в июле 1928 года, есть запись его выступления. Когда обсуждалась тема критики и самокритики, границы дозволенного в этом весьма деликатном деле, Безбабичев заявил: «В книге Васильченко «На той стороне» (художественное произведение) показано, что якобы в партии борьба с оппозицией шла за дележ портфелей, что вожди ВКП(б) пьют и т.д. Это – явно правооппортунистская тенденция опорочить руководство и исказить историю борьбы с оппозицией».

1929 – 1930 – редактор газеты «Ленинский путь» Льговского округа ЦЧО (ныне Курская область);

1930 – 1931 – заведующий отделом партийной жизни областной газеты ЦЧО «Коммуна» (г. Воронеж).

Мне довелось листать пожелтевшие страницы льговской окружной газеты в местном краеведческом музее. Хоть и прошло больше восьми десятков лет, потускневшие строки поистине «идут в наступление»: повсюду клич вступать в колхоз, громить кулаков, беспощадно бороться с бюрократизмом, кумовством, разгильдяйством... Так и видится Фёдор Безбабичев Макаром Нагульновым окружного масштаба, только вместо острой шашки у него не менее острое слово. Понятно, почему именно этому редактору периферийной газеты предложили возглавить ключевой отдел – партийной жизни – в областной «Коммуне». С такой же энергией и принципиальностью он взялся за дело в Воронеже. Именно это нетерпение порой приводило к ожесточённым конфликтам. Так, в «Коммуне» в ноябре 1930 года Безбабичев схлестнулся с журналистом, мастером передовых статей Я. Каховским, который выступил по поручению райкома ВКП(б) с докладом в 55-м стрелковом полку по вопросу о внутрипартийном положении и неверно расставил некоторые акценты. Безбабичев буквально бегал по редакции, потрясая принятой на собрании в полку ошибочной резолюцией и обвиняя Каховского в «левом уклоне». Думаю, подоплёка такой бурной реакции была куда глубже – ещё в 1928 году приехавший из Сибири Каховский жёстко критиковал позицию «Орловской правды» по довольно запутанным вопросам местной жизни. Безбабичев выплеснул старую обиду. Редакционное партбюро «Коммуны» после разбирательства жалобы уже со стороны Каховского постановило: «Тов. Безбабичев вполне правильно сделал, что поднял вопрос об ошибке тов. Каховского, но чересчур поспешно политически квалифицировал его как примиренца к левому уклону, хотя у него не было для этого оснований».

Время было бурное, решения принимались быстро. Вскоре у Безбабичева появилась возможность снова занять место на капитанском мостике в редакции – теперь уже в Сибири.

1931 – 1932 – редактор областной газеты «За коллективизацию» (г. Иркутск).

1932 – 1936 – заведующий отделом партийной жизни городской газеты «Магнитогорский рабочий», заместитель редактора, и.о. редактора газеты (одновременно – первый редактор многотиражной газеты «Магнитострой»).

«Восточный период» в биографии Фёдора Безбабичева был не менее сложен и напряжен, чем его «черноземные» будни. В Иркутске он, к примеру, вступил в открытую конфронтацию с партийным руководством, ратовавшим за революционные методы коллективизации. Пришлось перебираться в другой город, благо, партийным руководителем в Магнитогорске тогда был Франц Карклин, бывший секретарь окружкома партии во Льгове. Он, уже собиравшийся из Магнитогорска на должность секретаря горкома в Свердловске, видимо, и составил протекцию Безбабичеву.

Безбабичев приехал на голое место, на полустанок, где стоял одинокий вагончик с самодельной надписью «Станция Магнитогорск». Приходилось начинать всё снова, из ничего делать содержательную, боевую газету. Характерная деталь: одно время Безбабичев несколько месяцев жил прямо в цехе, чтобы быть в самой гуще событий и, не тратя времени даром, давать на полосу самые свежие новости…

10 сентября 1936 года Фёдора Безбабичева арестовали по обвинению в контрреволюционной деятельности. В начале марта следующего, 1937 года, суд в Магнитогорске назначил ему 10 лет лишения свободы по печально известной 58-й статье Уголовного кодекса. Безбабичеву, можно сказать, повезло – уже через несколько месяцев за «контрреволюционную деятельность» стали давать в основном высшую меру. Но в самые мрачные дни 1937-го бывший редактор был уже не в следственной камере, а в пути… В ноябре 33-летний заключённый Безбабичев был доставлен на пароходе «Джурма» из Владивостока на Колыму.

Трагически известные золотые прииски – здесь оборвался земной путь тысяч и тысяч наших соотечественников, оклеветанных и отправленных в небытие. Нечеловеческий каторжный труд: кирки, лопаты, тачки. Начало войны: всё для фронта, всё для победы. Лютый холод и скудный паек… Не раз Безбабичев был на грани жизни и смерти. Его спасали – спасали те, чьих имен он даже не знал. Дружил в лагере с писателем Андреем Алдан-Семёновым (именно Безбабичева литературоведы ныне считают прототипом старого большевика Петракова – героя повести Алдан-Семёнова «Барельеф на скале»). По мнению журналистов магаданской газеты «Колымский тракт», Безбабичев к тому же и прототип одного из героев повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»…

Система работала четко – Безбабичев вышел на свободу именно в тот день, который был указан в давнем приговоре суда, – 10 сентября 1946 года. После освобождения – рабочий строительной конторы, техник, нормировщик. И только в 1957 году после реабилитации и восстановления в рядах КПСС Безбабичев вернулся в журналистику. Несколько месяцев он работает литсотрудником районной газеты, а затем, когда в октябре 1958-го было принято решение о создании районного радио – возглавил эту беспокойную службу. Начиная работать на радио (а ему было уже 54!), не имел малейшего опыта обращения с микрофоном, звукозаписывающей техникой. В итоге получились полноценные, шесть раз в неделю, выпуски последних новостей – ежедневно по 15 минут эфира. И так на протяжении четверти века… Многолетний труд Безбабичева был отмечен орденом «Знак Почёта», медалями, ему был вручен знак «50 лет в КПСС», присвоено звание «Заслуженный работник культуры РСФСР».

Хотя много лет каждодневно имел дело с золотом (однажды редакцию снесли, чтобы на этом месте вести промывку драгметалла), он по-прежнему оставался бессребреником, фанатичным коммунистом. Дорогие подарки к юбилеям он отдавал в детские сады, многократно отказывался от квартиры с удобствами, до смерти прожил в бараке (да и туда его с семьей вселили едва ли не насильно – прежде обитали в здании водокачки, приспособленной под жилье). Начал создавать местный музей, был обладателем самой большой личной библиотеки в районе (до ареста успел закончить два курса литфака вечернего пединститута в Магнитогорске). Всегда ходил в тёмной рубашке и простом сером костюме, брюки зимой и летом были заправлены в непременные кирзовые сапоги. Старая курительная трубка, набитая сломанными пополам дешевыми крепкими сигаретами…

Фёдор Фёдорович Безбабичев работал радиожурналистом почти до самого ухода из жизни – удивительная верность выбранной в 1920 году профессии! Он умер 11 июля 1985 года, похоронен в поселке Усть-Омчуг – это в нескольких десятках километров от Магадана.

Восстановить его жизненный путь автору удалось с помощью магаданских архивистов. Документы о Фёдоре Безбабичеве сохранились в трёх архивах Магаданской области: в Центре хранения документов по личному составу есть его личное дело; в Центре хранения современной документации (фонды Магаданского обкома КПСС и Тенькинского райкома КПСС) – личные карточки и постановления, касающиеся Безбабичева; в фондах архивного отдела администрации Тенькинского района – листок по учёту кадров, автобиография и газетные публикации (Центр хранения документов по личному составу Магаданской области. Ф. 282. Оп. 4. Д. 66. Л. 1-3; Оп. 8. Д. 5. Л. 91; Ф. 21. Оп. 5. Д. 235. Л. 22-24; Оп. 9. Д. 39. Л. 2, 32; Ф. 21. Оп. 1. Д. 150; Фонд Тенькинского горнопромышленного управления Дальстроя.Личное дело Ф.Ф. Безбабичева). Что касается личного дела осужденного Ф.Ф. Безбабичева, то оно, по сообщению Информцентра УВД по Магаданской области, было уничтожено в марте 1960 года (Архивная справка Информцентра УВД по Магаданской области № 3/2-324 от 27 марта 2007 г.).

A. Kondratenko

JOURNALIST FEDOR BEZBABICHEV

Abstract. The study is centered around the biography of F.F. Bezbabichev a journalist standing at the origins of the corporate media. Appeal to archival documents allowed the author to not only talk in detail about the important periods of life of F.F. Bezbabichev, but also to make a portrait of a man infinitely devoted to his profession.

Key words: corporate press; F.F. Bezbabichev; the first editor of the newspaper «Magnitostroy»; archives of the Magadan region.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 559 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...