Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты  
 

Мусульманская культура



Возникновение ислама. Мухаммед — пророк новой религии. Последователи Мухаммеда: Абу Бакр, Омар, Осман, Али. Сущность исламской религии, шариат и пять столпов ислама: шахада, салят, саум, закат и хадж. Мировоззрение мусульман. Коран — священная книга ислама. Культовая архитектура Арабского Востока. Роль орнамента. Живопись и скульптура. Литература. Естествознание и медицина. Суфизм — мистическое учение ислама. Роль мусульманства в мировой культуре.

Мусульманский мир противопоставляют христианскому или европейскому как Восток — Западу. Восток в мусульманскую эпоху продолжал развитие культуры, прерванное в греко-римском мире, и в течение нескольких веков занимал в культурном отношении ведущее место. Культурный расцвет, однако, относится к началу упадка политического могущества мусульман, хотя крупным завоевательным движениям из Европы мусульманский Восток вообще в своей истории не подвергался. Он не имеет деления своей истории на древнюю, средневековье и новую, что характерно для Западной Европы.

Ислам — создание арабского народа, из его племени корейшитов и города Мекки происходил Мухаммед. Новая религия и тесно связанная с ней государственность в противовес христианству положила начало религиозной терпимости и созданию условий для политического и культурного объединения значительной части человечества. «Мекка — место в пустыне, где не было ничего интересного, где земля не была плодородна, а люди не были сильно продвинуты, где не было ни наук, ни искусства, не существовало процветающего бизнеса или промышленности, — и сейчас привлекает миллионы людей, которые приходят с одной лишь целью: совершить паломничество».* Этот город стал знаменит и интересен как родина ислама и Мухаммеда.

* Инайят- хан. Мистицизм звука. М., 1997. С. 23.

Арабский , халифат в XIII в.

Арабский дом в Северной Африке, напоминающий крепость.

В эпоху расцвета арабской географической литературы, в IX и Хвв., мусульманский мир был гораздо теснее связан с Византией и Россией, чем с Западной Европой. В течение нескольких веков евреи были главными посредниками при культурном обмене между мусульманами и христианами, переводили произведения арабской науки на латинский язык. Ознакомление западноевропейского средневекового мира с арабской наукой было одним из главных их достижений. Непосредственные отношения между Западной Европой и мусульманским миром усилились во второй половине XI в., когда независимо друг от друга норманны на Западе и турки на Востоке нанесли удар по византийскому могуществу.

Связующей духовной нитью культуры Арабского Востока является именно религия. Язык этой религии — арабский. Ислам (араб, покорность), одна из трех мировых религий, возник на северо-западе аравийского полуострова на рубеже VI—VII вв. Арабы, часть семитского племени, в древности перебрались на аравийский полуостров и продолжали вести кочевой образ жизни. Их деятельность освящала Кааба. «Когда Авраам вернулся из Египта после посвящения в мистерии жизни, он прибыл в Мекку, и там был установлен камень в память об инициации, которую он получил от древней школы Египта; и голос, помещенный в камень поющей душой Авраама, звучит и становится слышимым для тех, кто может слышать его. С тех пор пророки и видящие совершают паломничества к этому камню Кааба, а голос все еще существует и продолжает звучать» .*

* Там же.

К началу VI в. у арабов сохранялись родоплеменные отношения, и это препятствовало созданию единого политического образования. Нужна была новая идея, которая объединила бы все племена. Такой идеей стал ислам, основоположником которого является Мухаммед (570-632 гг.).

Мухаммед родился в Мекке, рано осиротел, воспитывался сначала дедом, затем дядей, был пастухом, проводником караванов. В 24 года нанялся на работу к купчихе Хадидже и вскоре стал ее мужем. В 40 лет получил первое откровение от Аллаха, который объявил, что Мухаммед является его посланником и должен донести до людей идеи единобожия и социальной справедливости.

Тростниковый дом арабского шейха.

Проповеди Мухаммеда нашли поддержку в городских низах и вызвали ярость у племенной верхушки Омейядов Мекки. В 622 г., опасаясь физической расправы, Мухаммед бежит из Мекки («хиджра» — переселение 16 июля 622 г. начинает мусульманское летосчисление) в соседний город Ясриб. Там он объединил племена, исповедовавшие язычество и иудаизм, в умму (араб, нация, народ). Мухаммед объявил себя имамом (араб, стоящий впереди) — религиозным главой, правителем, военачальником и судьей уммы. Город Ясриб был переименован в Медину (араб, город пророка). Первые военные успехи в борьбе с Меккой привлекали в умму другие племена. Вход в нее был открыт всем тем, кто признавал Аллаха единым богом. Вскоре вся Аравия признала власть Мухаммеда. Мекка стала духовным центром ислама, а ее храм Кааба (араб, куб), построенный над священным камнем, — главной мусульманской святыней.

В Медине Мухаммед был принят как владыка, законодатель и устроитель, но не как вероучитель, беглец или гость. Ему было необходимо обеспечить для своей религии место рядом с еврейской и христианской. В Мекке евреи и христиане ненавидели друг друга, и их религии не допускали существования рядом какой-либо другой. Мухаммед, считавший себя последним по времени пророком, напомнил, что Авраам жил до Моисея и Иисуса; следовательно, не был ни евреем, ни христианином, а был последователем единого Бога и, по общему убеждению, находился в раю; следовательно, с верой Авраама можно спастись, и именно эту веру проповедует Коран. Коран осуждает евреев и христиан за отступление от единобожия. Евреи называли сыном божьим — Ездру, христиане — Мессию. Ислам считает, что есть только один бог — Аллах, и сын, родившийся от земной женщины, быть богом не может.



Ночное путешествие Мухаммеда в Иерусалим и вознесение на небеса. Миниатюра.

Жизнь пророка в Медине не походила на его жизнь в Мекке. После смерти своей старой жены он взял себе двух других, одной из которых была десятилетняя дочь Абу Бакра Аиша. У Мухаммеда в год его смерти было девять жен. В 630 г. Мухаммед вступил победителем в Мекку, он знал, что в это время принятие ислама не означало принятие веры, и требовал говорить: «Мы приняли ислам», а не «Мы приняли веру»; веры у них еще не было. По преданию о сдаче Мекки, Мухаммед принял присягу о поклонении только одному богу Аллаху отдельно от мужчин и от женщин. Внешний успех новой веры был поразителен. Первые походы мусульман за пределы Аравии были направлены против греков, которых Мухаммед некогда считал своими естественными союзниками.

Мухаммед умер после болезни 8 июня 632 г. Его смерть стала неожиданным событием для общины. Могилу для пророка вырыли в ту же ночь, на том же месте, где он умер; рядом с ним впоследствии похоронили Абу Бакра и Омара.

Аравия нуждалась только в земном правителе. Всем было ясно, что правитель будет эмиром (военным начальником) и он может быть только из мухаджиров (изгнанников, бежавших с пророком из Мекки) или из ансаров (помощников, встретивших его в Медине). Благодаря Омару спор был решен в пользу мухаджиров. Главой государства с титулом халифа («заместитель посланника божьего») стал ближайший друг Мухаммеда мухаджир Абу Бакр. Омар принял всвое ведение суд, Абу Убейда — финансы. При правлении Абу Бакра было усмирено восстание арабских племен, закончено завоевание полуострова и начаты военные действия против Византии и Персии. В отличие от пророка, родственники настоящего правителя не пользовались никакими преимуществами.

Образцы арабской надписи и орнамента.

Абу Бакр умер в 634 г., завещав власть Омару. При Омаре было введено новое летосчисление от 622 г., года бегства (хиджры) Мухаммеда в Медину, Мусульманский год на десять дней короче настоящего, так как Коран не признал обычай сохранять старые арабские названия лунных месяцев и от времени до времени вставлять лишний месяц (для приведения лунного летосчисления в соответствие с солнечным). Во время правления Омара мусульманская держава приняла такие размеры, что прежняя система управления еюне могла быть сохранена. В состав халифата вошли культурные области, отнятые у греков и персов; административное и финансовое устройство не изменялось для сохранения высоких доходов. Увеличились средства казны и государственные имения, вводились государственные учреждения греческого или персидского типа. Влияние в Медине приобретали инородцы. Стали назначаться высокие оклады, независимо от заслуг перед исламом, отдельным лицам.

Омар хотел сделать Аравию только мусульманской страной и изгнал тех, кто не хотел принять ислам. В Медине начиналось вытеснение арабского влияния греческим и персидским. В 644 г. Омар был убит персом.

Преемником Омара стал Осман (644-656), мухаджир, но представитель враждебного пророку рода Омейядов. Правитель заботился об увеличении средств и имений казны, увеличил размеры «запретной мечети» в Мекке и мечети пророка в Медине, для чего были приглашены иноземные мастера. Османа обвиняли в некоторых религиозных нововведениях во время паломничества, но и Омар не остановился перед введением новых молитв для ночей рамазана. Большое значение имело составление официальной редакции Корана. Было предписано уничтожить все прежние свитки, а новые разослать по нескольким городам. При Османе круг ведения судей — казиев — был ограничен.

Для современного правоверного мусульманина Осман такой же «праведный» (рашид) халиф, как его преемник Али (656-661), принявший власть из рук его убийцы. Против Али выступили некоторые спутники пророка во главе с Аишей; между ними в 656 г. произошла битва, в которой Али вышел победителем; в 657 г. произошла битва между войсками Али и Муавии, причем Али был вынужден согласиться на перемирие. Али пал, как и Омар, от руки убийцы.

Эпоха четырех праведных халифов считается счастливой эпохой (аср са'адат), какой мусульманский мир после этого уже не переживал, так как вместо «заместителей» (халифов) Бога и пророка стали править «цари».

В исламе имеет место нерасторжимое единство веры, государственно-правовых установлений и культуры. Как религия он произошел из ханифизма, иудаизма и христианства, исповедуемых некоторыми арабскими племенами. Ханифизм — домусульманское учение о едином Боге Рахмане (араб, милостивый). В исламе Рахман стало прилагательным имени Аллаха. Из иудаизма ислам воспринял идею единого Бога, сюжеты о сотворении мира, грехопадении, потопе и т. д. Иудейские пророки Ной (Нух), Моисей (Муса), Авраам (Ибрахим), Иосиф (Юсуф) стали пророками ислама, закона, который отражен в шариате.

Сайид Хусайн Наср, современный шиитский теоретик ислама, называет шариат «конкретным воплощением воли Божьей. Это образ жизни и путь, на который указал Бог мусульманам. Шариат охватывает все стороны жизни... Шариат — Божественный закон... отпечаток мира...»* В идеале жизнь члена мусульманской общины строго регламентирована. Каждое действие, пусть самое незначительное, имеет ритуальное значение и находит свое место в системе религиозного права. Соблюдение данного свыше закона является подтверждением веры человека и одновременно права на вхождение в общину верующих. Совершение греха, отступление от закона отдаляет человека от божества; очищение от греха восстанавливает эту связь. Постоянному стремлению к идеальному состоянию, когда наиболее полно осуществляется связь человека и божества, служат законы ритуальной чистоты.

* Хисматулин А. А. ,Крюкова В. Ю. Смерть и похоронный обряд в исламе и зороастризме. СПб. С. 10-11.

Очищение сопровождают все обряды жизненного цикла — рождение человека, свадьбу, похороны. Никто не познает истины загробной жизни до тех пор, пока не познает истины смерти. Истины смерти не узнает до тех пор, пока не узнает истины жизни, а истины жизни не узнает до тех пор, пока не узнает истины духа — это мистическое знание истины своей души.

Из христианства ислам принял учение о бессмертии души, загробной жизни, Страшном Суде. Иисус Христос (Иса) превратился в пророка, непосредственного предшественника пророка Мухаммеда.

Акида (араб, вера, догмат) содержит пять столпов ислама и составляет его «символ веры»). Первым из них является шахад (араб, свидетельствовать). Он составляет основной догмат ислама, выраженный простой формулой: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — посланник Аллаха». Чтобы стать мусульманином (араб, покорный Аллаху), достаточно три раза произнести шахад в присутствии духовного лица. Аллах (араб, «иллях» восходит к семитскому «Элохим» — Бог) — единственный, вечный и всемогущий Бог, творец всего сущего. Все в мире предопределено его волей, в том числе и судьба каждого человека. Таким образом, личная воля человека в исламе отвергается.

Салят (араб, молитва) или намаз (перс. молитва) — второй столп ислама. Это ежедневная пятиразовая молитва на рассвете, в полдень, во второй половине дня, после захода солнца и в начале ночи. Пятничная коллективная молитва предваряется проповедью и разъяснением религиозных, нравственных и политических вопросов.

Саум (араб, пост) — третий столп ислама. Это месячный пост «рамадан» (по названию месяца) проводится в 9-й месяц Лунной хиджры. В месяц рамадан с восхода и до захода солнца нельзя пить, есть, вдыхать приятные запахи, принимать лекарства и выполнять медицинские процедуры, веселиться. Ночью все эти воздержания отменяются. Смысл поста — укрепление в вере.

Закат — четвертый столп ислама. Это благотворительный налог в пользу сирот, больных и престарелых, священный для каждого мусульманина.

Хадж (араб, паломничество) — пятый столп ислама. Это паломничество в город Мекку.

Приверженцы ислама верят в существование духовной субстанции, покидающей тело в момент смерти. С этим представлением связано и воскресение из мертвых в день Страшного Суда. В раннем исламе под воскресением понимали просыпание мертвых, вставание из могил («кыяма») в том виде, в каком людей заставала смерть. Заслужившие рай могли бесконечно наслаждаться блаженством, будучи очищенными от болезней, телесных недостатков, не подверженными земным недугам: старости, дряхлости и т. д. Мусульмане, особенно жители пустыни и жарких поясов, представляли рай в виде чудесного оазиса, с его прохладой, чистой и холодной водой, зеленью и фруктовыми садами, где все в изобилии: вкусная еда, питье, шелковые одеяния, реки, текущие молоком, медом, вином. В раю каждому мусульманину припасены гурии — девы с черными глазами, шелковистыми косами, с нежной белой кожей.

Коран (араб, чтение) — священная книга ислама. Это откровения, данные Аллахом Мухаммеду, который, будучи неграмотным, доводил их до верующих устно. Язык Корана — арабский, а потому он не переводится на другие языки. После смерти Мухаммеда все тексты его проповедей были сверены и сведены в один «Мусхаф» (араб, свиток), все остальные записи уничтожены во избежание разночтений. С «Мусхафа» были сделаны 4 копии, которые хранятся в Каабе, в мечети пророка в Медине, в Каире и в Ташкенте.

Композиция Корана хронологически и тематически не связана, имеет 114 сур (араб, ряд камней в кладке), расположенных по степени длины. Самая длинная из них — вначале, самая короткая — в конце. В свою очередь суры делятся на аяты (араб, знамение) — более короткие стихи.

Сунна (араб, образец, пример) — священное предание ислама, в котором записаны высказывания родных и сподвижников Мухаммеда о его деяниях, а также их преемников и преемников их преемников. Сунна послужила причиной раскола ислама на суннитов и шиитов. Если первые признают всю Сунну, то шииты (от араб, «шиа» — часть) отвергают Сунну преемников как недостоверную.

В середине VII в. ислам распался на три основных направления: суннитов, шиитов, хариджитов. Сунниты (люди традиций) считали, что халиф должен быть из рода курейш. Шииты — партия Али — что власть должна принадлежать прямым потомкам Али. Хариджиты — что главой уммы мог быть избран любой ее член. Догма шиитов: культ имама — авторитетного учителя.

К VIII в. окончательно оформился Шариат (араб, правильный путь) он стал сводом правил поведения, моральных норм, запретов и разрешений, обязательных для исполнения всеми мусульманами. Конституции многих современных арабских государств построены на основе Шариата.

Арабский лучник.


Характерная черта законодательства Корана — чрезмерная забота о правах собственности и недостаточное внимание правам личности. За воровство как женщинам, так и мужчинам отрубали руку. За убийство право мщения оставалось за родственниками («око за око» и т. д.). Присутствует разница между свободными и рабами, мужчиной и женщиной: «свободный за свободного, раб за раба, женщина за женщину». Коран ограждает только жизнь младенцев и запрещает детоубийство. У арабов был обычай зарывать лишних детей женского пола в землю; при исламе этот обычай быстро исчез. В суде две женщины равны одному мужчине.

Преемники Мухаммеда из рода Омейядов под знаменем ислама в результате завоевательных войн в VII—VIII вв. образовали единое государство — Халифат с обширным пространством от Пиренеев до Индии со столицей в Дамаске. Арабам удалось завоевать Ирак, Сирию, Палестину и Месопотамию, покорить всю Северную Африку, большую часть Пиренейского полуострова, установить свое господство в Иране и Афганистане, подчинить Закавказье. ВIX в. Халифат Аббасидов (столица Багдад) распадается на отдельные государства.

С IX в. начинается расцвет искусства Арабского Востока, тесно связанного с религией. Образование Халифата привело к широкому размаху строительства. При Омейядах возводятся военные поселения, при Аббасидах — города-резиденции. Арк — цитадель правителя или наместника — строится на искусственном или естественном возвышении в центре города и доминирует над остальными городскими постройками. В дворцовый комплекс входили службы, жилые помещения, система водоснабжения, парки, зверинцы и т. д. Дворцовые помещения группировались вокруг центрального двора, откуда можно было пройти в парадный зал и жилые комплексы, расположенные, в свою очередь, вокруг внутренних двориков.

Блистательным образцом такого дворца-резиденции может служить замок Альгамбра (исп. красный) — резиденция правителей Гранады в Испании, датируемый X-XIV вв. Он расположен на высоком холме и с северной, наименее защищенной стороны окружен зубчатой стеной высотой в 18 м. Многочисленные парадные и интимные дворцовые помещения группируются вокруг двух внутренних дворов — Миртового и Львиного.

Завоевания Арабов в VII- IX вв.

Вокруг арка кольцом располагался второй город — шахристан. Здесь размещались диваны (правительственные учреждения), пятничная мечеть, медресе, базары, особняки знати. Шахристан, так же как и арк, окружался стеной.

Вокруг шахристана находилось ремесленное предместье — рабад с бойнями, дубильнями, кузнями и другими мастерскими. Здесь же строились ханаки (странноприимные дома) и караван-сараи (гостиницы для купцов). Глинобитные жилища имели внутренний дворик и глухими стенами выходили на улицу. Рабад также обносился стеной.

Сирийская стеклянная лампа. XIV в.

Мечеть Элъ-Мойед в Каире. XV в.

В культовой архитектуре Арабского Востока самым распространенным типом сооружения была мечеть (араб, место поклонения) — дворовая или айванная.


Необходимость в собрании большого числа верующих на общей молитве по пятницам обусловила простую форму дворовой пятничной мечети, восходящей к плану жилого дома. Основу дворовой мечети составлял двор, обнесенный арочной галереей. В центре двора располагался бассейн для ритуального омовения.


Арка арабской постройки.

Мечеть в Кордове. X в. План.

Мечеть ориентирована на священный город Мекку, поэтому стена, обращенная к ней, имела со стороны двора нишу — михраб. Колонны у этой стены стояли в несколько рядов, образуя многоколонный зал с очень большим количеством (17-22) узких нефов. Они соединялись арками стреловидной, циркульной или подковообразной формы и богато декорировались орнаментом, резанным по гипсу. Рядом с мечетью возвышался минарет (араб, маяк — высокая круглая башня с куполообразным завершением.

Тип пятничной дворовой мечети получил распространение на западе арабского мира — Испании и Северной Африки.

В Иране, Средней Азии, Афганистане и Индии строились одно- или четырехайванные мечети (айван — араб, вход). Внутренний двор и колоннада вокруг него сохранялись, но на осях акцентировались айваны, имеющие форму арочных порталов. Благодаря айванам мечеть приобретала ярко выраженную фасадность и плоскостность. Классическим примером этого типа мечети может служить мечеть в Исфахане (Иран).

Ближневосточная традиция крестово-купольных сооружений была использована арабскими зодчими при строительстве таких культовых зданий, как медресе (араб, изучать) и мавзолеи. Они имеют форму куба, на котором возвышается купол. Переход от куба к куполу осуществлялся не при помощи парусов (как в Византии), а рядами «консольных нишек», образующих форму сталактита. Впоследствии сталактит превратился в элемент декора. Вход центрального фасада оформлялся стрельчатой аркой.

Мавзолей Тадж-Махал в Агре (Индия) — памятник мирового зодчества, построен из белоснежного мрамора Шахом Джеханом в XVII в. в память любимой жены. Квадратный в плане, со скошенными углами, он перекрыт пятью куполами. Общая высота мавзолея 75 м. Два здания из красного песчаника по сторонам мавзолея, кипарисовый сад с водоемом, каналами и фонтанами завершают гармоничный и прекрасный ансамбль.

С XIII—XIV вв. во многих городах Арабского Востока возводятся «муссала» — комплексы из мечети, медресе и мавзолея на центральных площадях. Таковы, например, площадь Майдан-е-шах в Исфахане и площадь Регистан в Самарканде.

С XIII в. культовые здания облицовываются полихромными изразцами и плитками. Облицовка сплошным ковром покрывала поверхность стен, куполов, арок и сводов. Основные цвета — синий и зеленый.

Исключительная роль орнамента в декоративном оформлении культовых построек объясняется некоторыми учеными тем, что по законам шариата изображение человека и животных было запрещено. Ведущими видами орнамента были арабеска, раппорт геометрический и эпиграфический. Арабеска восходит к эллинистическим мотивам пальметты, аканфового листа, бегущей лозы и т. д. Чаще всего арабеска имела свободную композицию. В раппорте растительные элементы, упрощенные и стилизованные, компонуются по принципу калейдоскопа — один и тот же элемент повторяется бессчетное число раз. Геометрический орнамент представляет собой композицию из сложно переплетенных лент, а эпиграфический — стилизованные надписи — изречения из Корана.

Основная идея всей культовой архитектуры ислама — прославление божественной силы, владычествующей над миром и жизнью. Красивые мечети, медресе и мавзолеи городов Арабского Востока величественно возвышаются над глинобитными и земляными крышами домов простых смертных.

Станковая живопись и скульптура не получили развития в мусульманских странах, их место заняла миниатюрная живопись — иллюстрации к книгам. Самыми знаменитыми школами миниатюры были гератская и тебризская. В Герате (Афганистан) работала китаб-ханэ (мастерская) с большим штатом превосходных каллиграфов, переплетчиков, орнаментщиков, миниатюристов. Самым выдающимся представителем гератской школы был Камил аддин Бехзад (1455—1535). По его творчеству можно судить об особенностях этой школы. Иллюстрации близки тексту, имеют небольшое количество персонажей, просты по композиции. Миниатюры писались гуашью без моделировки цветом и светотенью. Объектом для иллюстраций служили исторические и художественные произведения.

К началу XVI в. сформировалась школа миниатюры в Тебризе (Иранский Азербайджан). Ее особенностями были утонченный декоративизм, усложненность многофигурной композиции, яркая цветовая гамма. В тебризской миниатюре получили развитие пейзаж и индивидуальный портрет.

Крупнейшим представителем тебризской школы был Султан Мухаммед (XVI в.). Миниатюра в его исполнении была не столько иллюстрацией к тексту, сколько самостоятельным произведением. В его творчестве преобладают так называемые «муракка» — альбомы, в которых миниатюры чередуются с образцами каллиграфии. Излюбленные темы художника — пиры, охота, приемы, увеселения, трактуемые декоративно и празднично. Цветовая гамма построена на сочетании красно-фиолетовых, розовых, голубых тонов с обильным добавлением золота. Сафьяновая кожа переплетов украшалась самоцветами. полны глубоких философских раздумий о человеке и смысле его жизни. Одновременно поэт прославляет в них красоту, любовь и духовное величие человека.

Литературным центром Арабского Востока стал Хорасан: здесь были заложены основы классической поэзии, выработан и отшлифован литературный язык фарси, сформированы основные жанры поэзии, система образов, стихотворные метафоры.

Выдающийся ученый и поэт Востока Омар Хайям (рубеж XI-XII вв.) никогда не писал хвалебных од, никогда не был льстецом, ожидающим милости. Он прославился своими рубай (четверостишия). Малая форма поэзии — рубай превратилась в творчестве Хайяма в маленькие поэмы, в которых поэт предстает человеком независимым, исполненным чувства собственного достоинства. Рубай Хайяма полны глубоких философских раздумий о человеке и смысле его жизни. Одновременно поэт прославляет в них красоту, любовь и духовное величие человека.

Символ Ирана: лев и солнце.

Другим стихотворным жанром восточной поэзии был жанр газели — лирического стихотворения из 7 или 14 бейтов (двухстрочий). Блестящими создателями газелей были Хосров Дехлеви, Хафиз и Саади (все XIII-XV вв.). Их поэзию объединяет отточенность художественной формы, философичность, свободомыслие и гуманизм, основанный на универсальной идее любви.

К X в. относится создание эпоса, в котором мифы и история доарабского Ирана сводятся воедино. Так возник эпос, получивший название «Шах-намэ» («Книга царей»).

Первым автором «Шах-намэ» был гениальный поэт Абулькасим Фирдоуси, живший в Х в. Его грандиозная поэма из 150 тысяч бейтов описывает 50 царствований мифических, легендарных и исторических правителей Древнего Ирана. Вся эпопея Фирдоуси пронизана главной темой — борьбы добра и света со злом и тьмой. Носителем добра выступает идеальный герой — богатырь Рустам. Наделенный фантастической силой, он способен свергнуть любого шаха, а видел он их немало, так как прожил 600 лет. Но во имя благополучия и единства своей страны Рустам не делает этого. Обладая высокими нравственными качествами, он ведет борьбу со всяким злом и несправедливостью.

Эпос «Шах-намэ» пользовался огромной популярностью в арабском мире. Свои версии «Шах-намэ» в последующие времена предлагали многие поэты Востока. Не менее знаменитым был сборник «Хамсэ» (пятирица). Самой популярной версией была «Хамсэ» поэта Низами Ганджеви

Сцена в саду. Миниатюра. XIV в.





Л. Бруни. Иллюстрация к книге лирики Низами. 1942.

XVI в.) и включала поэмы «Сокровищница тайн», «Лейли и Меджнун», «Хосров и Ширин», «Семь портретов» и «Искандер-намэ». Многие сюжеты из «Хамсэ» явились источником произведений искусства не только на Востоке, но и в Европе.

В странах Арабского халифата к IX в. получили интенсивное развитие естественные науки и врачевание. Развитию медицины способствовало изначально существующее в исламе сакральное знание — суфизм. Наиболее известным врачом, математиком и философом был к тому времени Аль-Фараби (870-950), знаток Аристотеля и глубокий мыслитель. Он считал, что Бог является первопричиной бытия, но внешний мир существует самостоятельно, независимо от сверхъестественных сил. Мир для него познаваем и органическими чувствами, и интеллектом, и умозрением. По-другому подходил к изучению мира Аль-Бируни (973-1048); энциклопедический идеалист, написавший труды по отдельным отраслям науки, он признавал объективным существование закономерности природы, которая изменяется и развивается и сама создает формы всех вещей. Но самым известным философом-естествоиспытателем был Ибн-Сина (Авиценна) (980--1037). Он занимался всеми науками и владел энциклопедическими знаниями, написал медицинскую энциклопедию — канон врачебной науки. Всего им было написано триста произведений, из них — пятьдесят философских. Философию Ибн-Сина понимал как науку о бытии в целом, которая делится на три части: физику (учение о природе), логику (учение о путях познания природы и человека) и метафизику (учение о познании бытия в целом).

Суфизм, мистическое учение ислама, оказал большре влияние на формирование мусульманской культуры. Он охватил все области духовной жизни мусульманского Востока, Суфизм подразделяется на две ветви: «восточную — персидско-индийскую, в которой имеет место влияние зороастризма, буддизма и брахманизма (здесь Веданта сплетается с Кораном) и западную, арабскую, которая более полно приближается к Корану».*

* Шах Идрис. Суфизм. М., 1994. С.32.

Суфизм происходит от слова «суфа», что может значить наряду с другими толкованиями, «чистый» от несогласий и противоречий. Суфизм — это религиозная философия. В учении суфизма понимание Высшего существа состоит из двух аспектов: познающий и познаваемый, Зат и Сифат, Бог и Мухаммед, единое и многообразное. Зат и Сифат в круговом движении образовали Абсолют, при помощи восходящих (эволюции) и нисходящих (инволюции) сил, Назуль и Урудж. Зат — отрицательная сила, а Сифат — положительная сила. «Зат испускает Сифат от своего существа и поглощает его в самом себе, так как отрицательное не может утратить своих отрицательных свойств» .* Целью суфиев является погружение в глубины суфийской мысли и достижение вершин суфийского экстаза. Ярким примером этого является изречение Ибн аль-Фарида; убежденный в том, что «цель и смысл пути — в самом себе безмерное найти», он писал:

* Инайят-хан. Суфийское послание о свободе духа. СПб. , 1991. С. 20

Так откажись от внешнего,умри

Для суеты и оживи внутри.

Уняв смятенье, сам в себе открой

Незамутненный внутренний покой.

И в роднике извечной чистоты

С самим собой соединишься ты.*

* Цит. По кн.: Степаняннц М. Т. Философские аспекты суфизма. М., 1987. С. 51.

Сами суфии представляют собой древнее духовное братство, происхождение которого, считается, не было датировано. Суфизм приобрел восточный оттенок, так как он очень долгое время существовал в рамках ислама, но настоящего суфия можно встретить и на Западе, и на Востоке, он может «быть в миру, но не от мира». Самая ранняя из известных теория сознательной эволюции была, как предполагается, суфийского происхождения. Для нее движущей силой является любовь, а не аскетизм или интеллект.

Большинство английских и французских школьников начинают свои уроки по истории с картинок, изображающих их предков друидов, срывающих побеги омелы со священного дуба. Друиды использовали омелу в качестве символа своего особого образа мышления, которое не выращивается, подобно религиям, как дерево, а само утверждается на выросшем уже дереве и разрастается за счет любви. В суфизме подобное понимание мышления: «Бог явился Моисею в пустыне акацией, оплетенной красными листьями локантуса» (восточного эквивалента омелы), а ирландская Богиня Бриджет, воспетая Ибн аль-Араби, была триединой, поскольку покровительствовала трем сферам духовной жизни — поэзии, врачеванию, ремеслу. Суфии также служили этим трем видам деятельности. Проучившиеся не менее 12 лет, повинуясь естественному долгу любви, суфии постоянно должны заниматься лечением людей, музыкой, поэзией.

Сицилия и Испания были завоеваны мусульманами в VIII в., они стали центрами мусульманской цивилизации, известными своей религиозной строгостью. Сегодня точно установлено, что песни трубадуров — мусульманского происхождения. Популярные сказки «1001 ночи» являются суфийскими по содержанию. Однако ортодоксальные мусульманские авторитеты относились к поэзии, романсам, музыке и танцам, которым суфии уделяли особое внимание, не лучше, чем христианские епископы. Они обвиняли суфиев в подверженности христианским влияниям.

Сервантес, автор «Дон Кихота», признавал, что при создании этого образа пользовался арабским источником. Каталонский христианский мистик брат Ансельм известен как просвещенный суфийский мудрец. Монах Роджер Бэкон учился в мусульманской Испании.

Мусульманским суфиям удалось оградить себя от обвинений в ереси благодаря усилиям Аль-Газали, который примирил религиозные мифы Корана с рационалистической философией, заслужив тем самым титул «Опора Ислама». Суфийская мысль, однако, продолжала оставаться тайной силой, развивающейся параллельно с ортодоксальным христианством.

Морские плавания арабов eVHI-Xvee

.

В Англии суфийские общества появились в царствование короля Ательстана (924-939), а затем, под видом профессиональных гильдий, и в Шотландии, что, несомненно, является результатом деятельности тамплиеров.

Суфии древних времен, великие мистики, развивали искусство музыки для создания уравновешенности в своей жизни, ритма повседневной деятельности. Некоторые суфии, принявшие определенный метод развития на своем духовном пути и пытавшиеся проживать жизнь так далеко от мира, как только возможно, известны как дервиши. Их также часто называют факирами, имеющими великую силу сотворения чудес и интуиции. Это мечтатели, возлюбившие Бога и поклоняющиеся Богу в природе, особенно в человеческой природе. Среди многих путей духовного развития дервиши называют путь Сама, который заключается в слушании музыки. Они слушают музыку на собраниях посвященных, превращая себя в средство резонанса для музыки, которую они слышат. Поэтому музыка затрагивает самую глубокую часть их существа, проявляя в них различные состояния, называемые суфиями Халь. С помощью, концентрации в себе поэзии и музыки радость и боль чувствуются суфиями-дервишами более глубоко, поэтому Бог делается живой сущностью их самих. Сама была самым священным сокровищем для суфиев. Великие поэты, такие как Руми в Персии, использовали музыку для своих медитаций и с ее помощью приучались сдерживать и контролировать деятельность тела и ума.

Ислам как мировая религия веками доказывал свою жизнеспособность, осуществляя идеалы братства и равенства в большей степени, чем христианство. История ислама показывает, что он умеет приспосабливаться к новым условиям других культур, и это является его достижением.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 719 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...