Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Культура Африки




Исторические сведения. Древние царства Лунт, Куш и Аксум. Культуры Нок, Сао и Ифе. История и культура Ганы. Империя Мали. Богатства Сонгай. Культура Бенина. Государство Мономотапа (Мозамбик и Зимбабве, Замбия).

Деревянная посуда готтентотов и бушменов.

Поскольку по Древнему Египту и Средиземноморскому побережью Африки есть сведения в главах, посвященных культуре Древнего мира, в этом параграфе будет уделено внимание культурам народов, живших во внутренних областях этого континента, называемых обычно Африкой южнее Сахары.

В связи с тем, что подавляющее большинство африканских культур были бесписьменными и не имели собственных записанных исторических традиций, а также из-за господства европоцентристских и ориентализирующих взглядов в мировой исторической науке, долгое время Африку рассматривали как континент, не имеющий собственной истории. Однако уже с начала XX в., а особенно интенсивно с 50-х гг., когда в результате процесса деколонизации возникли независимые национальные африканские государства, началось серьезное изучение и реконструкция богатого исторического прошлого континента.

На многие традиционные культуры Африки сильно повлияло распространение ислама. По историческим причинам исламизация многих местных культур, протекавшая в разные эпохи в различных формах и с разной интенсивностью и глубиной воздействия, не была связана с их разрушением, а порождала в большей или меньшей степени синкретические формы религиозного сознания либо двоеверие.

Христианство в силу высокой степени конфессиональной и культурной нетерпимости оказало меньшее влияние на культуры Африки. В настоящее время сохранилось лишь несколько христианских политических образований: в Нубии и в Эфиопии — преемнице христианского Аксумского царства.

В XV—XVI вв. агрессия европейцев, которые искали морской путь в Индию, привела к тому, что большинство этих государств попали в зависимость к белым колонизаторам. В результате исконно африканские культуры постепенно либо затухали в своем развитии, либо совсем исчезали. До этого времени племена и народности Центральной и Южной Африки существовали на протяжении многих веков, не испытывая влияния мировых цивилизаций. Европейская колонизация сначала окраинных, а затем и глубинных районов этого континента изменила их путь развития. Первыми исследователями Африки в эпоху Великих географических открытий (XVI в.) стали португальцы, потом появились голландцы, их сменили французы и англичане. Спустя века ученым всего мира пришлось по крупицам восстанавливать культурное наследие народов Африки, все более убеждаясь в том, что они создали интересные, порой очень оригинальные произведения искусства.

Но до сих пор исследование прошлого Африки, культуры ее народов представляет особую трудность. Сложности исследователей, заключающиеся в том, что у многих африканских народов не было своей письменности, связаны с изучением устной исторической традиции, с выявлением всего, что сохранила народная память, а также свидетельства древних историков.

Первые люди в Африке появились около 3 млн. лет назад. Африканские племена научились у великой египетской цивилизации работать с золотом, использовать медь, олово, изготавливать бронзу.

Самая древняя известная нам страна называется Пунт. Она существовала уже до 2500 г. до н. э., поскольку правивший в это время в Египте фараон Сахура отправлял туда экспедицию. Пунт была расположена, вероятнее всего, в районе Африканского Рога, на восточном побережье, южнее Красного моря. Царица Хатшепсут, правившая в Египте в 1521—1501 гг. до н. э., также посылала в эту страну, называемую тогда египтянами Землей Бога, экспедицию. Пунт считалась родиной бога Гора, находившейся на востоке от Египта. О культуре и богатствах этой страны дает представление надпись, сделанная по наставлению Хатшепсут, под изображением сцены погрузки кораблей дарами от страны Пунт Египту на стенах храма Дер-эль-Бахри: «Погружаются корабли весьма тяжело вещами прекрасными чужеземной страны Пунт, всякими прекрасными растениями Земли Бога, грудой смолы мирры, эбеновым деревом и чистой слоновой костью, чистым золотом Аму, деревом тишепес и хесит, благовониями ихмут, ладаном, черной краской для глаз, павианами, мартышками, собаками, многочисленными шкурами леопардов, (местными) жителями и их детьми».* В надписях на стенах храма Дер-эль-Бахри упоминается не только Пунт, но и страна Куш, отдельные ее племена и даже божества.

* История Африки. Хрестоматия. М., 1979. С.13.

Некоторые особенности государственного строя Куша известны из надписи на стеле кушитского царя Аспелты, который правил с 593 по 568 г. до н. э. Стела стояла в храме Амона Напатского, находившегося у священной Чистой горы около Напаты, столицы царства Куш. Текст надписи говорит о том, что царь этой страны избирался войском, затем утверждался оракулом, власть передавалась от брата к брату; счет родства осуществлялся по материнской линии.*

* Там же. С. 18-22.

Около 1000 г. до н. э. к югу от Египта образовались уже два могущественных государства: Куш со столицей в Напате и Аксумское царство (ныне территория северозападной Эфиопии) со столицей в Аксуме.

Известно, что в 751—664 гг. до н. э. кушитские цари, завоевав Египет, правили в нем. В 671 г. до н. э. столицу кушиты перенесли в Мероэ. Она была построена вблизи железных рудников. Здесь находился один из первых в Африке центров индустрии железа, находка которого (вместе с обнаруженными археологами другими древнейшими первичными центрами металлургического производства) свидетельствует о том, что африканцы научились добывать и обрабатывать этот важнейший для развития человечества металл практически одновременно с европейцами. На ее месте археологами XX в. были обнаружены гробницы, похожие на египетские пирамиды. Африканцы активно использовали железо, развивая кузнечное дело. Кузнецы царства Куш умели делать оружие. Африканцы делали много изделий из слоновой кости, продавали ее купцам из других стран. Об аксумских народах известно пока очень немного, достоверно лишь то, что Аксум в I тыс. до н. э. играл выдающуюся роль во внутриконтинентальных и внешних торговых и культурных связях Африки. Он был важнейшим центром в этнокультурных взаимоотношениях центра и периферии культурного мира древности, в частности, осуществлял посредничество в контактах разных регионов Африки со странами Красноморья и Аравии, преимущественно через Химьяритское царство.

Сегодня небольшой восточноафриканский городок Аксум расположен далеко от многолюдных экономических центров, жизнь кажется монотонной. Однако улицы Аксума, в отличие от других городов, поражают многочисленностью памятников прошлого: в начале нашей эры это был один из крупнейших торговых и культурных центров, слава о котором достигла Индии и Персии. Расцвет Аксума приходится на период III-VII вв. Именно в это время были заложены основы эфиопской культуры и государственности. В искусстве Аксума главное место занимали изделия из металла. Немецкие археологи обнаружили пьедестал бронзовой статуи, имевшей не менее 5 м в высоту. В Европе такие статуи начали отливать только в эпоху Возрождения. Металлургия Аксума тесно связана с ювелирным искусством.

Высокого мастерства достигли зодчие Аксума. Царские дворцы столицы ни в чем не уступали самым величественным архитектурным комплексам всех времен и народов. Каменный дворец Энда-Микаэль занимает площадь в 675 кв. м. Дворец Энда-Симеон построен позже. По площади он почти в два раза больше, чем Энда-Микаэль (1266 кв. м), и еще более торжествен. Но самый громадный дворец Аксума, несомненно, Таакха-Марьям. Здание, возведенное на ступенчатой платформе (площадью 9600 кв. м), имело сотни помещений на каждом этаже (предположительно было 8 этажей), общее количество комнат превышало тысячу. Узорчатый пол был выложен белыми и зелеными мраморными плитами или кирпичом. Внутренние стены украшались деревянными панелями из черного дерева, отделка была из разноцветного мрамора и бронзы. Двери, оконные решетки и частично потолки мастера покрывали резными рельефами из ценных пород дерева. Стены царского дворца украшались бронзовыми фигурками единорогов.

Знаки владений. Служат для обозначения именных территорий.

Наиболее удивительными памятниками Аксума являются величественные стелы (вертикальные каменные плиты). Самаям большая имела высоту 33,5 м (современное 12-этажное здание). Высота другой, которая стоит и поныне, — 24 м. Остальные несколько меньше: от 5 до 21 м.

Наряду с Пунтом, Кушем, Аксумом наиболее древними культурами являются Нок и Сао. Культура Нок существовала примерно с середины I тыс. до II в. до н. э. на территории между реками Нигер на севере и Бенуе на юго-востоке. Эта страна простиралась с запада на восток почти на 500 км, а с севера на юг — на 200 км.

С тех пор сохранились произведения мелкой пластики — в основном антропоморфные терракотовые головки. Женские, как правило, имеют высокий выпуклый лоб, большие глаза, выражающие испуг и любопытство. Полуоткрытый рот с чуть вывернутыми наружу губами говорит о принадлежности изображенного человека к негроидной расе. Черты мужского лица более жестки, и весь облик выражает крайнее напряжение, поскольку брови приподняты над широко раскрытыми глазами, ноздри раздуты, скулы резко очерчены. Формы терракотовых головок разнообразны: круглые, цилиндрические или конусовидные. Делали их, используя специальные формы, о чем говорят фактура изделия и качество обжига.

В 1949 г. в Лондоне открылась выставка «Традиционное искусство британских колоний». Там было представлено и самобытное искусство народов Африки. Среди произведений древнеафриканских мастеров была терракотовая статуэтка, которая озадачила специалистов, так как ничего подобного ранее никто не видел.

Оказалось, что эта скульптура более чем на тысячу лет старше уже известных бронзовых и терракотовых статуэток из Африки. Она принадлежала культуре, открытой в 1944 г. вблизи нигерийского селения Нок и названное по его имени. Произведения мастеров культуры Нок подтвердили правильность выводов о том, что традиционная скульптура Африки имеет глубокие корни.

Другой древней африканской культурой является Сао. В начале XX столетия в районе стыка границ современных государств — Нигерии, Камеруна, Нигера и Чада — археологи обнаружили ее остатки. Культура Сао возникла в конце I тыс. до н. э. и просуществовала почти тысячу лет. Культура получила название Сао — по имени народа, населявшего эту местность. При раскопках были обнаружены развалины древних городов и терракотовые статуэтки от 3 до 40 см в высоту. Мастера Сао достигли особого совершенства, создавая фигурки людей и животных, а также сказочных существ, соединяющих черты животного и человека. Сао было тесно связано и оказало сильное влияние на другие изобразительные традиции этого региона.

Традиции Нок унаследовала культура города-государства Ифе. В начале XX в., когда европейцам удалось проникнуть в глубь Западной Африки, на территорию, населенную народом йоруба, они описали многочисленные развалины древних построек — все, что осталось от былого величия некогда могучего древнего Ифе.

Принято считать, что расцвет государства Ифе (современная Нигерия) приходится на XI—XIV вв. Подлинную славу мастерам Ифе принесли изделия из терракоты. Терракотовые головы, выполненные в натуральную величину, отличаются виртуозной техникой изготовления и жизненностью образа.

Ифская бронзовая скульптура нередко изображает людей в полный рост. Толщина металла обычно не превышает 6 мм. На изготовление одной скульптуры мастер тратил несколько месяцев чтобы тщательно обработать форму.



Глиняные конические жилища африканцев Камеруна.




Основные черты ифской скульптуры — единство стиля, общность художественных принципов и приемов исполнения. Художник стремился передать состояние душевного покоя своих моделей вне зависимости от того, кого он изображал.

Ту, бог войны и оружия. Железо. Западная Африка.

Мостовые города Ифе были выложены черепицей в виде геометрических узоров. Различные по форме черепки укладывались в определенном порядке на основу из таких же черепков, вплотную поставленных на ребро во влажную глину. К ним добавляли также мелкий кварцевый булыжник.


Широкое распространение в Ифе получила и стекольная плавка — местные модницы украшали себя разнообразными многоцветными стеклянными бусами и кольцами. Особой популярностью пользовались зеленые, темно-красные, коричневые и голубые украшения.

Некоторые из современных традиционных культур Западного Судана генетически восходят к древним культурам африканских империй — Мали, Гане, Сонгаи.

Древнейшей империей в Африке южнее Сахары было государство Гана, которое сложилось около III в. на территории Западного Судана в верховьях рек Нигера и Сенегала и которое не совпадает с современной Ганой, расположенной в устье Вольты. Основой богатства империи были месторождения золота на юго-востоке и соли на севере. В 977 г., когда Гана достигла вершины своего могущества, арабский путешественник и учений Ибн Хау-каль писал: «Правитель Ганы — самый богатый человек на земле». Название страны происходит от титула верховного правителя — гана. Его влияние простиралось от Атлантики до Тимбукту на Нигере. Из арабских источников известно о сказочном богатстве Ганы и роскошной жизни ее властителей и придворных. Это богатство вызывало зависть и страх. Реальная опасность грозила империи со стороны исламской династии Альморавидов.

Основателем государства Альморавидов был Абдаллах ибн Ясин, пришедший с севера учить племена берберов Корану и удалившийся со своими приверженцами в некое подобие военизированной духовной обители — рибат, которая располагалась на реке Сенегал (в переводе с арабского Альморавиды — обитатели рибата).

В середине XI в. Абдаллах начал религиозную войну, Альморавиды прошли на север и там основали новую столицу Марракеш (Марокко). После кровавых боев они захватили в 1076 г. ганский торговый центр Кумби-Сале (на юге Мавритании), опустошили его и сожгли. Кумби-Сале был не просто важнейшим центром межрегиональной торговли (на пути в направлении север-юг), но также столицей будущей империи Мали. В результате этих событий не смену поклонению только традиционным богам пришла вера в Аллаха. Однако Аллах занял нишу верховного божества в местных религиозных системах, и местные божества стали иерархически подчиняться ему, сохраняя свои функции. Но преобразовать сознание людей, изменить исконные традиции народа было нелегко. Ганцы сопротивлялись разрушению той духовной культуры, которая складывалась в их стране веками. Через 10 лет им удалось освободиться от Альморавидов, но Гана уже не восстановила прежнего могущества и к 1240 г. была окончательно порабощена.

После империи Гана появилась империя Мали. Вожди племен, долгое время зависимые от Ганы, очень скоро приняли ислам. Во время правления легендарного властителя Сундьяты (1230-1253), которого прозвали Малийским Львом, империя Мали расширила свое влияние, уничтожила ганскую столицу и захватила область западнее территории современного Сенегала. Империя Мали существовала за счет посреднической торговли через пустыню Сахара и контролировала богатые залежи золота Вангары.

Больше всего Мали расширилось при мансе (верховном правителе, по характеру власти близком статуту «священного царя») Канкане Мусе в первой половине XIV в. Он прославился в 1324 г. своим паломничеством в Мекку. Тогда он прошел через Каир с большим караваном нагруженных верблюдов и множеством рабов. Паломничество было организовано в первую очередь с целью установления культурных, экономических и дипломатических отношений с арабским миром. Муса хотел привлечь в свою страну купцов, строителей и мыслителей. Город Тимбукту превратился в важнейший торговый и культурный центр Западной Африки. В конце XIV в. империю Мали ослабили династические споры и постоянно усиливавшийся натиск племен моси с юга и туарегов с севера. В 1435 г. туареги захватили Тимбукту, государство Мали распалось, и на его место пришла новая империя с новой культурой сонгаев.

Сонгаи первоначально населяли область среднего течения Нигера. Их столица Гао, упомянутая уже в 890 г., располагалась в 350 км ниже по течению от Тимбукту. Гао — один из пунктов в конце древнейшего караванного пути, соединявшего Западный Судан со средиземноморским побережьем, важнейший торговый центр, известный еще античному миру. Сонгаи приняли ислам еще в XI в., с тех пор их духовная культура стала приобретать все более мусульманский облик.

Сонгаи, находившиеся долгое время в зависимости, лишь в XV в., при правителе сони* Эли, прозванном Великим, захватили и подчинили себе территории своих бывших угнетателей. Когда в 1492 г. сони Эли утонул в горной реке, власть в свои руки взял один из вождей племени сонинке — аския**Мухаммед I, который основал мусульманскую династию сонгайской державы — династию Аскиев. В XVI в. государство достигло наибольшего расцвета. Аский опирался на военную мощь, сила которой держалась на хорошо обученном постоянном войске. Его сильные гарнизоны стояли по всей империи. У аскии была даже флотилия на реке Нигер. В 1497 г. Мухаммед I отправился в паломничество в Мекку в сопровождении 500 всадников и 1000 пеших. В империю он вернулся уже как эмир. Этот титул был дарован Мухаммеду аббасидским халифом и звучал он как Амир-ал-Муслимин, что означает «Государь верующих в стране Судана». Из Мекки Аский привез арабских ученых, медиков, архитекторов. Сонгайские города стали преобразовываться и постепенно превратились в большие центры культуры. Значительную роль в них стало играть образование. Исламская школа в Тимбукту почти приравнивалась к Каирскому университету.

**Аския- титул верховного правителя.

* Сони (или Ши)- титул правителя.

Дорога к хижине фетишей. Центральная Африка.


Сонгай стал богатой империей, о количестве его золотых сокровищ ходили легенды, которые привлекали особое внимание другого народа Африки — марокканцев. В конце концов в XVI в. империю сонгаев завоевали завороженные легендами о золоте марокканцы. Вооруженные пушками испанские наемники, состоявшие на службе у марокканцев, захватили Гао и Тимбукту, разочарование у них появилось тогда, когда они не нашли золотоносных приисков, которые находились немного южнее. Они не смогли подчинить себе полностью Сонгай, поэтому вскоре утратили к нему интерес. Им помешало еще то обстоятельство, что расходы на содержание наемного войска превышали прибыль, которую они получали от империи. Однако сонгаи уже никогда не достигли прежнего могущества.

Гана, Мали и Сонгай были крупнейшими, но не единственными государствами западно- и центральноафриканского региона. Империя Канем-Борну возле озера Чад стала центром торговли между арабизированным севером, западноафриканскими империями и югом Африки. Древняя Канемская империя, исламизированная к XI в., достигла наивысшего развития в XII — начале XIII в. В конце XV в. центр был перенесен с северо-востока (Канем) на запад (Борну). Империя переживала новый расцвет. Династия Сейфува, основанная, согласно легенде, около 800 г., царствовала более 1000 лет. После казни последнего султана этой династии в 1846 г. империя начала разваливаться. Решающим фактором развития этого региона было распространение ислама.

Самым древним городом и политическим центром народа йоруба и государства Бенин был Ойо, но в 100 км от него располагался религиозный центр город Ифе. В середине XII в. принц народа йоруба Эвека, родом из Ифе, основал город-государство Бенин в приморских и горных областях западной Африки. В XVI в. территория дворца Бенина достигала по периметру почти 10 км и была окружена высоким трехметровым укреплением. Один голландский путешественник, посетивший Бенин, описывая дворец государя, сравнил его размеры с целым городом Харлемом.

Бенин стал центром работорговли, рабы там стоили так дешево, что во время ритуалов их приносили в жертву тысячами. Хорошо известны бенинские бронзовые рельефы и скульптуры. Техника литья бронзы была заимствована из Ифе, она развивалась в XV в., а в XVI в. достигла невероятных высот. Великолепные произведения мастеров нередко изображали европейцев (португальцев), которые посещали страну.

Бронзовые мужские головы отличались своеобразным изяществом. Они интриговали любителей искусства таинственностью своего происхождения.

Позднее стало известно, что эти удивительные произведения принадлежат западноафриканскому народу бини. Государство Бенин (южная часть современной Нигерии) возникло, по-видимому, еще в начале X в., а своего расцвета достигло в XV-XVII вв. Бенин славился искусными мастерами-металлургами, особенно бронзолитейщиками. Их работа ценилась местными владыками столь высоко, что за мастерами днем и ночью следила специальная охрана.

Наибольший интерес представляют бронзовые головы (не более 50 см в высоту) и рельефы, которыми украшали царские дворцы. Все детали рельефов отличаются тщательной проработкой. Фигуры изображенных на них людей не всегда пропорциональны, однако полны жизненности, внутренней силы, непосредственности. Здесь встречаются изображения царя и его сановников, сцены из дворцовой жизни, батальные сцены и т. п. Также на них изображены пантеры, птицы, хамелеоны и змеи — священные существа бенинского культа. Хамелеон и змея в восприятии бенинцев, очевидно, связывались с загробным миром. Встречаются изображения рыб и обезьян, которые относятся к числу популярных персонажей мифологического бестиария, использовавшихся в изобразительном искусстве.

Славился Бенин и резчиками по кости. Особенно удавалась его мастерам обработка слоновых бивней: их покрывали сюжетной резьбой, в которой фигурируют антропо- и зооморфные персонажи и символические знаки.

Одновременно с мелкими государствами йоруба и царством Бенин вдоль побережья Западной Африки, южнее устья Нигера до устья Конго образовалось еще несколько мелких государств, объединенных родственными связями. В их центре находилось королевство Конго. Правитель племен банту и бакенго под титулом маниконго (правитель Конго) царствовал в Мбанза-конго (Сан-Сальвадор). Когда в 1482 г. португалец Диего Као открыл устье Конго, он обнаружил там уже большое и развитое государство.

Маниконго получал доход от пошлин, внутренняя торговля в стране процветала еще до прихода европейцев. В 1490 г. в Конго прибыли первые португальцы, так как маниконго Нзинга Нкуву был готов сотрудничать с европейцами. Торговля развивалась все интенсивнее, хотя португальцы следовали исключительно своим экономическим интересам. Основными товарами, привлекавшими европейцев к странам конголезского бассейна, были золото, экзотические товары — продукты растительного или животного мира, и рабы, доставляемые из глубинных районов континента. В связи с разворачивающейся работорговлей стимулировались мощные миграционные, политогенетические и культурные процессы в прибрежных и глубинных районах. Важные сведения о работорговле и ее последствиях в этом огромном регионе Африки содержатся в европейских источниках, начиная с XVI в.

Не только в районе реки Конго и на восточноафриканском побережье существовало множество государственных образований, например Могадишо, Малинди, Момбаса или Килва, которые возникли под влиянием ислама и экономически ориентировались на Восток. Они экспортировали местные товары — золото и слоновую кость, а также рабов. Их главным рынком сбыта была Индия.

Про государства внутренней Южной Африки известно немного. Об уровне древних культур Юго-Восточной Африки свидетельствуют тысячи развалин и выработанные рудники. Сохранились сведения лишь о государстве Мономотапа. Так называли древнее моущественное государство в бассейне рек Замбези и Лимпопо (территория Южной Родезии) первые европейцы, создавшие легенду о Мономота-пе — стране золота. Название это возникло из искаженной записи титула правителя — Мвене Мутапа— «Господин рудников». Он правил на территории нынешних Мозамбика и Зимбабве, где сохранились остатки монументальных построек. Экономика этого государства была основана на добыче и обработке полезных ископаемых, но потом попала под влияние португальцев.

Постройка-фетиш, африканцев, архаический прототип храма


Африканское резное деревянное сиденье

«В 1868 г. англичанин Адам Рэндолс, путешествуя по южной Африке, обнаружил между реками Замбези и Лимпопо остатки больших сооружений, сложенных из грубо обработанных гранитных блоков. Так были открыты загадочные памятники древнеафриканской архитектуры, разбросанные по территории современных государств — Замбии, Зимбабве и Мозамбика. Как выяснилось позже, это все, что осталось от некогда могущественной южноафриканской «империи» — Зимбабве-Мономотапа.

Особое место в ее культурно-художественном наследии, безусловно, занимают изделия из благородных металлов, в первую очередь из золота. Искусные ювелиры изготовляли разные золотые украшения: бусы, браслеты, кольца и т. п. В 1932 г. недалеко от развалин Зимбабве — одного из главных «городов-крепостей» этой державы — были обнаружены изделия из золота (золотые бусы, браслеты, кусочки тонких золотых пластин, остатки фигурок носорогов и другое). Богатство было сказочным — одних только бус было обнаружено 12 тысяч.

Исследователей поразило высокое мастерство туземных ювелиров, изготовивших уникальные золотые пластинки, толщина которых равнялась примерно 0,1 мм. Чтобы создать такую тонкую и гладкую пластинку, требовались не только талант, время и терпение, но и достаточно высокий уровень технологии. Вряд ли современные золотых дел мастера могли бы проделать столь изощренную работу, пользуясь теми примитивными инструментами, какие были у древних африканцев. Не меньшее восхищение вызывает и высокое мастерство африканских резчиков по камню. Из мыльного камня — относительно мягкого материала — они чаще всего вырезали статуэтки быков с рогами в виде лиры, а также большие скульптуры хищных птиц, сидящих на высоких пьедесталах.

К концу XVI в. португальцы не только полностью вытеснили арабских купцов с побережья юго-восточной Африки, но и проникли в глубь африканского континента. В период с 1575 по 1666 г. им удалось завязать торговлю с зимбабвийцами, а затем втянуть их в войну с соседними племенами. Начался закат государства Мономотапа — крупнейшей цивилизации Юго-Восточной Африки. Сейчас от некогда могучего Зимбабве-Мономотапы остались лишь руины «городов».*

** История искусств. Энциклопедия. М., 1993. С. 603-604.

Сегодня в самой Африке, в зарубежных научных центрах и в нашей стране опубликовано огромное количество научных изданий и документов по истории культуры африканских народов. Африканистика стала самостоятельной наукой.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 2420 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...