Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава I. 1. Эводий. Итак, разъясни мне, если это возможно, почему Бог дал человеку свободу воли (liberum arbitrium voluntatis)2



1. Эводий. Итак, разъясни мне, если это возможно, почему Бог
дал человеку свободу воли (liberum arbitrium voluntatis)2, ибо [че-
ловек], не получив ее, во всяком случае, не мог бы грешить.

Августин. В таком случае, наверное, тебе известно, что Бог дал
человеку то, что, по-твоему, Он не должен был даровать?

Эводий. Насколько я, как мне казалось, понял из предыдущей
книги, мы и обладаем свободным выбором воли (liberum volun-
tatis arbitrium) и грехи совершаем только благодаря ему.

Августин. Я также напомню, что это уже стало для нас очевид-
ным. Но теперь я спросил, знаешь ли ты, что то, чем мы, очевид-
но, обладаем и благодаря чему грешим, дал нам Бог.

Эводий. Я думаю, никто иной. Ведь сами мы — от Него и, согре-
шая или поступая надлежащим образом, мы от Него получаем
и наказание, и воздаяние.

Августин. Я также хочу спросить тебя, ясно ли ты это осозна-
ешь или, под влиянием авторитета, охотно веришь даже в неизве-
стное.

Эводий. Подтверждаю, что в этом вопросе я прежде всего дове-
рился именно авторитету. Но что истиннее, чем то, что всякое
благо — от Бога, и всякая праведность — благо, а кара для грешни-
ков и воздаяние для поступающих правильно — справедливы? Из


© М. Ермакова, перевод, примечания (гл. I-XIX), 2001

© А. Шарнина, перевод (гл. XIX-XX), 2001

' Перевод выполнен по изданию: Corpus christianorum. Series Latina.
Turnhout, 1954 s. T. 29 (далее: CCSL).

- Название этого труда Августина (De libero arbitrio) традиционно пере-
водится «О свободе воли», хотя точнее было бы «О свободном решении».
Для самого Августина понятия воли (voluntas) и решения (arbitrium) не сов-
падали в той степени, как это будет впоследствии в новоевропейской фило-
софии. (Примеч. ред.)


 

 



чего следует, что и совершающие прегрешения и поступающие пра-
вильно получают от Бога несчастье или счастье1.

2. Августин, Не возражаю. Но я задаю другой вопрос: откуда ты
знаешь, что мы — от Бога. Ведь это ты все еще не разъяснил,
но лишь то, что мы от Него получаем либо наказание, либо награду.

Эводий. Я нахожу, что это также очевидно не иначе как потому,
что уже установлено: Бог наказывает прегрешения, поскольку вся-
кая справедливость — от Него. Ибо как любой доброте не свойст-
венно оказывать благодеяния чуждым ей, так и справедливости не
свойственно карать тех, кто ей чужд. Отсюда очевидно, что мы ка-
саемся Его (pertinere), потому что Он не только в высшей степени
милосерден к нам при оказании благодеяний, но и в высшей степе-
ни справедлив при наказании. Затем и из того, что я утверждал
и с чем ты согласился, — что всякое благо происходит от Бога, —
можно понять, что от Бога также и человек. Ведь человек в той
степени, в какой он человек, есть некое благо, так как он может
жить праведно, когда захочет.

3. Августин. Если это так, ясно, что вопрос, который ты предло-
жил, решен. Если, в самом деле, человек есть некое благо и не может
поступать правильно, если не захочет, он должен обладать свобод-
ной волей, без которой не может поступать правильно. Но от того,
что благодаря ей также совершаются и прегрешения, конечно,
не следует полагать, что Бог дал ее для этого. Следовательно, по-
скольку без нее человек не может жить праведно, это является доста-
точной причиной, почему она должна быть дарована. А что она дана
для этого, можно понять также и из того, что, если кто-либо восполь-
зовался ею для совершения прегрешений, наказывается свыше. Что
было бы несправедливо, если бы свободная воля была дана не толь-
ко для того, чтобы жить праведно, но и для того, чтобы грешить. Ибо
каким же образом было бы справедливо наказание того, кто восполь-
зовался волей с той целью, для какой она и была дана? Теперь же,
когда Бог карает грешника, что же, по-твоему, иное Он [тем самым]
говорит, как не: «Почему ты не воспользовался свободной волей для
той цели, для какой Я дал тебе ее, то есть для праведного поведе-
ния»? — Далее, разве было бы благом то, благодаря чему сама спра-
ведливость предназначается для осуждения прегрешений и почита-
ния праведных поступков, если бы человек был лишен свободного
решения воли? Ведь то, что не сделано на основе воли, не было бы ни
грехом, ни праведным поступком. А потому и наказание, и награда
были бы несправедливы, если бы человек не обладал свободной во-
лей. Однако и в каре, и в награде должна быть справедливость, по-
скольку это — одно из благ, которые происходят от Бога. Таким об-
разом, Бог должен был дать человеку свободную волю.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 203 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...