Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
На берегу живописного Важеозера среди густого леса находится единственная в настоящее время в России обитель, носящая имя святителя Митрофана Воронежского. Пустынь расположена на территории Республики Карелия, в 120 км от г. Петрозаводска. Основание ее восходит к 1904 году, когда игумен Митрофан – настоятель Важеозерскогомонастыря (1889-1911 гг.), будучи большим почитателем Воронежского святителя, основал в 4 километрах от своего монастыря Митрофаниевский скит с церковью и колокольней. Олонецкий край в то время был облюбован пустынножителями. Монахи избирали для жительства более уединенные места для того, чтобы суета мирская не заглушала их молитвенное устремление к Богу. Неведомые большинству людей в безмолвии оканчивали они дни свои, проводя жизнь в трудах и лишениях, в борьбе со страстями и искушениями от злых сил. Недолго просуществовала пустынь. Вскоре пожар (1914 г.), а затем закружившийся вихрь революции прервали молитвенное уединение скитян на этом святом месте. Долгое время лишь только благоговейная память местного населения о стоявшем здесь храме являлась залогом будущего возрождения пустынной обители.
До сих пор лежит в развалинах один самых древних монастырей Карелии – Муромская Успенская мужская обитель. Она была передана Русской Православной Церкви местной властью в 1991 г, когда со дня преставления прп. Лазаря, основателя монастыря, исполнилось 600 лет.
Глядя на монастырь с озера, видишь еще издалека только остатки монастырских строений: белокаменные стены собора Успения Богородицы и красного кирпича – Всехсвятскойцеркви, без крестов, колоколен и маковок. Рядом, на краю обрыва, у самого озера – восстановленный братский корпус. В нем – действующая зимняя церковь, кельи, трапезная.
В последние годы трудами монастырской братии территория обители стала заметно преображаться. Поднялись деревянные постройки – келии для монахов. Прибавилось и техники – трактор, вездеход. Но самый надежный транспорт в монастыре – это, конечно, лодки. До обители, расположенной на узкой полоске земли между Онежским и Муромским озерами, соединенными протокой, добираться нелегко. Ведет к ней в обход Муромского озера единственная, старинная, болотистая дорога. Вокруг одна тайга, а посреди пудожская деревня Гакугса – перевалочная база монастыря. От ее берега крепкие монастырские лодки отправляются по бывшей сплавной реке Гакугсе через бурливое Муромское озеро. Церковь во имя Успения Пречистой Богородицы возведен на Богом показанном месте, где преподобный Лазарь в 1360 г. видел «Жену светолепную, сияющую золотом, и благообразных мужей, поклоняющейся ей».
Палеостровский Рождественский монастырь. Монастырь расположен на острове Палей, на Онежском озере в 6 км от с. Толвуя. Основание ему положено в начале XV ве.преп.Корнилием. Он был Валаамский инок. Получив благословение на подвиг просвещения язычников, прп. Корнилий прошел к Белому морю и там подвизался, подвергаясь не раз смертельной опасности. Затем он остановился на Онежском озере и поселился на острове Палей, для подвижнической жизни. Здесь его нашли ищущие спасения люди, и многие остались с ним разделять труды подвижника. Прп. Корнилий основал храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы и стал первым игуменом новой обители. Со временем владения обители стали граничить с землями Хутынского, Вяжицкого и Муромского монастырей. Все цари, начиная с Василия Иоанновича, давали ей свои жалованные грамоты на землю и угодья, а также некоторые льготы и привилегии. При жизни прп. Корнилия в монастыре были построены еще две церкви — свт. Николая и пророка Ильи, колокольня, кельи для братии, ограда вокруг них.
Палеостровская обитель со своим строгим иноческим уставом пользовалась большой известностью. Главными ее святынями почитались св. мощи прпп. Корнилия и АвраамияПалеостровских. В монастыре бережно хранились железные вериги преподобного основателя. В смутные 1612-13 г. монастырь был разорен. В 1616 г. обитель почти обезлюдила, в ней осталось всего 18 человек. Монастырь был восстановлен к концу первой половины XVII века. В 1646 году в нем уже стояли четыре церкви. В 1654 г. сюда был сослан в заточение энергичный противник Патриарха Никона епископ Коломенский Павел — глава раскола Русской Православной Церкви. В последней трети XVII в. монастырь дважды захватывали раскольники. Монастырский ансамбль составляли каменные храм Рождества Богородицы, двухэтажный корпус с домовой церковью с редким посвящением престола во имя прп. Ефрема Сирина, а также двухэтажная гостиница. Со стороны озера шла ограда, сложенная из дикого камня. Монастырь имел скотный двор, баню, амбар, водяную мельницу, ригу, ледник, дом для рабочих.
После установления советской власти обитель была ликвидирована. В феврале 1919 года ее имущество описали и конфисковали. Национализированный капитал составил 70 тыс. руб. На территории монастыря был организован совхоз. В 1928 г. закрыли храм Рождества Богородицы. К концу XX в. сохранились главный корпус с домовой церковью, некоторые здания и часть ограды. В настоящее время сохранился главный корпус монастыря с церковью прп. Ефрема Сирина и некоторые постройки. Мощи преп. КорнилияПалеостровского, почившего в 1420 г., находятся под спудом.
Русские люди почитали св. Илию с глубокой древности, строили в честь святого пророка немало храмов. Далеко за пределами Карелии известна изумительная по своей красоте деревянная Ильинская церковь, построенная в 1798 году, на месте которой в XVI веке стоял древний храм. Сегодня Ильинский храм воспринимается не только как шедевр плотницкого мастерства, как выдающийся исторический и архитектурный памятник, он – главная православная святыня национального парка.
На Водлозерье, на Малом Колгострове, с благословения Архиепископа Петрозаводского и Карельского Мануила было начато строительство келий и устроение хозяйства для постоянного проживания братии. В 2006 г. решением Священного Синода на Ильинском погосте был учрежден мужской монастырь – Свято-Ильинская Водлозерская пустынь. Ее настоятелем назначен иеромонах Киприан (Грищенко).
Благовещенский Ионо- Яшезерский мужской монастырь. Один из древнейший на территории Карелии монастырь, основанный во времена царствования Иоанна Грозного, упоминается еще в описи обителей 1582 г. Внесен в список памятников архитектуры и истории, как второй по значимости, после Валаама, памятник монументального монастырского зодчества.
Находится в окрестностях Ладвы, в 75 верстах от Петрозаводска. Вепс по национальности, житель близлежащей Шокши, познавший науку молитвенного подвига у преп. Александра Свирского, преподобный Иона место у тихого Яшезера выбрал не по удобству его расположения, а по нахождению здесь языческого капища. На его месте и была поставлена обитель, как свидетельство победы православной веры над язычеством. Долгие годы преподобный нес в основанной им пустыньки апостольское служение среди народа вепсов. Пещерка святого Ионы особо почиталась братией обители и местными жителями. С давних времен в пещерку приходили, чтобы по молитвам святого Ионы получить исцеление от тяжких болезней и недугов.
Икона св. преп. Ионы Яшезерского была восстановлена в 2001 г. Этот новонаписанный образ (на снимке) особо чтится в Вепсском крае.
В 1675 г. в монастыре была построена соборная церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы с пределом святителя Николая Чудотворца. Яшезерской пустыни помогали царственные особы. В пользу братии поступали земельные вклады от царей Феодора Ивановича, Василия Шуйского, инокини Марфы, а также от игуменов Соловецкого монастыря Иакова и Иринарха. Среди жертвователей обители - имя купца первой гильдии почетного гражданина Петрозаводска Марка Пименова. За его счет в обители был возведен фундамент каменной церкви с колокольней, обновлены в прежнем виде 23 иконы в храме Благовещения Пресвятой Богородицы.
Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 1461 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!