Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Заповедные места республики Карелия



Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Килей». Расположен на одноименном острове Онежского озера в 65 км от Петрозаводска. В 1990 году памятники Кижского Погоста и его архитектурное окружение решением генеральной сессии ЮНЕСКО включены в Список Памятников Всемирного культурного и природного наследия.

Остров Кижи расположен в шхерах Онежского озера (Карелия). С XII в. этот район, заселённый финскими племенами, активно осваивают новгородцы. В XV в. на острове была выстроена Спасская церковь, и поэтому его назвали Спасский Кижский. Старая церковь в Кижах сгорела от удара молнии в начале XVIII в. В 1714 г. на её месте начали возводить Преображенскую церковь, которая стала жемчужиной русского деревянного зодчества на севере Руси. Церковь имеет 22 купола, расположенные ярусами. В 1764 г. на Кижах построена девятиглавая Покровская церковь, но она меньше и проще Преображенской. В настоящее время Кижский остров превращён в музей–заповедник северного церковного деревянного зодчества. Из окрестных районов на остров свезены часовни XVII и XVIII вв. Один экспонат этого музея (миниатюрная церковь Лазаря из бывшего Муромского монастыря, находившегося на Восточном берегу Онежского озера) древнее остальных. Возможно, что эта церковь относится к концу XV в.

Кижи́— остров на Онежском озере в Карелии, на котором расположен всемирно известный архитектурный ансамбль, состоящий из множества деревянных строений: церквей, часовен, домов, хозяйственных построек. Сегодня музей-заповедник - федеральный объект культурного наследия, сохраняющий и презентующий более 80 памятников деревянного зодчества, материальную и духовную культуру народов Карелии (карел, вепсов, русских), ведущий реставрационные работы, в том числе на уникальном памятнике - Преображенской церкви (1714.).Его историческим центром являются храмы Кижского погоста, включенные в Список памятников всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, дома Ошевнева, дома Елизарова, Щепина, часовни Архангела Михаила, церкви Воскрешения Лазаря и др.

На острове также расположены несколько деревень, которые вместе составляют населённый пункт Кижи, входящий в состав Великогубского сельского поселения Медвежьегорского района В 1990 г. Кижский погост вошёл в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, в 1993 г. Указом Президента Российской Федерации архитектурное собрание музея под открытым небом включено в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.

Церковь Преображения Господня (1714 г.) — самое знаменитое и выдающееся сооружение ансамбля. Памятник федерального значения, Памятник культурного наследия РФ (особо ценный объект). Данная церковь возведена на месте старой, сгоревшей от удара молнии. Настоящие имена создателей церкви неизвестны. Высота церкви — 37 метров. Церковь построена в традициях русского плотничьего ремесла — без гвоздей (за исключением «чешуек» на лемехах куполов - там они «прихвачены» маленькими гвоздями). По своему типу храм — «летний», зимой в нём службу не проводят. Преображенская церковь представляет тип восьмериковых ярусных церквей. Основой композиции сооружения является восьмигранный сруб — «восьмерик» — с четырьмя двухступенчатыми прирубами, расположенными по сторонам света. Алтарный восточный прируб имеет в плане форму пятиугольника. С запада к основному срубу примыкает невысокий сруб трапезной (нартекса). На нижний восьмерик последовательно поставлены еще два восьмигранных сруба меньших размеров. Церковь увенчана 22 главами, размещенными ярусами на кровлях прирубов и восьмериков, имеющих криволинейную форму типа «бочки». Форма и размеры глав меняются по ярусам, что придает своеобразный ритмический рисунок облику церкви. Трапезная перекрыта трехскатной крышей. Вход в церковь выполнен в формедвухвсходного крытого крыльца на консолях.

Иконостас — четырехъярусный, составлен из 102 икон. Датировка рамы иконостаса окончательно не определена: 2-я половина XVIII века — начало XIX века. Иконы по времени написания и стилистическим особенностям делятся на три группы: две старейшие иконы — «Преображение» и «Покров» — датируются концом XVII века и типичны для «северного письма». Основная часть нижнего «местного» ряда иконостаса представляет вторую группу икон, относящуюся ко 2-ой половине XVIII века. Иконы трех верхних ярусов иконостаса составляют третью группу и датируются первой третью XVIII века, привозные.

Сруб церкви поставлен без фундамента на каменную забирку, только под западный придел церкви подведен бутовый фундамент на известковом растворе (1870 г.). Углы церкви рублены в «обло», внутренние углы в интерьере церковного помещения и углы апсиды рублены в «лапу». Материал рубки — сосна. Кровли трапезной, крыльца и полицвыполнены из сосновой и еловой доски по бересте. В скрытых конструкциях главок встречаются отдельные элементы (жердевые стойки) из березы. Лемех осиновый.

Покровская церковь в Кижах возводилась рядом с Преображенской. Построена она на полвека позже - в 1764 г. Решение было найдено в некоторой «подчиненности» Покровской церкви: она дополняет Преображенскую, вторит ей, отвечает своеобразным архитектурным эхом. Восемь главок Покровской церкви окружают девятую, центральную. Купола этого храма отличаются выразительностью, утонченными пропорциями и в то же время они скромны и не затеняют величие главного храма Спасо-Кижского Подворья - церкви Преображения. Преображенская церковь пирамидальна, Покровская же, как бы уравновешивая ее композиционно, расширяется кверху в верхней части восьмерика и завершается плавным повалом. Украшена Покровская церковь весьма скупо. Зубчатый резной фронтонный пояс, вносящий «в монументальное сооружение ноту теплоты и чисто русской любви к узорчатой нарядности» (А.В.Ополовников) – один из немногих декоративных элементов этого храма. Однако, и повал, и фронтонный пояс - не только декоративные детали, это еще и средства защиты от влаги: благодаря повалу кровля выносится дальше от сруба, и дождевая вода не попадает на стены церкви. За каждым же зубчиком фронтонного пояса – желобок, куда собирается дождевая вода, нижние зубчики оснащены водометами, по которым вода отбрасывается от срубов церкви. Высокое одномаршевое крыльцо ведет во внутренние помещения церкви, которых четыре. Они располагаются друг за другом - с запада на восток. Сначала - сени, необходимые в любом северном строении, затем - трапезная. С XVII в. трапезные становятся почти обязательной составляющей зимних церквей. Трапезная – место мирской сходки – суема, на котором жители погоста обсуждали насущные житейские дела, здесь происходили судебные разбирательства, оглашались царские и воеводские указы, выбирались должностные лица и прочее. Помещение, где служились церковные службы, отличается более высоким потолком. Иконостас Покровской церкви – тябловый. Первоначальный иконостас не сохранился. Нынешний иконостас был реконструирован в 50-ые годы XX в. Снаружи алтарь выявляется пятигранным срубом – абсидой, на которой находится горизонтально вытянутая бочка, а на ней – десятая глава Покровской церкви.

Церковь Воскрешения Лазаря Предание говорит, что церковь была построена преподобным иноком Лазарем, который прожил 105 лет и скончался в 1391 году. Церковь стала первой постройкой будущего Муромского монастыря, расположенного на восточном берегу Онежского озера. Монастырь был основан Лазарем “по особому чудному явлению Новгородского епископа Василия Преподобного”. Церковь посвящена событию, описанному в книге Нового Завета от Иоанна “о болезни, смерти и воскрешении Лазаря из Вифании”. Чудо воскрешения Лазаря из мертвых Иисус совершил накануне Пасхи Иудейской, укрепив этим веру многих людей в свою силу. Со временем церковь Воскрешения Лазаря стала одной из главных достопримечательностей монастыря. Среди местного населения она слыла “чудодейственной исцелительницей от недугов”. Духовенство объявило преподобного Лазаря местным святым, а церковь и его реликвии стали объектом поклонения и паломничества. Каждое лето 23 - 24 июня, в Иванов день, к ней съезжалось множество богомольцев.

В церкви сохранился иконостас, состоящий из 17 икон ХVI - ХVIII веков. Он представляет собой древнейший тип двухъярусного иконостаса, состоящего из местного и деисусногорядов, включая царские врата и северные пономарские двери.

Посеребренный храм поставлен на небольшом расстоянии почти у подножия многоглавого Преображенского собора, построенного в 1714 г., и старинной деревянной Покровской церкви. У храма нет фундамента (как и у Преображенской церкви), сруб стоит на огромных валунах.

Часовня перевезена на о. Кижи из деревни Леликозеро в 1961 г., где она стояла на небольшом возвышении на открытой местности. Она была лишена обычного для северных часовен окружения из елей и, очевидно, поэтому зодчий позаботился о ее самостоятельной живописности. Постройка относится к развитому типу клетской часовни на подклете с трехчастной композицией. В плане сооружение представляет собой прямоугольник, вытянутый с востока на запад. Западная часть часовни с северной стороны имеет прямоугольную пристройку сеней. На запад часовня смотрит сдвоенным окошком. Крыша над восточным, самым высоким срубом, тоже сдвоенная: одна кровля выходит из-под другой, неожиданно удивляя изобретательностью зодчего. Над сенями - изящная шатровая колокольня с двумя широкими поясами. Она увенчана легким граненым шатром. Нарядность часовни завершают причелины или полотенца, в котором основным мотивом резьбы является ромб, вписанный в круг, и ряд сквозных кружков. Подобным образом обработаны резные концы причелин - кисти. Красный тес кровли имеет окончания в форме усеченных пик. В помещении часовни первоначально был двухъярусный иконостас, который состоял из местного и деисусного чина. В часовне сохранилось потолочное перекрытие - “небо”, в центральном круге которого - икона Христа Вседержителя, а в сегментах - 12 трапециевидных клиньев - праотцы. По углам “неба” 4 иконы с изображениями символов евангелистов. Живопись иконостаса датируется XVII-XVIII вв.

Поклонный крест. Крест восьмиконечный на бревенчатом постаменте под двускатным навесом на четырех столбах, покрыт рельефной декоративной резьбой. В двух орнаментированных розетках имеются надписи: “1812″ и “ПОБЕДА”.

Поклонные кресты традиционно ставились на деревенских улицах, на перекрестках дорог и были своебразными часовнями: в представлениях крестьян перекрестки всегда были связаны с нечистой силой, где свершаются чары, заговоры, где душа человека наиболее открыта для нечистого. Однако кресты ставили не только как охрану от нечистой силы, но и как своебразные верстовые столбы или в память о каком-либо событии. Возведение этого креста в заонежской деревне связано с победой русского оружия в Отечественной войне 1812 года. Навес над крестом нарядно украшен.

Часовня Успения Богородицы. Постройка представляет собой прямоугольный, ступенчатый в плане и по высоте сруб. Молельня покрыта двускатной крышей гвоздевой конструкции, над коньком ее, на невысоком рубленном восьмерике, установлена главка с крестом. Сруб трапезной и сеней покрыт общей двускатной крышей безгвоздевойконструкции.

Над срубом сеней установлена восьмериковая звонница с шатровой крышей, завершенной маленькой главкой с крестом. По оси западного фасада выполнено одновсходноекрыльцо с двускатной крышей на столбах. Поставлена часовня без фундамента на камни-валуны. Стены - из бревен, рублены “в обло”, восьмерик - “в лапу”. Бревенчатые стены северного и южного фасадов прорезаны небольшими трехкосящатыми окнами. По одному окну на южной и северной стенах молельни и сеней, в трапезной на южной стене два окна, на северной одно. Все помещения часовни расположены по одной оси: потолки в сенях и трапезной горизонтальные по балкам, расположены в одном уровне. В трапезной вдоль боковых стен находятся лавки с резной опушкой.

Потолок молельни расположен выше и имеет вид “неба” - вид усеченной пирамиды с 16 гранями, на которых выполнены изображения ангелов (нач. XVIII в.). Крыша молельни - гвоздевая, тесовая с окончанием верхнего теса в виде пик. Основные элементы декоративного убранства часовни расположены в уровне крыши. Это причелины с многоярусной резьбой, контурная - в виде чередующихся флажков и полукружий, сквозная - круги, выемочная - городок и “пила”, полотенца с рисунком резьбы в виде кругов, полукружий, восьмиконечного креста.

Часовня Трёх Святителей из деревни Кавгора. До 1961г. стояла в деревне Кавгора Кондопожского района республики Карелии. В 1961 году была перевезена и восстановлена на южном конце острова Кижи, а в 1977 г. перенесена в северную часть острова Кижи. Часовня стоит на высоком подклете. Состоит из двух поставленных впритык срубов, в плане имеющих прямоугольную форму. Восточный сруб (собственно часовня) покрыт двухскатной крышей, увенчанной крестом. Западный сруб более широкий и высокий, над его центральной частью возвышается колокольня типа “восьмерик на четверике”, завершающаяся высоким шатром с главкой и крестом. С запада, перед главным входом, устроена галерея на консолях, на которую ведет лестница из двух маршей. Галерея расположена асимметрично, смещена в сторону северного фасада, на который обращены и лестничные марши, покрытые, как и галерея, односкатными кровлями. Стены рублены из круглого леса, не обшиты, восьмерик колокольни рублен “в лапу” с повалом. С галереи ведут две двери самостоятельных входов - в часовню и на колокольню. На северном и южном фасадах расположено по два окна молельни. Притвор освещается окнами на южном и западном фасадах. Все кровли постройки выполнены из “красного” теса с окончаниями в виде пик. Особый образ часовни - “башни” выделяет эту постройку из ряда традиционных часовен Карелии.

Колокольня построена в 1863 г. на месте старой шатровой колокольни, которая была ‘скрыта за ветхостью’ в 1862 году. Проект и смета новой колокольни были рассмотрены Губернской строительной комиссией еще в 1854 г. по представлению Благочинного Священника Стефана Романовского. В 1872 г. И.И.Копошевым был представлен проект перестройки колокольни ‘в связи с невозможностью утвердить восьмерик ее’. В 1874 г. проведены работы по перестройке колокольни, по-видимому, верхней ее части. В 1900 г. в результате ремонта были разобраны полицы, образовывавшие карнизный поясок по всему периметру четверика в уровне второго перекрытия, и декоративные фронтончики на скатах шатра. В плане квадратный четверик разделен двумя продольными стенами на три части: сени, лестничную клеть и чулан. По высоте внутренний объем сруба колокольни делится перекрытиями на три яруса. На звонницу ведет пятимаршевая лестница. Композиция колокольни решена по традиционной схеме - ‘четверик на восьмерике’, с высоким, в две трети высоты сруба, четвериком. Над восьмериком устроена звонница с девятью столбами, поддерживающими шатер, увенчанный лемеховой главкой с крестом. Наружные двери филенчатые. Сруб рублен ‘в лапу’ сразу под обшивку. Дощатая обшивка устроена по каркасу из бруса. Кровли перекрыты дороженным тесом в два слоя. Концы тесин полицимеют пикообразную форму. Фундамент бутовый на известковом растворе. Материал: сосна, ель. Лемех осиновый. Четверик с юга на север прорезан сквозным проходом с высокими арочными порталами. Перед входами устроены невысокие рубленные площадки крылец. С запада и востока устроены фальшивые арочные порталы, подобныевходным. Внутреннее пространство освещается четырьмя арочными окнами над порталами и окном в северо-восточной стене восьмерика. Дощатые балясины звонницы прорезные, каплевидной формы с четырьмя отверстиями посередине доски. Подзоры простые.

В «Кижское ожерелье» входят часовня Спаса Нерукотворного из деревни Вигово («Виговка») на вершине Нарьиной горы (XVII—XVIII век), часовня Кирика и Иулиты (XIX век), часовня Петра и Павла в деревне Волкостров (XVIII век), часовня Знамения Богородицы (2-я пол. XVIII века), часовня в честь иконы «Богородица Пресвятая Всех Скорбящих Радость» в деревне Еглово (XVIII век), часовня Варлаама Хутынского и Параскевы Пятницы, находящаяся на месте прежней деревни Подъельники.

Таким образом, архитектурный ансамбль Кижского Погоста является поистине уникальным художественным достижением. Это достигается не только сочетанием двух многоглавых церквей и колокольни в единой ограде, но и тем, что необычно спроектированные, идеально пропорциональные деревянные постройки находятся с совершенной гармонии с окружающим ландшафтом.

Валаам. Архипелаг получил своё название по главному острову - Валааму. Его название, возможно, происходит от финно-угорского слова «валамо» — высокая (горная) земля Живописный архипелаг из 50 небольших островов в еверной части Ладожского озера и расположенный на них древний монастырь. Длина острова 9,6 км, ширина — 7,8 км.Достопримечательности Валаама - Воскресенского скита, Гефсиманского скита, Елионской горы. 2 внутренних озера с сильно изрезанной береговой линией общей площадью около 100 га, соединенных между собой и Ладожским озером каналами; 9 небольших лесных озер - "ламб"; На территории островов насчитывается более 480 видов растений, многие были культивированы монахами. Главный остров покрыт в основном хвойными лесами (около 65 % — сосна).

В 1979 г. на островах создан Валаамский Музей-заповедник (ликвидирован в 1992 году). С 1984 г. организован Валаамский лесхоз. В 1993 г. островам был придан статус Уникальной природно-ландшафтной территории Республики Карелия. Статус не имел аналогий в законодательстве, поэтому для усиления природоохранной деятельности в 1999 г. Постановлением Правительства Республики Карелии создан Природный парк «Валаамский архипелаг».

История возникновения Валаамской обители теряется в глубокой древности. Известно лишь, что она уже существовала в 960 г. и управлялась игуменом Феогностом.

Остров Валаам неоднократно посещали императоры Александр I и Александр II, другие члены императорской фамилии, знаменитые писатели, деятели культуры.

Хорошо известны валаамские пейзажи, написанные И. И. Шишкиным («Вид Валаама», 1860), А. И. Куинджи («На острове Валаам», 1873) и Николаем Рерихом («Святой остров», 1917).

История появления христианства на острове Валаам уходит своими корнями в далекое прошлое. По преданию, в I веке святой апостол Андрей Первозванный, просвещая скифские и славянские земли, прошел водным путем от Новгорода до Валаама, где разрушил языческие капища местных племен и воздвиг на диких скалах каменный крест. Спустя 9 веков, еще до крещения Руси, на Валаам пришли из "восточных стран" и первые иноки - преподобные Сергий и Герман Валаамские чудотворцы, повторив путь апостола Андрея.

Жизнь насельников монастыря на острове Валаам всегда была сродни подвигу. Расположенный на границе России и Швеции, монастырь неоднократно подвергался нападениям и разорениям. Однако валаамские монахи, следуя Господней заповеди, никогда не брали в руки оружия, обрекая себя на изгнание или принимая мученическую кончину.

В начале XVII в. монастырь на Валааме был полностью разрушен, а валаамские земли на 100 лет отошли к Швеции. В конце Северной войны обитель вновь возродилась.

В 1715 г., когда, по окончании Северной войны, западная Карелия вернулась к России. Архимандрит Кирилло-Белозерского монастыря Иринарх подал челобитную Петру I о передаче Кирилло-Белозерскому монастырю острова Валаам. Просьба была удовлетворена. Преображенский храм, построенный над мощами преподобных Сергия и Германа, освящен в 1719 году, а в 1729 г. была выстроена Успенская трапезная церковь. Монастырь вернулся на свое законное место и продолжил свое существование.

В 1785-1801 г.г. построены каменный пятиглавый Преображенский собор и ограждающее его каре келейных корпусов с Успенской и Никольской церквями. Расцвета своего Валаамская обитель достигла под управлением отца Дамаскина. Он был выдающимся человеком: обладал талантом архитектора, агронома, метеоролога, ботаника, писателя, библиографа и историка. Он первый начал изучать природу и климат Валаама. При нем в 1853 г. на острове был воздвигнут каменный храм во имя Святителя и Чудотворца Николая, а позже построены еще три церкви. В собственность монастыря был приобретен ряд соседних островов, на которых появились скиты и часовни, построено множество домов, инженерно-хозяйственных сооружений, гостиница. достигнув своего наивысшего расцвета к середине XIX века. К этому времени относится и большинство дошедших до нас архитектурных памятников. Усердием братии под управлением игумена Дамаскина на Валааме основывались скиты, возводились церкви и часовни, прокладывались дороги, ставились поклонные кресты.

На Валааме действовало около 30 производств, в том числе даже небольшие заводы: смоляной, свечной, кожевенный, кирпичный; были свои конюшня и молочная ферма. Насельники монастыря занимались сельским хозяйством и рыболовством, полностью обеспечивали потребности братии. В обители была собрана великолепная библиотека, созданы иконописная мастерская и школа живописи, имелась собственная фотография. Особого упоминания заслуживают созданные трудами монастырской братии сады и огороды, необычные для столь северных широт. Но главным делом иноков всегда была молитва. Строгий Устав Валаамской обители, введенный в конце XVIII в. игуменомНазарием по образцу Устава Саровской пустыни, определял все стороны иноческого бытия. Следовало хранить телесное и душевное безмолвие, запрещалось оставлять у себя пожертвования, употреблять спиртное, покидать обитель, вести переписку без благословения настоятеля. Уставом предусматривались общежительная, скитская и отшельническая формы монашеской жизни.

В начале XX в. монастырь включал в себя 13 скитов, расположенных в разных частях Валаама и на других ладожских островах. К сожалению, многие постройки не сохранились до нашего времени. Слава о высокой духовной жизни обители, удивительная природа острова, красота и строгость монастырских богослужений привлекали на Валаам множество паломников. С 1811 по 1917 год архипелаг входил в состав Финляндского княжества Российской империи.

До революции Валаам представлял собой благодатную процветающую обитель с числом насельников более 1000 человек. На монастырских огородах росли овощи, которых было вполне достаточно не только для живущих в обители, но и для раздачи бедным окрестным жителям. В монастырских садах, кроме яблок, крыжовника, малины и смородины, росли, несмотря на суровый климат, вишни, сливы и груши.

После революции 1917 г. Валаам оказался на территории Финляндии. Это спасло обитель от участи, уготованной многим русским монастырям, и она продолжала быть едва ли не единственным чудом сохранившимся уголком святой Руси.

Во время зимней войны 1939-1940 гг. Валаам подвергся бомбардировкам, в результате чего монастырь был частично разрушен. Однако в 1940 г, когда подходила к концу советско-финская война и Валаам был должен отойти к Советскому Союзу, насельники монастыря, спасаясь от гонений со стороны власти, вынуждены были эвакуироваться в Финляндию. В усадьбе Папинниеми, в 100 км от города Куопио, ими был основан Ново-Валаамский монастырь, действующий и по сей день. На острове же в опустевших зданиях разместили сначала школу боцманов и юнг, с 1952 по 1984 г.г. – интернат для инвалидов.

В 1989 г. в канун праздника святого апостола Андрея Первозванного на Валаам вновь вернулась монашеская жизнь. 1990 г. - обители вернули все храмовые и административно-хозяйственные здания.В 1991 г. Спасо-Преображенскому Валаамскому монастырю был дарован статус ставропигиального, то есть находящегося в непосредственном подчинении Патриарху Московскому и Всея Руси. Всеми делами обители ведает назначенный Патриархом игумен.

Сейчас Валаамский монастырь насчитывает более 100 насельников. Как и в прежние времена, обитель живет по одному из самых строгих монастырских уставов. Восстанавливается на Валааме и скитская жизнь, возрождается древнее знаменное пение, характерный валаамский распев. Воссоздается древняя обитель.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 1391 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...