Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Неолитические стоянки - это места стоянок древних людей. Они есть около Кандалакши, Колы (2-1 вв. н.э.), Полярного (5 в. до н.э. - 5 в. н.э.). Могильник - древние захоронения, курганы. Оленеостровский могильник (1052 г. до н.э.) находится около города Полярные Зори.
Карта археологических памятников Кольского полуострова
Заселение Кольского полуострова началось очень давно. Археологи обнаружили стоянки людей каменного века. Они относятся к 7-11 тыс. до н.э. Предки современных саами появились здесь во 2 тыс. до н.э. Саамы (лопари) - коренное население Кольского полуострова - с древних времен занимались оленеводством, охотой, рыболовством. Торговля и развитие промыслов в Европе требовали освоения новых территорий с целью использования их природных ресурсов.
Археологи изучают наскальные рисунки мыса Чалмн-Варре в среднем течении р.Поной.
Предметы из раскопа у деревни Дроздовка. Памятник эпохи раннего металла | |
Неолитический керамический сосуд. Стоянка Чаваньга 1, Терское побережье | Лабиринты в бухте Варзина |
Предметы саамского быта. Саамский быт | Оснастка саамского невода: мотовило, грузила, поплавки. Игольницы для плетения сети |
Домашняя утварь саамов: ковш для супа, тарелка. Ковш для сбора ягод. Дощечка-метка – «записная книжка» пастуха | «Лаппония» И. Шефферуса – средневековое исследование традиционной жизни и культуры саамов XVII века |
Первые русские поселения возникли на полуострове в Х1 в. В летописях говорится о сказочных богатствах Мурмана: пушнине, рыбе, оленях, морском звере Белого и Баренцева морей. В X-XII вв. новгородцы завладели огромной территорией севера от Финского залива и Кольского полуострова до бассейна Печоры. Появление русских не только способствовало развитию края, но и обеспечило защиту коренного населения от набегов западных завоевателей.
О первых русских поселенцах в этом краю известно с XII в. Они стали называть себя поморами. Это был храбрый и стойкий народ. Поморы защищали свои деревни от набеговсвейских викингов, промышляли морского зверя и рыбу, как мореходы - славились на Руси и в Европе своим умением, знанием морской стихии арктических морей, мастерами-судостроителями, предприимчивостью в делах торговых. Они строили поселения, церкви, погосты. Их дома отличались добротностью и крепостью, одежды - богатыми вышивками, быт - опрятностью, досуг - песенным и мастеровым искусством. Многие поморы жили семьями на тонях. Тоня - морской хутор, поставленный на промысловом месте. Жилой дом окружали хозяйственные постройки: погреб-ледник, ситница для хранения сетей, непременная баня, сараи и амбары, продуктовые хранилища на сваях для защиты от диких зверей, бочки-сельдковки для засола знаменитой беломорской сельди, мощные вороты для причаливания и вытаскивания на берег промысловых баркасов, нередко огороды, очень часто - семейная часовня.
Побережье Баренцева и Белого морей называли Поморьем
Предметы из захоронения XI – XII века у села Кузомень, Терский берег | Предметы из поморского становища XVI века |
Поморский «обетный» крест (1872 г.), губа Золотая, Мурманское побережье | Предметы поморского быта |
Рукописная книга (1796 г.), Терский берег |
Поморский фасон
Шняка – традиционное поморское судно, длина 12 м.
Страна кольских поморов начинается от реки Умбы и дальше - вдоль морского побережья, сохраняя свою старину даже в завораживающих названиях прибрежных деревень: Кузрека, Оленица, Кашкаранцы, Кузомень, Варзуга, Чаваньга, Чапома, Стрельна.
Село Умба
Село Кузрека
Куз-река. Поморская деревенька, выросшая из соляных варниц Соловецкого монастыря. Первые упоминания – 1591 год. Сейчас в деревне проводится сельский праздник «Поморская козуля».
Козуля – древнее обрядовое печенье известное с 12-го века. По вере поморов - образ счастья, любви, здоровья и удачи, оберегающий от злых сил.
Старинное поморское село Оленица - находится уже за пределами Северного Полярного круга.
Глендониты на берегу реки Оленица
Глендонит (кальцит по икаиту)
Рогульки бывают разные - ни одна на другую не похожа. Одни - точно камешек с рожками, другие - колючий шарик. Геологи говорят - обязательные условия возникновения глендонитов - смесь соленой и пресной воды и песчаный суглинок, в котором содержится как минимум с десяток различных минералов.
Карбонаты – минералогические находки
Откуда же взялось поморское село Кашкаранцы? И что за трое святых похоронены здесь? Терский берег – казалось бы пустынное место, но это не так, тут всегда народ мотался. Рыбу ловили, зверя били. Монахи из монастыря в устье Двины, кстати, тоже не последние мореходы, излазившие все побережье Кольского полуострова и даже ходившие в Колу,и тут отметились. Построили скит. Жил в том скиту старец – Аксий. Дедушка был немеряной духовной силы – лечил цингу без всякого витамина «С», про который в те времена и не слышали. Святость была такой не слабой, что даже когда он умер – все, кто подошёл к гробу – отошли здоровыми. Духовные власти Соловецкого монастыря, узнав об этом, решили захоронить его на Соловках. Карбас с телом Аксия ночью отошёл от берега и утром уже должен был причалить к Соловкам. Но, утром оказалось, что карбас стоит на том же месте. Обалдевшие мореходы восприняли это, как знак, что дедушка не хочет ехать на Соловки и захоронили его в Кашкаранцах. А что же два других? Авксентий и Тарасий тоже были мужики не промах – чертей гоняли – не надо баловаться! Уж очень любила нечисть Кашкаранские тони, чего они тут только не творили. И вот эти дяди - гоняли тут всю эту пакость со страшной силой. Видимо, так хорошо насовали нечести по мордам, и не только по мордам, что та из нокаута только через 400 лет вылезла. Правда, вернуться пакостить в родимые места у неё не очень получилось – опять им по шапке накидали.
Кашкаранский маяк
Село Кузомень некогда самое богатое (купеческое) и крупное на Терском берегу, однко сейчас всё совсем иначе.
Когда-то в Кузомени был действующий аэродром, больница с операционной, интернат, школа-десятилетка, богатейший колхоз.
Кузомень заносит песками, удивительно встретить такую пустыню на кольском севере. Причин этому явлению несколько, главная - антропологическая.
Центральная магистраль Кузомени. Пешком ходить только по мосткам, буксовать по песку быстро надоедает
Семужий забор на р. Киче, близ с. Кузомени.
Когда-то эта сосна росла на холмике, ветром почву-песок из под неё стало выдувать, но дерево борится и вот, корни стали его стволом.
Корельский погост является самым ранним из известных постоянных селений на Кольской земле. В соответствие с названием его первыми жителями и охранниками новгородских угодий были корелы (карелы), которых к началу XVI в. сменили русские. В 1419 г. погост был разорен мурманами (викингами). Об этом эпизоде сохранилась запись в летописях. Корельский погост был выстроен в целях обеспечения безопасности на удалении от устья, выше порогов, непроходимых для кораблей. Кроме того, он был укреплен земляными валами и частоколом, окружавшими "городища".
Корельский погост
Около Варзуги сохранились остатки двух таких укрепленных районов - "Прямого" и "Косого". Неподалеку от них находится местечко, именуемое "Немецкая падь", где по преданию, покоятся останки нескольких десятков "немцев" - викингов, убитых в одном из набегов на Варзугу.
Село Варзуга. Население — 351 житель (2002). Расстояние от районного центра 140 км. Село расположено на двух берегах реки Варзуги в 22 км от ее впадения в Белое море.
Территория Варзуги входит в комплекс памятников деревянного зодчества (кроме Успенской церкви: Афанасьевская церковь, Колокольня Успенского комплекса, Церковь Николая Чудотворца, Петропавловская церковь и Часовня безымянного Инока Терского).
Село Варзуга. Успенская церковь
Церковь была построена по принципу «золотого сечения». Основание её состояло из четырёхстенного сруба в качестве центрального столпа и четырёх примыкающих к нему патрубков, за счёт чего основание церкви имеет в поперечном сечении форму креста. В верхнюю часть церкви входят: восьмистенный сруб (восьмерик), сам шатёр, основание купола (так называемая шейка) и купол-главка, увенчанный восьмиконечным крестом. Для украшения храма использовались многочисленные декоративные элементы: кокошники и чешуя — специальное покрытие купола и его основания. Высота церкви — 34 метра. Спустя три года после строительства был освящён иконостас церкви — 84 иконы.
Село Чаваньга – самое молодое из поморских. Появилось в документах только в середине 17-го века. Тоже дача была, только Соловецкого монастыря, они тут сёмгу ловили. В 1863 году сельчане скинулись и построили церковь. Но село было всё-таки маленькое – в 1915 году всего 278 человек.
Село Чапома
Тут построили Храм в 1873 году, в честь введения во храм Пресвятой Богородицы. А известно это место – водопадом. Чапомский водопад в 10 км от села – самый длинный и по высоте падения воды. Тут четыре порога и на самом высоком вода падает с высоты 20 метров, а всего перепад высот более 30 метров. Этот водопад один из трёх на Кольском полуострове – памятник природы федерального уровня.
Расположенные вокруг многочисленные гранито-гнейсовые утесы, скалы и обрывы окружают бурлящие потоки и в совокупности создают живописнейший комплекс. В окрестностях много озер, заболоченных низин и покрытых лесом холмов. Водопад является гидрологическим памятником природы. В охраняемую зону включены полосы по обе стороны берега на всем километровом протяжении участка.
И для любителей камней тут тоже есть на что посмотреть - в верхнем и среднем течении на поверхность выходят древние породы - архейские конгломераты возрастом около 2,75 миллиарда лет.
Село Стрельна
Стре́льна - нежилое село на Терском берегуКольского полуострова в Мурманской области на берегу одноимённой реки рядом с местом впадения её в Белое море. Расположен на старой непроходимой лесной дороге, идущей по берегу, вдоль Белого моря. В настоящий момент село не имеет постоянного населения и сезонно посещается. История: Селение основано в XVII веке как промысловая семужья тоня Соловецкого монастыря, включало одну избу и амбар. В 1846 году в селе проживала семья Котловых, насчитывавшая 9 человек. К 1855 году в селе насчитывалось 5 дворов и 33 жителя. 14 июля1855 годадеревня, после нападения англо-французской эскадры, почти полностью сгорела. В 1900 году в деревне проживал 71 человек и насчитывалось 10 дворов.
Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 10077 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!