Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные архивные операции над рукописями



Ценность рукописей для истории литературы показывает, что к их собиранию надо очень серьёзно относиться. Они лишь тогда дойдут до редактора и исследователя в достаточной сохранности и полноте, когда вначале будут предприняты меры против их уничтожения.

Собрание рукописи следует собирать и хранить. Необходимо сделать их доступными для изучения. Для этого необходимо:

— Каталогизировать и описывать рукописи.

— Сделать хранилище доступным для тех, кто подготовлен к занятию с рукописным материалом.

— Организовать пересылку рукописи из 1-го хранилища в др., чтобы занимающийся в одном хранилище м. б. выписать необходимое.

— Автографы особенно ценные издавать, чтобы сделать их более доступными для более широкого круга лиц.

Основная масса рукописей хранится в государственных хранилищах: архивах, рукописных отделах крупных библиотек и музеев.

Большую помощь редактору на первых этапах работы над рукописным источником могут оказать каталоги, описания, обзоры рукописного наследия данного автора, подготовленные и выпускаемые этими хранилищами.

Центральный государственный архив литературы и искусства (ЦГАЛИ) издаёт: “Описи документальных материалов личного фонда” тех писателей, рукописи которых хранятся там.

Отдел рукописей государственной публичной библиотеки имени Салтыкова-Щедрина издаёт “Описание рукописей” и “Каталоги изданий”.

Институт русской литературы (Пушкинский дом) публикует “Описание рукописей и изобразительных материалов Пушкинского дома”.

Институт мировой литературы имени Горького и государственный Музей имени Толстого выпускают “Описание рукописей художественных произведений Толстого”.

Организация рукописного хозяйства в системе хранилищ имеет существенные недостатки. Известно, что полноценное использование рукописей возможно, если их большинство, принадлежащее данному автору собраны в одном хранилище, только тогда имеется возможность сопоставить между собой как сами документы, так и тексты, находящиеся в них. Известны случаи, когда находящиеся в разных хранилищах части одной и той же рукописи считались самостоятельными произведениями без начала или конца, хотя являлись частями единого целого. Рукописи большинства писателей разбросаны по различным хранилищам, что неудачно для редакторов.

Поступившая в архив рукопись регистрируется.

1) Регистрация состоит в том, что рукопись получает номер, нумеруются листы рукописи, а при издании нумеруются страницы.

2) В карточку рукописи вносят следующие данные:

— Кол-во листов.

— Чьей рукой написана.

— Что содержит.

Всё это оказывает помощь при работе над рукописью.

3) Рукопись описывается. Описание начинается с материальных особенностей рукописи:

— Формат.

— Качество бум.

— Водяные знаки.

— Характер обреза.

— Тип (цвета) чернил.

Бумага первой половины 19 века имела водяной знак (филигрань), дававший марку бумаги и год выпуска. Этот год указывает ранее какого срока документ не мог быть написан.

Зная на какой бумаге писал изучаемый автор редактор часто только по описанию бумаги может отнести рукопись к той или иной эпохе творчества писателя.

Датировать рукопись можно и по тому, чем она написана. Гусиное перо уже не применялось в конце 19 – нач. 20 веков.






Дата публикования: 2015-04-10; Прочитано: 305 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...