Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Во Вселенной нет ничего окончательно завершенного. В ней имеют место циклические процессы, например, взаимопревращение элементарных частиц, и развитие, которое отличается обязательными качественными преобразованиями. Различают восходящее развитие, или прогресс, то есть движение от простого к сложному, от низшего к высшему, и нисходящее развитие, или регресс. Это изменения, идущие от высшего к низшему, например, деградация биологических видов, вымирающих в силу неспособности адаптироваться к новым условиям.
Общей теорией развития является диалектика. Она исследует причины развития, его механизм и направление.
Понятие «диалектика» имеет несколько значений.
Во-первых, диалектика - это искусство ведения философского спора, метод и стиль мышления. Так понимали диалектику Сократ и Платон. Сократ называл диалектическим свой метод, посредством которого вскрываются внутренние противоречия в речи оппонента, сопоставляются различные представления, понятия, их сравнения и определения и выявляются мнения, ведущие к истине.
Во-вторых, диалектика - это учение о тождестве противоположностей и о противоречиях. Следствием отождествления противоположностей стало представление Гераклита об абсолютной изменчивости и текучести бытия: все течет, все переходит в свою противоположность. В борьбе противоположностей обнаруживается их внутреннее тождество. Гераклит в своих утверждениях опирался на житейский опыт и лишь придал некоторую теоретическую форму своим конкретно-чувственным наблюдениям. Его толкование диалектики можно назвать стихийно-материалистическим.
В немецкой классической философии была разработана идеалистическая диалектика, которая достигла своего наивысшего развития в гегелевской философии. Гегель ввел в духовную культуру Европы начала ХIХ века темы истории и развития. Он подчеркивал, что невозможно понять предмет, не уяснив всего предшествующего пути его развития. Источником развития является противоречие. Это утверждение Гегель относил к мысли. Процесс мышления есть необходимое движение мысли, подчиненное законам собственной логики. Диалектические противоречия - это противоречия духа в его саморазвертывании, которые в конечном счете оказываются противоречиями субъекта мышления. Гегель создал диалектику как теорию, логику и метод деятельности абсолютного разума, гениально угадав, что логические формы и законы не пустая оболочка, а отражение объективного мира в его целостности и развитии.
Материалистическая диалектика, созданная классиками марксизма, представляет собой учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия. Она исходит из того, что развивается сам объективный мир, а сознание отражает это развитие.
Антиподом диалектики является метафизика. Первоначально понятие «метафизика» понималось только как синоним философии, как учение о сверхчувственных принципах бытия. Однако в новое время метафизика стала трактоваться как антидиалектика, как односторонний способ мышления. Впервые термин «метафизика» в значении антидиалектики употребил Гегель.
Диалектика и метафизика по-разному интерпретируют процессы изменений. Основными принципами диалектики являются принципы всеобщей связи и развития, которое осуществляется посредством взаимосвязи предметов между собой. Эти принципы обязывают изучать любые предметы всесторонне, в их развитии,.
Метафизика же рассматривает вещи и явления вне развития, односторонне, абсолютизируя состояние их обособленности, раздельности. В отличие от диалектики, которая утверждает всеобщий, необратимый, внутренне противоречивый характер развития, обязательно включающего в себя качественные изменения, метафизика рассматривает только либо количественные изменения (простое увеличение или уменьшение), либо повторение, вечное движение по кругу (концепции круговорота), либо внутренне непротиворечивое движение. В силу этого в качестве источника изменений она признает не внутренние, а внешние причины. Таким образом, метафизика, основываясь на количественном понимании движения, отрицает саморазвитие.
Естественнонаучным уточнением принципа самодвижения и развития материи является синергетика. Синергетика выступает как бы посредником между всеобщими диалектическими законами и конкретно-научным знанием. Объект синергетики, как и диалектики, - весь мир во всех его проявлениях. Сравнение категориального аппарата диалектики и общих понятий синергетики приводит к выводу, что в рамках синергетики складывается своеобразная форма диалектики. Но если предметом диалектики служат всеобщие законы мироздания, то предметом синергетики являются законы самоорганизации мира.
В отличие от диалектики, которая понимает развитие как особый вид изменений, характеризующийся качественной перестройкой структур, синергетика рассматривает развитие как единство моментов хаоса и порядка. Хаос здесь представляется не в форме сугубо деструктивного начала, а как сверхсложная упорядоченность, которая существует неявно, потенциально и которая может проявиться в огромном многообразии организованных структур. Один из основателей синергетики, бельгийский физик и химик И.Пригожин писал, что порядок рождается из хаоса. В синергетике впервые был раскрыт механизм возникновения порядка через отклонение системы от некоторого среднего состояния (флуктуации). Флуктуации расшатывают прежнюю структуру и приводят к новой.
Структурное единство самоорганизующихся систем, которое в синергетике получило отражение в понятии фрактала, имеет следующее строение: ядро с двумя комплиментарными ветвями и его среда. В качестве яркого примера двойственного строения ядра можно привести генный аппарат живой клетки – две комплиментарные нити ДНК. Одна из ветвей ядра выступает посредником между другой ветвью и средой. Образование второй ветви в ядре системы является признаком ее зрелости и целостности. Ядерное строение обусловлено стремлением системы к максимальной устойчивости. Ядерные элементы имеются на всех уровнях самоорганизующихся систем – от элементарной частицы до Галактики.
Диалектика развития в синергетике проявляется в том, что системе свойствен автоколебательный режим, при котором движение от целого идет к части, то есть к ядерному элементу системы, и затем обратно. В синергетике диалектический закон перехода количества в качество конкретизируется в законе фазового перехода, в результате которого происходит укрупнение эволюционирующей системы при сохранении ее принципиальной структуры.
Итак, самоорганизующиеся системы характеризуются такими диалектически противоречивыми тенденциями, как беспорядок и порядок, неустойчивость и устойчивость.
Диалектика не является единственным философским учением о развитии. Одновременно с диалектико-материалистической теорией формировалось другое всеобщее учение о развитии – натуралистический эволюционизм. Наиболее видным его представителем был английский философ Герберт Спенсер (1820-1903), чья эволюционная теория несколько опередила дарвиновскую.
Спернсер исходил из того, что идея непрерывного изменения видов растений и животных благодаря изменениям во внешней среде более согласуется со здравым смыслом, чем идея творения. В отличие от Дарвина, который обосновывал развитие только живых существ, он утверждал положение об эволюции всех природных явлений.
Спенсер определял эволюцию как движение по линии наименьшего сопротивления. Главным свойством эволюции он полагал ее медленность, постепенность. Она идет путем плавного накопления незначительных изменений, без скачков. Природа, по убеждению Спенсера, скачков не делает, и в общественном развитии нет места революциям.
Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 6520 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!