Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лава —коллегия магистрата, ведавшая судом по уголовным делам. 53 страница



Повышению уровня грамотности способствовало книгопечатание. Печатный двор в Москве в первую очередь издавал книги богослужебного содержания (Требники, Служебники, Псалтыри, Часовники и т. д.). Из 233 изданных в 1615—1652 гг. книг таких было 44 %. На втором месте находились книги для обучения, которые тоже выпускались в достаточно большом количестве и часто переиздавались. В 1648 г. Печатный двор издал «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей» и «Грамматику» М. Смотрицкого. Выпускались книги и «душеспасительного» и развлекательного содержания, появились технические руководства и географические описания путешествий, книги по различным направлениям знаний: травники, лечебники, «Книга сошного письма» и др.

Книги становились обыденными в жизни бояр, купечества и даже посадских людей. Иметь библиотеку стало престижно. Спрос на книгу требовал расширения производственных возможностей Печатного двора, который к середине XVII в. способен был издавать более 11 тыс. книг, а во второй половине столетия — более 300 тыс. букварей и 150 тыс. учебных псалтырей и часословов. Букварь В. Бурцева, например, издавался тиражом 3 тыс. экземпляров.

Образованные люди стали играть заметную роль в жизни общества. Просветительское движение особенно проявило себя в окружении царя Алексея Михайловича. Многие влиятельные государственные чиновники, стремились преодолеть «старину» и косность мышления. А. Л. Ордин-Нащокин, выходец из провинции, полагаясь в основном на собственный опыт и знания, сделал успешную карьеру чиновника. В сферу его деятельности входили реформы государственного управления и городского самоуправления, внешняя политика, экономические и культурные контакты с Западной Европой. Многие его идеи были реализованы Петром I. Ф. М. Ртищев первым попытался перестроить по западным образцам организацию и содержание обучения в России, не упуская при этом нравственное воспитание. «Государственным человеком» и интеллектуалом был В. В. Голицын, повлиявший на проведение административных и экономических реформ, преобразований в системе обучения.

Расширение круга образованных людей было тесно связано с развитием научных знаний и техники. В середине XVII в. в России стали известны основные положения гелиоцентрической теории Н. Коперника. Первые научные труды по практической медицине создали выпускники «Школы русских лекарей» Степан Кириллов и Петр Постников. Практический характер носили изобретения в области строительства и производства: винтовые деревянные домкраты, мельничные водяные колеса, сверлильные станки, циркулярные механические пилы и многое другое. В торговой практике использовались неизвестные на Западе инструментальные счеты: костяшки, нанизанные на закрепленные в раме прутья.

Во второй половине XVII в. появились начала исторической науки. Особую роль сыграла Киевская духовная академия. Это учебное заведение давало своим ученикам знания по логике и философии. Многие выдающиеся киевские ученые приглашались в Москву, где открывали свои школы. Некоторые из них пользовались большим влиянием при царском дворе. Не случайно именно в Киеве в 1674 г. появился первый учебник русской истории — «Синопсис» (греч. — описание) киевского монаха Иннокентия Гизеля. Постепенно расширялась историческая проблематика, анализировалась деятельность не только государя и церковной власти, но и «меньших людей»: псковские исторические сочинения «О разорении Пскова» и «О бедах, скорбех и напастех, иже быть в Велицей России», «Повесть об Азовском осадном сидении», раскольничья летопись противников церковной реформы. К последним сочинениям летописного жанра можно отнести «Новый летописец», давший официальную трактовку Смуты, и «Летопись о многих мятежах» — о роли церкви в XVII в.

Одну из первых попыток анализа происходивших на рубеже XVI—XVII вв. событий предпринял монах Троице-Сергиевого монастыря Авраамий Палицын в сочинении 1620 г. о Смутном времени «История в память предыдущим родам». Царской власти, как гаранту порядка в России, посвятил сочинение «Временник» дьяк Иван Тимофеев. Идеальный образ мудрого просвещенного монарха представлял в своих литературно-публицистических произведениях Симеон Полоцкий. О пользе неограниченной монархии («самовладства») писал хорват Юрий Крижанич, сторонник идеи «славянского единства», главную роль в котором отводил Москве. Свое исследование «Скифская история» о борьбе народов Руси против монголо-татар написал Андрей Лызлов.

Вместе с тем из-за сильного влияния церкви исторический анализ не мог быть независимым и поэтому объективным. Толкование истории как осуществление божественного замысла (провиденциализм) доминировало в среде российских исследователей «старины».

Обмирщение литературы и искусства. В XVII в. произошла жанровая дифференциация литературы, одним из проявлений которой стала демократическая сатира, выразившая отношение населения к церкви. Впервые церковные служащие стали объектами критики. Так, «Сказание о куре и лисице» высмеивало лицемерие и стяжательство духовенства, «Служба кабаку» пародировала ритуал всенощного богослужения, «Калязинская челобитная» и «Повесть о бражнике» рассеивали миф о «святых», напоминая о греховных фактах из «житий», «Повесть о Карпе Сутулове» обвиняла купца, попа и архимандрита, требовавших любви от нуждающейся в деньгах купеческой жены. Вольномыслие сатирической литературы стало возможно только в условиях кризиса средневековой морали в России в XVII в. Однако существовали еще пределы критики: обличалась церковь, но религия в целом находилась вне зоны критического анализа.

Появились произведения, раскрывавшие порядки государственной службы («Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче»), нравы горожан («Азбука о голом и небогатом человеке») и зарождающегося дворянства («Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Фоме и Ереме»). Новые литературные герои были лишены идеальных качеств, их переживания созвучны переживаниям простых людей, их вымышленные коллизии как будто были «списаны» с реальной жизни. Они отвергали патриархальные устои и нравственные нормы прошлого, но их идеалы были еще неопределенны. Литература готовилась перейти от жития подвижника к жизнеописанию благочестивого мирянина (муромские повести «Об Ульянии Осорьиной», «О Марфе и Марии»). Основоположником силлабической рифмованной поэзии стал Симеон Полоцкий, который писал стихи по-польски, на латыни и по-русски («Рифмованная псалтырь», «Рифмологион», «Вертоград многоцветный») и его ученики: Сильвестр Медведев и Карион Истомин.

Началось ускоренное освоение жанров европейской литературы, сочинители XVII в. увлеченно использовали чужие сюжеты. Так, французское сказание о рыцаре Бово д'Антон превратилось в «Повесть о Бове-королевиче», вместо куртуазного романа появилась «Повесть о Петре Златых ключей», вместо романа рыцарского — «Повесть об Иване Пономаревиче».

Особое место заняла драматургия. Придворный царский театр XVII в. прошел несколько этапов. С 1571 г. царский двор пытался использовать народное искусство скоморохов, затем с 1660 г. — драматургию школьного театра, с 1672 г. — сценический опыт зарубежного театра. Традиции национальной драмы развивал монах Стефан Чижинский, воспитанник Киево-Могилянской академии, и Симеон Полоцкий (пьеса «Притча о Блудном сыне» и «Комедия о Навуходоносоре»). По инициативе боярина А. С. Матвеева и указу царя была построена «комедийная хоромина» и набрана труппа из иностранцев во главе с немцем И. Грегори. В 1675 г. впервые на русской сцене был поставлен балет.

XVII в. — время расцвета в России певческого искусства. С развитием «партесного» многоголосия связано возникновение нового жанра: псалмов и кантов (патриотических и даже любовно-лирических), исполнявшихся в домашней обстановке. Западные формы музицирования проникали в придворный быт столичного дворянства. Появились любители «немецкой» музыки, содержавшие инструментальные капеллы (среди них бояре Н. И. Романов и А. С. Матвеев, князь В. В. Голицын). Увлечение иностранной музыкой соседствовало с традиционными выступлениями скоморохов. В созданной для развлечения царской семьи Потешной палате выступали гусельники, исполнители на клавикордах и органе. Для представлений в придворном театре в 1672 г. была приглашена из-за границы группа музыкантов-исполнителей на скрипке, виоле, флейте, кларнете, трубе и тромбоне; в состав инструментального ансамбля входил также орган.

Существенные изменения произошли в, казалось бы, самом каноническом виде искусства — иконописи. На рубеже XVI—XVII вв. в иконописи оформились два направления, условно именуемые «Годуновской» и «Строгановской» школами. Первая из них стремилась к строгому стилю, к возрождению традиций (росписи Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве). Строгановская школа развивала мелкое, изощренно-утонченное письмо, для которого характерны сочная цветовая гамма с использованием золота и серебра, хрупкая изысканность образов, сложная фантастика пейзажных фонов. Среди наиболее известных мастеров школы — Емельян Москвитин, Стефан Пахиря, Прокопий Чирин, Истома, Назарий и Никифор Савины.

Ярко выделялись монументальные росписи костромских и ярославских иконописцев (Гурия Никитина, Силы Савина, Дмитрия Плеханова и др.), работавших со своими артелями не только на родине, но и в Москве, Ростове, Вологде, в Троице-Сергиевом монастыре. К середине XVII в. одним из центров художественной жизни становится Оружейная палата в Москве, живописцы которой (Богдан Салтанов, Иван Безмин, Кирилл Уланов, Иосиф Владимиров, Никита Павловец и др.) были мастерами широкого диапазона — выполняли стенные росписи, писали иконы, царские портреты, оформляли придворные и церковные праздники. Руководитель иконописной мастерской Оружейной палаты Симон Ушаков руководил росписями Архангельского и Успенского соборов, Грановитой палаты в московском Кремле, чертил географические карты, занимался офортом. В иконописи он выступал как реформатор, стремившийся к светотеневой, объемной моделировке формы (иконы «Отечество» («Троица»), «Благовещение», «Спас Нерукотворный», «Семь смертных грехов»).

Несмотря на каноны церкви, запрещавшие любые изменения в иконописи и даже предписывавшие указом 1654 г. уничтожение образов святых, не соответствующих каноническим требованиям, западные влияния затронули и эту область искусства. Греческий стиль умирал, а так называемый «фряжский» (западный), все активнее проникал в религиозную живопись России.

В иконостасах, потеснив иконы, важную роль приобретали декоративные элементы, барочные мотивы, в частности, появление витых («соломоновых») колонн с библейской символикой (московская церковь Покрова Богородицы в Дубровицах и др.).

Размывание жестко-традиционных для древнерусского искусства художественных форм сказалось и в возникновении нового жанра — портрета-парсуны. Первые портретисты (Симон Ушаков, Иван Безмин, Григорий Одольский и др.) постепенно осваивали приемы западноевропейской живописи, пытались передавать индивидуальные особенности модели.

В XVII в. процессы «обмирщения» были заметны и в зодчестве. Строились новые города, разрастались старые. Число каменных административных, хозяйственных зданий (Гостиный двор в Архангельске архитектора Д. М. Старцева), жилых построек (дома Поганкиных в Пскове, Коробовых в Калуге, Аверкия Кириллова в Москве). Для церковного зодчества были типичны 5-главые церкви с пышным «узорочным» убранством фасадов — прихотливыми наличниками, фигурной рельефной кладкой, изразцовыми вставками и т. п. (церковь Троицы в Никитниках в Москве). Большой декоративной выразительностью отличались церкви, завершенные не традиционным 5-главием, а комбинацией шатров (3-шатровая «Дивная» Успенская церковь Алексеевского монастыря в Угличе, 5-шатровая церковь Рождества Богородицы в Путинках в Москве). Как «неканонические» шатровые завершения храмов были запрещены в ходе церковной реформы патриарха Никона. Традиционную монументальность сохраняли храмы Ярославля (церкви Ильи Пророка, Иоанна Златоуста в Коровниках, Иоанна Предтечи в Толчкове и др.) и северных городов (церкви Владимирская и Рождества Богородицы в Каргополе, Иверский монастырь на Валдае). Идею превосходства духовной власти над светской воплощал построенный в 1670 — 1683 гг. ростовский Кремль.

В конце XVII — начале XVIII в. достаточно широкое распространение получили постройки в стиле т. н. «нарышкинского барокко» (более точный термин — «московское барокко»), отличительными особенностями которого были симметричность композиции, пышный белокаменный декор. В «нарышкинском» стиле сооружались не только храмы и монастыри (московские церкви Покрова в Филях, Троицы в Троицком-Лыкове, трапезная палата, колокольня, надвратные Преображенская и Покровская церкви Новодевичьего монастыря в Москве), но и светские постройки — Сухарева башня в Москве (архитектор М. И. Чоглоков), построенная для стрельцов Сухарева полка.

В декоративно-прикладном творчествееще были сильны идеи защитников «старины», отстаивавших исконные традиции. Впрочем, передовые представители нового направления, такие как боярин А. Л. Ордин-Нащокин, остерегали от слепого подражания западным образцам, иноземной моде и быту. Главными заказчиками на декоративные изделия были дворяне и купцы. Декоративно-прикладное искусство все шире входило в быт, тяга к материальности уживались в искусстве с нарядностью и роскошью. Яркая красочность, богатство «русского узорочья» достигли в XVII в. особой пышности.

II

1262 — архиепископу Кириллу болгарский князь Яков-Святослав подарил Кормчую книгу: сборник церковных и светских законов.

1273 — общерусский съезд иерархов Русской православной церкви.

1220 — 1280 — экстремальные природные явления, изменение климата, которые негативно отразились на сельском хозяйстве.

1325 — митрополит Петр, первый святой покровитель Москвы, заложил первую каменную московскую церковь Успения пресвятой Богородицы.

1373 — основание Сергием Радонежским Троице-Сергиевого монастыря.

1392 — по заказу боярина Федора Кошки создан серебряный оклад Евангелия.

1442 — серб Пахомий Лагофет на основе южнославянских и древнерусских сочинений создал «Хронограф».

1475 — 1479 — строительство Успенского собора в Московском Кремле.

1490 — церковный собор, осудивший новгородско-псковских еретиков.

1484 — 1489 — строительство Благовещенского собора в Московском Кремле.

1492 — митрополит Зосима (Брадатый) составил «Изложение пасхалии», где провозгласил Москву Новым Константинополем, а московского князя Ивана III — государем и самодержцем всея Руси.

1505 — 1509 — строительство Архангельского собора в Московском Кремле.

1523 — сочинение «Послание на звездочетцев» инока Псковского Елеазарова монастыря Филофея: дальнейшее развитие теории «Москва — третий Рим».

1530 — 1532 — строительство церкви Вознесения в Коломенском в честь рождения Ивана IV (Грозного).

1551 — «Стоглавый» собор Русской православной церкви.

1555 — 1561 — строительство Покровского собора «что на Рву» (Василия Блаженного) в Москве.

1564 — на Печатном дворе Московского Кремля дьяк Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец издали первую книгу «Часослов».

1589 — установление патриаршества и избрание первого русского патриарха Русской православной церкви.

1621 — в Посольском приказе для царя и его окружения начала составляться первая газета «Куранты».

1628 — 1653 — строительство московской церкви Троицы в Никитниках.

1648 — царь Алексей Михайлович послал по городам указ, запрещающий выступления скоморохов: разгонять «позорища» (зрелища), а «хари» (маски) и «бесовские гудебные сосуды» (музыкальные инструменты) ломать и жечь.

1654 — церковные реформы патриарха Никона, начало религиозного раскола.

1672 — начал действовать придворный театр — «Комедийная храмина».

1685 — патриарх Иоаким благословил основание Славяно-греко-латинской академии.

III

Аввакум Петров — глава старообрядчества и идеологического раскола в православной церкви, протопоп, писатель. В 1646 — 1647 гг. — член «Кружка ревнителей благочестия». Выступил против реформ Никона. Сослан с семьей в 1653 г. в Тобольск, затем в Даурию. В 1663 г. возвращен в Москву, продолжал борьбу с официальной церковью. В 1664 г. сослан в Медень. В 1666 — 1667 гг. осужден на церковном соборе и сослан в Пустозерск, где 15 лет провел в земляной тюрьме, написал «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». По царскому указу сожжен.

Башкин Матвей Семенович — вольнодумец середины XVI в., дьяк. Выступал против официальной церкви, иконопочитания и холопства. Осужден церковным собором 1553 г. как еретик, заточен в Иосифо-Волоколамский монастырь.

Вассиан Косой (Василий Иванович Патрикеев) — князь, боярин, писатель, с 1508 г. — глава нестяжателей. Пострижен в монахи. Обвинен в ереси на церковном соборе 1531 г. и сослан в Волоколамский монастырь.

Гизель Иннокентий — деятель украинской культуры, историк. Ректор Киево-Могилянской коллегии, с 1656 г. — архимандрит Киево-Печерской лавры. Автор «Синопсиса».

Даниил Черный — живописец, расписывал совместно с Андреем Рублевым Успенский собор во Владимире и Троицкий собор в Троице-Сергиевой лавре в Сергиевом Посаде.

Дионисий — живописец, автор иконы «Спас в силах» и фресок Ферапонтова монастыря (совместно с сыновьями).

Епифаний Премудрый — монах, писатель, автор житий Стефана Пермского и Сергия Радонежского.

Иосиф Волоцкий (Иван Санин) — основатель и игумен Иосифо-Волоколамского монастыря, глава иосифлян, писатель. Возглавлял борьбу с новгородско-московской ересью и нестяжателями. Автор сочинения «Просветитель». Канонизирован Русской православной церковью.

Истомин Карион — поэт, переводчик, один из первых московских просветителей, автор силлабических стихов, стихотворных сочинений, «Книги вразумления», «Малого букваря» и «Большого букваря», энциклопедии «Полис».

Карпов Федор Иванович — дипломат, публицист. В 1508 — 1539 гг. руководил восточной внешней политикой России; с 1538 г. — окольничий. Написал ряд публицистических посланий Максиму Греку и митрополиту Даниилу.

Крижанич Юрий — по происхождению хорват, ученый-энциклопедист, писатель, сторонник идеи славянского единства, в котором главную роль отводил Московскому государству. Автор статей и трактатов, в т. ч. «Политики».

Курицын Федор Васильевич — дьяк, писатель, дипломат, приближенный Ивана III. Глава московского кружка реформаторов церкви.

Лихуды (Иоанникий и Софроний) — братья-греки, учились в Падуанском университете в Италии. С 1685 г. — в России, преподавали в Славяно-греко-латинской академии, были ее фактическими руководителями.

Магницкий Леонтий Филиппович — автор первого русского печатного учебника «Арифметика», который использовали в России в школьном образовании с конца XVII в.

Макарий — митрополит, писатель; глава иосифлян и кружка книжников, члены которого распространяли церковную литературу. Лидер борьбы против секуляризации церковных земель. Составил сборник «Великие Четьи Минеи», редактировал «Степенную книгу».

Максим Грек (Михаил Триволис) — публицист, богослов, переводчик. В 1518 г. приехал из Ватопедского монастыря на Афоне в древнерусское государство, сблизился с церковной оппозицией, был осужден на церковных соборах. В 1988 г. канонизирован Русской православной церковью.

Медведев Симеон (Сильвестр) — писатель, деятель русского просвещения. Автор записок о восстании 1682 г., богословских сочинений, силлабических стихов, составитель первого русского богословского труда «Оглавление книг, кто их сложил». В 1689 г. казнен за поддержку царевны Софьи.

Никон (Минов Никита) — с 1652 г. патриарх Русской православной церкви. Инициатор религиозных реформ, вызвавших раскол церкви. В 1658 г. оставил патриаршество, сослан в 1667 г. в Сибирь. Последние годы жизни провел в скиту.

Нил Сорский (Майков Николай) — основатель и глава нестяжателей. Развивал идеи нравственного самосовершенствования и аскетизма. Противник церковного землевладения, выступал за реформу монастырей на началах скитской жизни и личного труда монахов.

Ордин — Нащокин Афанасий Лаврович — дипломат, боярин, воевода, руководил Посольским приказом, в 1672 г. постригся в монахи.

Палицын Авраамий — келарь Троице-Сергиевого монастыря, писатель, автор сочинения «Сказание» об истории России начала XVII в., в т. ч. о Смутном времени.

Пересветов Иван — писатель-публицист. Служил в Великом Княжестве Литовском, с 1539 г. — в Москве. В своих сочинениях (посланиях Ивану IV Грозному) выступал за укрепление самодержавия, военную реформу, ликвидацию Казанского ханства.

Прохор с Городца — живописец, в 1405 г. вместе с Феофаном Греком и Андреем Рублевым расписал фресками Благовещенский собор Московского Кремля.

Рублев Андрей — живописец, мастер московской школы иконописи. Создал икону «Троица», участвовал в росписях Благовещенского собора в московском Кремле (1405), Успенского во Владимире (1408), Троицкого в Троице-Сергиевой лавре (1425-1427), Спасского собора Андроникова монастыря в Москве (1420-е).

Ртищев Федор Михайлович — дворецкий, окольничий, глава ряда приказов, член «Кружка ревнителей благочестия». На свои средства открыл ряд больниц, богаделен, школу в Москве при Андреевском монастыре.

Сильвестр — священник московского Благовещенского собора, духовник Ивана IV. Автор особой редакции «Домостроя» и многих посланий. В 1560 г. постригся в монахи.

Симеон Полоцкий (Самуил Емельянович Петровский — Ситнианович) — белорусский и русский общественный и церковный деятель, наставник царских детей. Организовал в Московском Кремле типографию, один из основоположников силлабической поэзии и драматургии.

Тимофеев Иван — дьяк ряда приказов в Москве, Новгороде и других городах, автор «Временника» — важнейшего источника по истории России середины XVI — начала XVII в.

Ушаков Симон — живописец, гравер. Создал иконы, парсуны, миниатюры, написал трактат об истории русской живописи.

Феодосий Косой — еретик, монах Кирилло-Белозерского монастыря, из беглых холопов. С 1551 г. распространял «Новое учение», отвергал официальную церковь, основные догматы, обряды и таинства, проповедовал равенство людей. В 1553 г. бежал в Литву.

Феофан Грек — живописец из Византии. Работал в древней Руси во второй половине XIV — начале XV в. Вместе с А. Рублевым и Прохором с Городка в 1405 г. расписал Благовещенский собор в Московском Кремле. Автор фресок церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде.

IV

Барокко — (от итал. вагоссо — странный, причудливый) — одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы и России конца XVI — середины XVIII в. Характерны контрастность, напряженность, динамичность образов, стремление к величию и пышности.

Живопись монументальная — произведения большого формата, которые пишутся на поверхности стен или перекрытий здания. Их иногда называют росписями.

Знаменщик — мастер-иконописец, намечавший основной рисунок иконы. Появились, когда написание икон стало групповым в целях ускорения их изготовления.

Иконостас (от греч. geikon и греч. stasis — место стояния) — перегородка с иконами и резной дверью в православном храме, отделяющем алтарную часть от основной части церкви. Тип высокого иконостаса в рядами (чинами) икон сложился на Руси в начале XV в.

Киево-Могилянская духовная академия — первое высшее учебное заведение Украины, организована в 1632 г. при слиянии Киевской братской школы и школы Киево-Печерской лавры.

Отреченные (подметные) книги — книги, привезенные на Русь из Византии и отчасти с Западной Европы («Остролог», «Аристотелевы врата», «Мысленник», «Разумник», «Зелейник», «Метание», «Чаровник» и др.). К ним причислялись тетради и листы, в которых записывались народные заговоры, приметы, суеверия. Официально они были запрещены.

Офорт (от фр. Еan-forte — азотная кислота) — вид гравюры на металле, изобретенной в XVI в. Кислота образует в процарапанных иглой местах углубления, в которые втирается краска. На пластинку накладывается влажная бумага, и под прессом получается оттиск.

Панагия — круглая небольшая икона с изображением Богоматери, нагрудный знак архиереев.

Парсуна (от лат. persona) — портретная живопись, в России XVII в., сохранявшая приемы иконописи. Парсуны создавались живописцами Оружейной палаты (С. Ушаковым, И. Максимовым, И. Безминым, М. Чоглоковым и др.).

Патриарх (от греч. pater — отец, arche — начало, власть) — высшее звание в церковной иерархии. В христианской церкви сначала принадлежало римскому, константинопольскому, александрийскому, антихийскому, иерусалимскому главам церкви. Избирается церковным собором. В России сан патриарха существовал в 1589 — 1703 гг., восстановлен с 5 (18) ноября 1917 г. В современном православии — высший духовный сан, глава автокефальной церкви.

Потир — в христианской традиции чаша для освящения вина и принятия причастия.

Провиденциализм — объяснение исторических событий как осуществление замысла Божьего.

Секуляризация культуры (обмирщение) — освобождение культуры из-под власти церкви, автономизация культурного творчества.

Силлабика — система стихосложения, где единство ритма обеспечено одинаковым количеством слогов в каждой строке.

Фортификация (от лат. Fortification — укрепление) — отрасль военно-инженерного искусства, охватывающая теорию и практику строительства оборонительных сооружений.

Эсхатология (от греч. Eschatos — последний, конечный) — религиозное учение о конечных судьбах мира.

V

Аввакум. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное. М., 1960.

Воинские повести Древней Руси. М.; Л., 1949.

Памятники культуры Древней Руси. Вторая половина XV в.: М., 1982.

Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским/Текст подготовили Я. С. Лурье и Ю. Д. Рыков. М., 1981.

Березовая Л. Г., Берлякова Н. П. История русской культуры: В 2 ч. М., 2002.

Земцов С. М., Глазычев В. Л. Аристотель Фьораванти. М., 1985.

История русского и советского искусства / Под ред. Д. В. Сарабьянова. М., 1989.

Костомаров Н. И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях. М., 1992.

Лазарев В. Н. Русская средневековая живопись. М., 1970.

Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVII в. М., 1983.

Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X — XVII веков: Эпохи и стили. Л., 1993.

Очерки русской культуры XIII—XV веков. М., 1969.

Очерки русской культуры XVI века. В 2 ч. М., 1977.

Очерки русской культуры XVII века. В 2 ч. М., 1979.

Сергеев В. Н. Рублев. М., 1991.

Смирнова Э. С. Московская икона XIV — XVII веков. Л., 1986.

Тихомиров М. Н. Русская культура X-XVIII веков. М., 1968.

Успенский А. А. Богословие иконы православной церкви. М., 1989.

Черный В. Д. Искусство Средневековой Руси. М., 1997.


Глава 17. Внутриполитическое положение России
в конце XVII ст.

Реформы первой четверти XVIII ст.

В XVII в. Россия не смогла преодолеть традиционно-патриархальный уклад жизни. Лишь в зачаточном состоянии находилось то новое, что открывало перспективу буржуазного развития. Изменения в политической системе, в экономике были минимальны, хотя что-то новое постепенно вызревало (мануфактуры, связи с Западом, бюрократизация управления как некое подобие ограничения власти царя и др.). Но разрыв с Западной Европой нарастал. Это был, хотя и «бунташный» век, но век парадоксов, когда нарождавшееся в огромных муках новое неминуемо опутывалось негибнувшим старым, становилось составной частью этого старого уклада. Российский феодализм не отступал, но крепчал через углубление и расширение крепостнических порядков, абсолютизацию роли государства и царской власти.

Это и была естественная реакция феодального строя на развитие в его недрах буржуазных элементов. В изменяющихся условиях российская феодальная знать стремилась удержать политическое господство через абсолютизацию власти монарха и бюрократическую централизацию всей государственной надстройки. Значительно повысилась степень сплоченности всех групп феодалов. Этот процесс стимулировался и снизу — к консолидации господствующего сословия подталкивало нарастание социальных конфликтов. Возрастание значения верховной власти было вызвано также внешними обстоятельствами, когда и постановка внешнеполитических задач, и их разрешение возможны были только при наличии сильного политического центра. Столь огромная страна могла иметь перспективу развития и не развалиться при первых же конфликтах лишь имея сильнейшую государственную машину, послушную руке абсолютного в своих властных полномочиях монарха.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 364 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.023 с)...