Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лава —коллегия магистрата, ведавшая судом по уголовным делам. 34 страница



Воскресенская летопись — общерусский летописный свод, созданный в 1533—1544 гг. Сохранился в 13-ти списках; различают 4 редакции. В его основу был положен Московский летописный свод 1479 г. (в редакции 1526 г.) и Ростовский свод 1489—1503 гг. Воскресенская летопись отличалась полнотой изложения, которое носило официальный характер (прославление великих московских князей). Этой цели служило включение в состав летописи легенды о происхождении Рюриковичей от римского императора Августа. Изложение событий доведено до 1541 г.

Гости — крупные купцы в Руси-России X—XVIII вв. Вели межгородскую и зарубежную торговлю. К середине XVI в. стали высшей категорией купечества, в некоторых крупных городах объединялись в особые привилегированные корпорации: «Московское сто», «Ивановское сто», «Сурожане» (от порта Сурож, через который велась торговля с Византией и итальянскими городами) и др. Выполняли финансовые поручения правительства.

Гостиная сотня — привилегированная корпорация купцов в России XVI — начале XVIII в., вторая по значению и размерам капитала после гостей.

Губа — территориальный округ в Российском государстве XVI—XVII вв., в пределах которого действовала уголовная юрисдикция губного cтаросты. Как правило, совпадала с волостью, в середине XVI в. — с уездом.

Губная реформа — серия мероприятий в Российском государстве в 30— 50-х гг. XVI в. Изъяла из суда наместников дела о разбойниках и ворах и передала их губным учреждениям — органам местного управления в губе, которые ведали сначала сыском и судом по уголовным делам, затем вопросами текущего управления.

Денга (с XVIII в. — деньга) — серебряная монета в полкопейки.

Замосковный край (Замосковье, Замосковные города) — историческое название в XVI—XVII вв. Северо-Восточной Руси (территория бывших княжеств: Владимирского, Московского, Ростовского, Суздальско-Нижегородского, Тверского). Наиболее экономически развитый и густонаселенный район.

«Заповедные лета» (от «заповедь» — запрет) — название в конце XVI в. периода, в течение которого запрещался крестьянский переход от одного землевладельца к другому, осуществлявшийся ранее в Юрьев день (26 ноября). Отмена крестьянского перехода не была окончательной, поскольку «заповедные лета» чередовались с «выходными», когда крестьянский выход был разрешен по старым правилам. Введение «заповедных лет» явилось одним из этапов закрепощения крестьян.

Избранная рада — неофициальное правительство России в конце 40— 50-х гг. XVI в. Точный его состав не установлен. Известно, что участниками Избранной рады являлись А. Ф. Адашев, Сильвестр, Макарий, А. М. Курбский и др. Являлись сторонниками компромисса между различными слоями господствующего класса. Во внешней политике приоритетными задачами считали присоединение Поволжья, борьбу с Крымом. В 50—60-х гг. провели серию реформ, направленных на централизацию государства (реформы центрального и местного аппарата управления, судебную, военную). В начале 60-х гг. между царем и участниками Избранной рады возник конфликт по основным вопросам внутренней и внешней политики. Иван IV, стремившийся к установлению неограниченного самодержавного режима и проведению активной внешней политики на западе, подверг бывших советников опалам, ссылкам и казням. По мнению ряда исследователей, с падением Избранной рады закончился первый период правления Ивана IV.

Избранная тысяча — тысяча «лучших слуг», отобранная из состава знати и дворянства в 1550 г. Они должны были получить поместья в Подмосковье (Московском, Звенигородском, Дмитровском уездах). Избранная тысяча формировала костяк дворянства, военачальников и высших административных чинов. По мнению ряда исследователей, этот проект не был осуществлен из-за нехватки земель.

«История о великом князе московском» — историко-публицистический трактат, автором которого был беглый князь А. М. Курбский. Книга была написана во время польского бескоролевья 1573 г. и имела прямую политическую цель — не допустить избрания Ивана IV на престол Речи Посполитой. Курбский излагал события от детства Ивана IV до 1578 г. Справедливо считается первым памятником российской историографии со строго выдержанной тенденцией.

Кабальные холопы (кабальные люди) — разновидность холопов, возникшая в середине XV в. на основе широкого распространения денежных ссуд («серебра») под проценты. Обязанность должника отрабатывать проценты в хозяйстве кредитора вызывала временную (до выплаты долга) холопскую зависимость. Юридическое положение кабальных людей было близким к полным холопам: они продавались, передавались в приданое и по наследству. Кабальное холопство было ограничено Судебником 1550 г. и указом 1597 г.

Копейка — разменная монета, равная 1/100 рубля. Чеканилась в Москве с 1535 г. (по 1718) из серебра. В XVI—XVII вв. копейка чаще всего называлась «новгородкой» и по весу равнялась новгородской деньге. «Новгородка» распространилась в России после присоединения Новгорода Иваном III (1478). Во время правления Елены Глинской была проведена денежная реформа, унифицировавшая монетную систему в государстве и положившая в ее основу новгородскую копейку. На ней был изображен всадник с копьем в руках, от чего и произошло название монеты.

Кормление — система обеспечения центральной и местной княжеской администрации в XIV—XVI вв. Первоначально означало «управление» (от слова «кормить» — управлять). Кормлением обеспечивались наместники и волостели, управляющие отдельными территориями государства, а также княжеские слуги, возглавлявшие отдельные отрасли системы управления (конюшие, ловчие, сокольники и др. За исполнение своих обязанностей они собирали с населения «кормы» — натуральные и денежные поборы. С целью контроля за деятельностью кормленщиков и ограничения их злоупотреблений в первой половине XVI в. был создан специальный институт «кормленных дьяков», но в 1555 г. был заменен земским и губным управлением.

Крепостное право (крепостничество) — форма зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судебной власти землевладельца. В России оформление крепостного права в общегосударственном масштабе началось Судебниками 1497 и 1550 гг., указами конца XVI — начала XVII в. о «заповедных» и «урочных» летах и окончательно — Соборным уложением 1649 г. В XVII—XVIII вв. все несвободное сельское население слилось в крепостное крестьянство. Отменено крестьянской реформой 1861 г.

Курляндия — историческое название восточной части Латвии. В XIII в. была захвачена Ливонским орденом. С 1561 г. — Курляндское герцогство.

Ливония — 1) историческое название территории в нижнем течении рек Даугавы и Гауи, заселенной в XII — начале XIII в. племенами ливов; 2) территория современной Латвии и Эстонии, завоеванная в XIII в. рыцарями немецкого ордена Меченосцев, на которой была создана конфедерация из пяти государств: Ливонского ордена, Рижского архиепископства, Курляндского, Дерптского, Эзельского епископств; 3) территория Задвинского герцогства в 1561—1629 гг.

Ливонская война (1558—1583) — война России против Ливонского ордена, Швеции, Польши и Великого княжества Литовского (с 1569 — Речи Посполитой) за выход к Балтийскому морю. 1-й этап (до 1561) характеризовался успехами российских войск и завершился разгромом Ливонского ордена. На 2-м этапе (до 1578) борьба шла с переменным успехом. На 3-м этапе (с 1579) российские войска вели оборонительные бои (оборона Пскова 1581—1582 гг. и др.) против армии Стефана Батория и шведских войск. Завершилась подписанием невыгодных для России Ям-Запольского (с Речью Посполитой) и Плюсского (со Швецией) перемирий.

Люблинская уния (1569) — соглашение об объединении Королевства Польского и Великого княжества Литовского в одно государство — Речь Посполитую. Люблинская уния завершила процесс объединения двух государств, начало которому положила Кревская уния 1385 г. В январе 1569 г. в Люблине собрался общий сейм польских и литовских депутатов. В июне уния была подписана и утверждена раздельно депутатами польского и литовского сеймов. Уния устанавливала в Речи Посполитой единое государственное устройство, общую денежную систему, общий сейм. Во главе государства стоял польский король, избираемый совместно польскими и литовскими дворянами. Во внешнеполитической сфере Речь Посполитая выступала как единое государство. Вместе с тем, сохранилось разделение собственно польских и литовских земель. Люблинская уния подтвердила передачу польской короне части территории Великого княжества Литовского, объявляла Ливонию общим владением. В Великом княжестве Литовском были сохранены особое законодательство, суды, отдельные высшие административные должности, казна, войско, официальным языком признавался древнерусский. В течение XVII—XVIII вв. эти остатки литовской государствености постепенно отмирали. Окончательно они были ликвидированы Конституцией 3 мая 1791 г.

«Монастырские детеныши» — лично свободные люди, работавшие в церковных и монастырских хозяйствах, главным образом на пашне. Были освобождены от тягла и других государственных повинностей. Различают две категории: 1) люди, жившие в монастыре с детских лет; 2) крестьяне, заключившее с монастырем договор на определенный срок, для чего требовалось поручительство. Если «детеныш» убегал или нарушал договор, поручитель платил неустойку.

Московская компания (Русская компания) — первая английская торговая компания (1554—1649), созданная после экспедиции Ричарда Ченслера в Россию и предназначенная для торговли со странами Востока и Российским государством, где получила значительные торговые привилегии (право беспошлинной торговли на всей территории, свободный проезд через Россию в страны Востока, самоуправление). Торговые связи с Англией Иван IV пытался использовать и в политических целях (для заключения союза против Речи Посполитой в ходе Ливонской войны). Отказ королевы Елизаветы в 1570 г. вызвал ликвидацию торговых льгот.

Новгородка — распространенное в России в XVI—XVII вв. название деньги, чеканенной в Новгороде, в отличие от «московки» — московской деньги.

Оброк — натуральная или денежная повинность, регулярный сбор с зависимых и крепостных крестьян. Оброк выполняли также черносошные крестьяне.

Опричнина — 1) в XIV—XV вв. особое удельное владение женщин из великокняжеской семьи; 2) название удела царя Ивана IV в 1565—1572 гг. с особой территорией, войском, государственным аппаратом и финансами; привилегированная часть государства; 3) система экономических, политических и военных мероприятий в 1565—1572 гг., направленная на усиление личной власти царя и централизацию государства. Осуществлялась жесткими методами, сопровождалась конфискациями имущества, репрессиями, опалами, казнями неугодных лиц, террором.

Оружейная палата (Оружейный приказ) — центральное государственное учреждение в России в XVI — начале XVIII в. Упоминается с 1547 г. как хранилище оружия, затем — место изготовления, закупки и хранения оружия, драгоценностей, предметов дворцового обихода.

Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского — собрание писем и посланий (1564—1579), носивших публицистический характер. Обмен письмами с обеих сторон имел целью обвинить противника, обосновать и защитить свои взгляды на политическое устройство государства. Открыл переписку Курбский. В первом послании из г. Вольмара (Валмиера) князь обличал царя в устранении Избранной рады и оправдывал собственное бегство грозящей опалой. Ответная «епистолия» царя была направлена против «крестопреступников» (нарушителей присяги и крестоцелования). Второе послание Курбского было кратким язвительным ответом, в котором высмеивался литературный стиль Ивана Грозного, но князь не сумел передать его в Россию. В 1577 г. царь направил из захваченного г. Вольмара второе послание князю. В споре с ним Иван Грозный отстаивал идею неограниченной царской власти, основываясь на пагубных последствиях боярского правления в 30—40-х гг. Свое последнее послание князь Курбский написал в 1579 г. после тяжелых военных неудач Ивана Грозного в Ливонской войне. Переписка не дошла до нас ни в оригинале, ни в современных ей списках. Однако о ней упоминают документы XVI в. и опись Царского архива, что позволяет не сомневаться в ее подлинности.

Печатник — должностное лицо при княжеских и царских дворах в XIII—XVII вв., думный дворянин. В XVI—XVII вв. — руководитель Печатного приказа, центрального учреждения, где хранились печати для удостоверения государственных актов. Печатный приказ находился в подчинении Посольского приказа. С 1561 г. титул печатника и пост руководителя внешней политики России становится неделимым. В XVI в. печатник заведовал также личной канцелярией государя и государственным архивом.

Поместье — условное земельное владение в России в конце XV — начале XVIII в., предоставлялось государством за несение военной и государственной службы («по месту и служба»). Не подлежало продаже, обмену и наследованию. На протяжении XVI—XVII вв. постепенно сближалось с вотчиной и слилось с ней по указу 1714 г.

Помещики — дворяне-землевладельцы, служилые люди, «испомещавшиеся», т. е. получавшие в пользование землю (поместье) за выполнение государственной службы. Постепенно поместья стали наследственными, с 1714 — собственностью помещиков. Впервые термин «помещик» встречается в Судебнике Ивана III (1497).

Посадское строение — совокупность мероприятий правительства в отношении городов в конце XV — середине XVII в., направленных на ограничение и ликвидацию частных владений на посадах и включение их населения в тяглые посадские общины.

«Псковское сидение» — осада Пскова королем Речи Посполитой Стефаном Баторием во время его третьего похода на Россию (1581). В то время Псков являлся неприступной крепостью с системой каменных укреплений из трех линий. Захватом Пскова Баторий стремился решить одновременно несколько задач: отрезать ливонские гарнизоны от России; выйти к недостаточно укрепленному Новгороду и смоленско-московской дороге; захватить в Пскове богатую добычу. Под руководством опытных воевод И. П. Шуйского и В. П. Скопина-Шуйского гарнизон из 4 тысяч человек противостоял 50-тысячному войску Батория. С конца августа 1581 г. началась осада, безуспешно продолжавшаяся в течение нескольких месяцев. Псковичи отразили 31 приступ. В начале февраля 1582 г. войска Батория ушли. Эти события изложены в «Повести о прихождении Стефана Батория на град Псков» XVI в.

Речь Посполитая ( республика) — традиционное название польского государства с конца XV в., представлявшего собой сословную монархию во главе с избираемым сеймом королем. После заключения Люблинской унии (1569) — официальное название федеративного объединенного польско-литовского государства.

Сибирские летописи (Есиповская, Строгановская, Ремизовская, Кунгурская) — памятники местного летописания XVII—XVIII вв., повествующие о походе казачьего атамана Ермака и «Сибирском взятии».

«Сибирское взятие» — события 80 90-х гг. XVI в., в результате которых вся Западная Сибирь была завоевана и присоединена к России. После походов отряда Ермака против хана Сибирского ханства Кучума правительство активно вмешалось в ход событий. Царь наградил всех участников Сибирского похода, простил государственных преступников, примкнувших к Ермаку, и послал 300 стрельцов. После гибели атамана освоение Сибири продолжалось. В 80—90-х гг. на территории ханства были построены русские крепости Тюмень, Тобольск, Березов, Обдорск и др., а экспедиция 1598 г., посланная уже Б. Годуновым, окончательно разгромила Кучума, и Москва утвердилась в Сибири.

«Собор примирения» — торжественное собрание представителей высших разрядов господствующего класса (бояре, дьяки, высшие церковные иерархи, верхи московского дворянства). Был созван в феврале 1549 г. по инициативе Ивана IV и вошел в историю как первый Земский собор в России, хотя и не обладал всеми чертами позднейших Земских соборов: не носил избирательного характера, в нем не участвовали представители посада. На соборе было объявлено о подготовке нового Судебника и намечающихся реформах. Созыв Собора знаменовал утверждение в России сословно-представительной монархии.

«Степенная книга» («Книга Степенная царского родословия») — памятник исторической литературы. Составлена в 1560—1563 гг. духовником царя Ивана IV Андреем Протопоповым (позднее — митрополит Афанасий). Основана на материалах летописей, хронографов, родословных книг и др. Содержит систематическое изложение истории от Владимира I до Ивана IV включительно. История представлена в ней в виде лестницы и разделена на 17 ступеней — «степеней» — (отсюда название). Каждая ступень посвящена жизнеописанию одного из князей, рядом с которым стоит деятель церкви. Степенная книга представляет панегирик московскому самодержавию и утверждает мысль о союзе духовной и светской властей.

«Стоглав» («Стоглавник») — сборник, содержащий описание постановлений церковного собора 1551 г., разделенных на 100 глав (как и Судебник, разделенный на 100 статей). Содержит постановления о структуре и организации церкви, церковно-правовые нормы внутренней жизни духовенства, разъяснения о соотношении норм государственного, судебного, уголовного права с церковным правом. Был составлен на основе византийских православных канонов.

Стоглавый собор — один из важнейших церковных соборов Московского государства, состоялся в январе-мае 1551 г. Был созван из-за того, что многие священные обычаи «поисшаталися» и открыт царем в присутствии духовенства, митрополита Макария и представителей светской власти. На соборе обсуждались предложенные царем вопросы о богослужении, о правилах иконописания, об управлении монастырскими имуществами и доходами и об искоренении разных пороков монашеской жизни. Главным являлся вопрос о секуляризации церковных имуществ, поднятый нестяжательским духовенством. Ряд исследователей полагает, что это программу поддерживала и Избранная рада, наметившая обширные реформы в области церковного и государственного управления. Однако этот проект не был поддержан иосифлянским большинством собора. Собор унифицировал церковные обряды и богослужение на территории всего государства, ограничил владения церкви в городах и финансовые привилегии духовенства.

Стрельцы —в Российском государстве XVI — начала XVIII в. служилые люди, составлявшие постоянное войско (пехота, вооруженная огнестрельным оружием — пищалями), созданное в 1540—1560-х гг. Первоначально стрельцы набирались из свободного сельского и городского населения, затем их служба стала пожизненной и наследственной. Получали жалованье деньгами, хлебом, иногда землей. Жили преимущественно в городах отдельными слободами и имели семьи, занимались также различными промыслами и торговлей. К концу XVI в. численность их составляла приблизительно 20 тыс. человек. Стрелецкое войско упразднено Петром I с созданием регулярной армии.

Судебник Ивана IV (1550) — памятник права периода складывания сословно-представительной монархии в России. Основывался на Судебнике 1497 г., но был полнее и детальнее (содержал 100 статей вместо 68). Регламентировал порядок судопроизводства, вводил таксы на судебные пошлины. Был утвержден Земским собором 1550 г. Отражал общую тенденцию централизации государственного аппарата. Ликвидировал судебные привилегии удельных князей и усилил роль центральных судебных органов. Впервые вводил санкции для бояр и дьяков-взяточников, ограничил права наместников и волостелей. Регламентировал положение холопов, запрещал принимать в холопы детей боярских и дворян. Новый Судебник подтвердил Юрьев день и увеличил размеры пожилого при переходе крестьян.

Суконная сотня — привилегированная корпорация купцов в конце XVI — начале XVIII в. По значению и размерам капитала занимала третье место (после гостей и членов гостиной сотни). Члены Суконной сотни (суконщики) вели заграничную торговлю сукнами и другими тканями, были освобождены от общегосударственных налогов и исключались из юрисдикции местных властей.

Тарханные грамоты (тарханы) — разновидность публично-правовых актов XIV—XVIII вв., которые определяли объем освобождения землевладельцев от налогов.

Тягло — в Российском государстве XV — начала XVIII в. денежные и натуральные повинности крестьян и посадских людей в пользу государства.

«Урочные лета» (от «урок» — ограничение) — срок, в течение которого землевладельцы могли подавать иски о возвращении беглых крестьян. Впервые вводились указом 1597 г., где срок сыска определялся в 5 лет.

Целовальник — должностное лицо в Российском государстве XV— XVIII вв. Избирался из посадских людей или черносошных крестьян для выполнения различных финансовых или судебных обязанностей. Целовальник давал клятву честно выполнять их (целовал крест, откуда произошло название). Отвечал за исправное поступление денежных доходов, участвовал в судебном и полицейском надзоре за населением. Позднее целовальниками называли продавцов в казенных винных лавках.

Эстляндия — историческое название северной Эстонии. С XIII в. находилась под властью Дании и Ливонского ордена, со второй половины XVI в. — Швеции.

V

Генрих Штаден. Записки немца-опричника. М., 2002.

Российское законодательство X—XX вв. В девяти томах. Т. 2. Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства. М., 1985.

Россия XV—XVI вв. глазами иностранцев. Л., 1986.

Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. М., 1981.

Поссевино А. Историческое сочинение о России XVI в. М., 1983.

Алишев С. Х. Казань и Москва: межгосударственные отношения в XV—XVI вв. Казань, 1995.

Альшиц Д. А. Начало самодержавия в России. М., 1983.

Веселовский С. Б. Исследования по истории опричнины. М., 1963.

Греков И. Б. Очерки по истории международных отношений Восточной Европы в XIV—XVI вв. М., 1963.

Зимин А. А., Хорошкевич А. Л. Россия времени Ивана Грозного. М., 1982.

Колобков В. А. Митрополит Филипп и становление московского самодержавия: Опричнина Ивана Грозного. СПб., 2004.

Клибанов А. И. Реформационные движения России в первой половине XVI в. М., 1960.

Кобрин В. Б. Власть и собственность в средневековой России. М., 1985.

Кобрин В. Б. Иван Грозный. М., 1989.

Любавский М. К. Обзор русской колонизации с древнейших времен и до XX в. М., 1996.

«Око всей великой России» М., 1989.

Павлов А. П. Государев двор и политическая борьба при Борисе Годунове (1581—1605 гг.). СПб., 1992.

Скрынников Р. Г. Сибирская экспедиция Ермака. Новосибирск, 1986.

Скрынников Р. Г. Царство террора. СПб., 1992.

Флоря Б. Иван Грозный. М., 1999.

Шмидт С. О. У истоков российского абсолютизма. М., 1996.


Глава 11. Россия в конце XVI — начале XVII в.

Смутное время — один из самых драматических периодов российской истории. Оно затронуло все слои населения, вторглось в жизнь каждого человека, перевернув все устоявшиеся представления о власти, государственном устройстве, нравственных ориентирах. Рубеж между двумя веками (XVI и XVII) разделил историю России на две эпохи — до и после Смутного времени.

Смутное время необходимо рассматривать как совокупность различных кризисов и явлений, в той или иной степени повлиявших как на общий ход истории России, так и этого сложного периода.

Смута нарастала из противоречий внутри самой верхушки власти, порожденных династическим кризисом и борьбой за престол боярских группировок в конце XVI в. Этот первый этап Смутного времени был сопряжен с наследием Ивана Грозного, оставившим без опоры созданную систему власти и поставившим страну на грань экономической разрухи и международной изоляции.

Продолжением Смуты, ее вторым этапом, стал кризис системы власти и управления, сочетавшийся с социальной напряженностью, хаосом во внутриполитической жизни страны. Антиправительственное движение, по-разному называвшееся историками то мятежами и бунтами, то восстаниями и крестьянской войной, захлестнуло Россию, еще более усугубив уже существовавшие кризисы.

На этом фоне возникло новое для России явление самозванчества. Случайно, ниоткуда возникающие люди вдруг приобретали неожиданное признание и массу сторонников, находили возможность если не захватить верховную власть в стране, то, хотя бы, конкурировать с ней, эгоистически эксплуатируя ее возможности. Нельзя не принять в расчет и внешнеполитические причины возникновения самозванчества. Поддержав, а, может быть, и даже инспирировав идею «Лжедмитрия», магнатские круги Речи Посполитой, а в дальнейшем и королевская власть, сделали попытку таким образом решить вековые проблемы между двумя государствами, олицетворявшими центры объединения русских земель. Однако в самозванчестве можно видеть не только алчное желание некоторых группировок как внутри страны, так и за ее пределами, захватить власть, но и стремление широких кругов российского общества наконец-то прекратить Смуту и вернуться к стабильному государственному порядку. Даже обращение к иностранной династии преследовало и этот интерес.

Но Смута приобрела всеохватывающий масштаб, приведя страну к национальному кризису, по сути, к краху российской государственности. Государственная власть как таковая была разрушена. Страна стала добычей интервентов, а внутри ее, у людей, стоявших у власти, не находилось сил и стремления, необходимых, чтобы остановить Смуту.

В жизни любого человека той поры все резко переменилось. Отсутствие надежды на будущее, утрата стабильности существования, разрушение сложившегося порядка — все это привело еще к одному, пожалуй, самому тяжелому — нравственному кризису. Поиск сиюминутной выгоды, клятвопреступления, разбой стали обычным явлением Смутного времени.

Однако, последний, третий, этап Смутного времени в итоге привел к небывалой до той поры консолидации всех слоев российского общества, осознавшего необходимость выхода из создавшегося положения, которое полностью лишало Российское государство возможности будущего развития. В истории России это был один из немногих моментов, когда весь народ выбирал свое будущее. Всеобщим было решение вернуться к тому положению, которое существовало до Смуты. Феномен Смуты, а фактически первой в России гражданской войны в том, что ее итогом стало не установление нового порядка политический и общественной жизни, что в принципе не могло произойти, а восстановление предыдущего порядка, стремление к которому оказалось, по сути, всенародным.

Последствия Смуты влияли на ход российской истории еще долгое время. Территориальные потери, хозяйственное разорение, обнищание и обезлюдение городов и сел, слабость центральной власти сделали проблемным развитие страны на протяжении всего XVII в. и даже позднее. Однако было сделано главное — остановлен процесс, который мог привести к ликвидации российской государственности. Ход российской истории не был остановлен…

I

Хозяйственный упадок 70—80-х гг. XVI в. Следует согласиться с мнением исследователей, что корни Смутного времени начала XVII в. следует искать в предшествующей московской жизни и что Смута «не была сюрпризом, приготовленным России польскими «кознями» и папской «интригой»». Предвестником будущих событий, несомненно, явился кризис 70—80-х гг. XVI в., затронувший различные стороны жизни страны.

Ко времени отмены опричнины в 1572 г. Россия пришла хозяйственно разоренной и экономически обессиленной, но в 70—80-е гг. XVI в. обнищание крестьян и горожан продолжалось. Многие города и селения обезлюдели, так как их население либо вымерло, либо ушло искать лучшей доли на окраины государства. По данным писцовых, переписных книг и других источников конца XVI — первой половины XVII в. в Великом Новгороде, Пскове, Коломне, Муроме до 84—94 % посадских дворов лишилось жителей.

В годы «великого разорения» резко усилилось обезземеливание дворян («многое запустение за воинскими людьми в вотчинах их и в поместьях»). Владельцы мелких поместий, не имея возможности нести государеву службу, шли «бродить меж двор» и записывались в холопы.

Запустение городов и опустошение земель, с которых не поступали платежи и не могла осуществляться служба, лишало правительство средств для ведения Ливонской войны. Стремясь хоть как-то поправить пошатнувшееся финансовое положение, царь Иван Грозный провел ряд мероприятий, ограничивших церковное землевладение (1572, 1580 гг. — запрет передавать служилые земли во владение духовенства, 1584 г. — отмена тарханов в церковных вотчинах). Церковные владения не несли служебного и податного бремени и при этом составляли значительную часть возделываемых земель (до 2/5 или 37 %). В то же время остальные земли в значительной степени превращались в пустоши (до 40 %). Таким образом, стремясь к ограничению церковного землевладения, правительство официально признавало существование кризиса, и его мероприятия отражали пути поиска выхода из него. Очевидно, в итоге пришло решение прикрепить крестьян к земле. Эта мера должна была сохранить государству необходимые подати и обеспечить несение службы.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 296 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...