Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Основные вопросы параграфа
► понятие политики
►политическая власть
►политика и мораль
► Понятие политики. Термин «политика» древнегреческого происхождения. Он образован от слова polis — «город-государство» и впервые введен в научный оборот Аристотелем. Под политикой философ понимал деятельность людей, направленную на достижение общего блага и счастья. Аристотель заложил основы интегративного подхода к политике, в соответствии с которым ее сутью является интеграция (объединение) граждан в единое сообщество посредством обеспечения общего блага институтами полисной (государственной) власти.
Политика не всегда объединяет людей. Нередко политическая деятельность направлена на установление господства одной социальной группы над другими. Поэтому возникло конфликтное направление в изучении политики, объясняющее политику через противостояние, борьбу различных социальных групп. По мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, политика является сферой борьбы классов, использующих для навязывания своей воли государство.
Представители еще одного подхода, не акцентируя внимание на содержательных аспектах политической жизни, в качестве определяющего критерия и синонима политики рассматривают власть. Немецкий социолог М. Вебер писал: «Политика означает стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей... Кто занимается политикой, тот стремится к власти: либо к власти как к средству, подчиненному другим целям (идеальным или эгоистическим), либо к власти «ради нее самой», чтобы наслаждаться чувством престижа, которое она дает».
Каждое из направлений исследования политики выделяет важные стороны этого сложного явления и не может рассматриваться изолированно от других. В целом политику можно определить как особую сферу человеческой жизнедеятельности, связанной с обеспечением единства и развития общества, разрешением социальных конфликтов посредством использования государственной власти. Различают внутреннюю и внешнюю политику. Внутренняя охватывает экономическую, социальную, культурную жизнь общества, внешняя — отношения с другими государствами.
► Политическая власть. Политическая деятельность немыслима вне сферы властных отношений. Власть выступает в качестве главного механизма согласования и упорядочения взаимодействия людей, имеющих в обществах с производящей экономикой различные ценности, потребности и интересы. Если бы не власть, то общество погибло бы под грузом бесконечных внутренних противоречий и борьбы. Однако целостность и развитие общества способна обеспечить не всякая власть, а только власть политическая. Она характеризуется определенными признаками.
Политическая власть осуществляется в обществе, разделенном на классы и другие социально-экономические группы. Пока общество на этапе присваивающего хозяйства было экономически не дифференцировано и разделялось по половозрастным, этническим, клановым, религиозным, региональным и иным различиям, важные общественные функции могли осуществляться совместными усилиями членов рода. В условиях производящей экономики, когда в результате развития производительных сил, разделения труда, накопления имущества в руках отдельных лиц и групп произошла более глубокая дифференциация общества, и оно разделилось на классы и другие социально-экономические группы, представители этих классов и групп взяли на себя функцию выполнения и регулирования общих дел. Политическая власть, в отличие от родовой, выражает преимущественно интересы и потребности не любых социальных групп, а только тех, которые занимают ведущее место в системе разделения общественного труда.
Политическая власть реализуется через особые политические институты—государство, партии, политические элиты, — важнейшим из которых является государство. Только наличие государства, осуществляющего власть посредством организованной, профессиональной, подкрепленной возможностью принуждения Деятельности, обеспечивает управление общественными делами и разрешение социальных конфликтов. Государственная власть — основополагающая категория, которая дает ключ к пониманию сущности мира политики. Нередко политику определяют как деятельность, направленную на завоевание, удержание и использование государственной власти, или как искусство управления государством.
Единство и развитие общества политическая власть обеспечивает при помощи системы социального регулирования. Определяющая роль в системе социальных регуляторов, используемых политической властью, принадлежит идеологии и праву, в которых концентрируются и находят воплощение судьбоносные для всего общества социальные программы и нормы отношений между людьми.
Политическая власть обладает ресурсами. Оказывать влияние на поведение людей политической власти удается благодаря комплексу средств и методов, называемых ресурсами власти. Самыми распространенными среди них являются сила (психологическое и физическое воздействие, принуждение), богатство и знание. Сегодня определяющей тенденцией мирового развития становится использование в политике организационного и информационного ресурсов.
► Политика и мораль. Взаимосвязь политики и морали относится к числу «вечных» проблем человечества и затрагивает как минимум два аспекта политической практики:
соотношение цели и средств ее достижения;
злоупотребление политиками своим социальным статусом и должностным положением.
Существует несколько подходов к трактовке взаимосвязи политики и морали. Первый можно назвать политическим морализмом. Его сторонники вслед за Платоном, Аристотелем, Августином Блаженным рассматривают политическую науку как часть науки о морали (этики), считая, что политики должны служить обществу, заниматься его духовным оздоровлением и быть образцом нравственного поведения для окружающих. Интеграция частных интересов граждан, выступающая целью политической деятельности, должна достигаться на основе служения высшим нравственным ценностям — добру, справедливости, общему благу и т. д.
Однако реальная политическая жизнь показывает, что имеются объективные причины несовпадения политики и морали. В сложно организованном и динамично развивающемся обществе мораль как система социального регулирования не всегда успевает за социальными изменениями. Удовлетворение потребностей людей и согласование их интересов может противоречить моральным ценностям и нормам, которые сформировались в прошлом. Нарушая устоявшиеся моральные представления, политики надеются на одобрение своих действий в будущем, когда содержание нравственных требований изменится. Политик зачастую оказывается перед дилеммой: либо принять непопулярные и жесткие меры, не выдерживающие моральной критики сегодня, которые, по его мнению, принесут общее благо в будущем, либо не принять их и тем самым усугубить неблагополучную социальную ситуацию. Любой политик так или иначе сталкивается с вечным и, в сущности, неразрешимым противоречием между добром и эффективностью политических решений. Например, приватизация собственности в постсоветской России сопровождалась повышением уровня безработицы и преступности, способствовала резкому расслоению общества на богатых и бедных. В то же время она была необходима для подъема экономики. Спустя некоторое время после начала приватизации ее «моральные издержки» начали сглаживаться: преступность и безработица снизились, социальное расслоение стало не таким угрожающим. Эффективность же производства повысилась: в стране все больше производится разнообразных качественных товаров и услуг. Кроме того, несомненный и, может быть, главный позитивный результат приватизации — свобода граждан, их независимость от государственного произвола. Сегодня большинство населения нашей страны понимает, что без приватизации невозможно существование частной собственности, а без последней — свободной, инициативной личности и эффективно работающей экономики.
Представители второго подхода — политического имморализма жестко разделяют политику и мораль. По мнению итальянского философа Н. Макиавелли, политика и мораль — различные, несовпадающие сферы общественной жизни, в каждой из которых действуют свои законы. Мораль — область частной жизни индивидов, которые руководствуются нравственными заповедями, собственными представления о добре и зле, принимая их за универсальные, пригодные для любых ситуаций. Политика — сфера государственных, национальных, классовых и групповых интересов. Основная норма политической жизни — целесообразность. В ситуации несовпадения и противоречия интересов различных групп общества допустимы жестокость, насилие, обман, хитрость, подкуп. Идеей целесообразности Н. Макиавелли оправдывал концепцию сильной государственной власти, не считающейся с какими бы то ни было моральными принципами, и применительно к политике обосновывал известный тезис: «Цель оправдывает средства».
Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 504 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!