Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Внутреннее и внешнее состояние избранного рода в патриархальный период. Богослужение и обряды. Нравы и образ жизни. Правление, промышленность и просвещение



Со смертью Иакова и Иосифа заканчивается патриархальная эпоха библейской истории. Отличительной ее особенностью было близкое и непосредственное общение патриархов, т.е. главных начальников и отцов избранного рода (патриарх — отец-начальник) с Богом. Патриархи управляли народом на основании непосредственно сообщаемых нравственных правил, которые признавались уже всеми, хотя еще и не были сведены в формальное законодательство, кроме первичного свода в «Ноевых законах». Это был опыт отеческого управления в его лучшей и простейшей форме.

В истории патриархальной эпохи явно выступают три отдельных ступени в отношении Бога к людям:

1. После падения прародителей и потери ими первобытного блаженного состояния, Бог, дав им обетование будущего Избавителя, предоставил им свободу выбирать между повиновением и противлением Ему. Уже у первых сыновей Адама и Евы мы видим разделение: праведный Авель терпит мученическую смерть от нечестивого Каина, затем потомство последнего берет перевес над благочестивым потомством Сифа, и первый период заканчивается всеобщим развращением, сделавшим неизбежной страшную кару на все человечество в потопе.

2. После потопа заключен был Богом новый завет с праведным Ноем, как родоначальником нового человечества, и ему было обещано долготерпение Божие до конца времен. Но вследствие именно этого долготерпения грех опять водворился в мире, появилась страшная самонадеянность у людей, которые построением «башни до небес» хотели выразить свое презрение к небесам. Замысел был разрушен и народы рассеяны, но это повело к забвению истинного Бога, и на место истинной религии повсюду воцарилось идолопоклонство.

3. Чтобы сохранить истинную религию и связанное с ней великое обетование об Избавителе мира, Бог снова избирает праведника и делает его родоначальником избранного рода, в котором сохранялась бы истинная религия. Этот завет с Авраамом представляет собой третью ступень в истории патриархальной эпохи, и она отличается частыми явлениями и обетованиями Бога родоначальникам и главам избранного рода. В этих явлениях постепенно выясняется существо Бога, который является не только Богом Авраама, Исаака и Иакова, но «Богом всемогущим» (Быт. 17:1; 28:3; 25:11), «Судией всей земли» (Быт. 18:25); а в многочисленных обетованиях получает полное развитие великая мысль о будущем Избавителе, как семени, в котором благословятся все народы (Быт. 22:18). Вместе с тем и сама жизнь патриархов представляла собой такой назидательный образец осуществления высших добродетелей, что вследствие этого получала прообразовательное значение по отношению ко многим тайнам в будущих судьбах домостроительства Божия в мире. Так, бессемянное рождение Спасителя прообразовательно изображалось в неплодстве Сарры и Ревекки; соединение в Нем божеского и человеческого естества — в лестнице, виденной Иаковом; Его страдания, понесенные Им от Своего народа, но сделавшиеся потом источником благословения для всего человечества — в истории Иосифа; Его крестная смерть и воскресение — в жертвоприношении Исаака; Его вечное священство — в Мелхиседеке; различные состояния закона и благодати — в различной участи Измаила и Исаака; благодать, данная язычникам, но потерянная иудеями — в благословении Иакова и Исава, и так далее. Вся эта эпоха с ее величавыми представителями есть прообразовательное зеркало, в котором явно отражались будущие судьбы церкви и мира.

Вера патриархов находила свое внешнее выражение в богослужении. Но богослужение в эту эпоху не получило еще определенных форм и состояло, главным образом, в принесении жертв на первом попавшемся камне, хотя однажды сделанный жертвенник получал священное значение и на последующее время, так что он избирался для жертвоприношений предпочтительно пред другими жертвенниками и служил местом особых явлений и видений (каким был, например, жертвенник в Вефиле). Жертвенник для священнослужения освящался чрез возлияние елея, и к совершению богослужения приступали с особым приготовлением, состоявшим в омовении тела и перемене одежды (Быт. 25). Некоторым жертвенникам придавалось особое священное значение в смысле постоянного «дома Божия», то есть как бы храма, на содержание которого отдавалась десятина имения.

Со времени Авраама введен был обряд обрезания, как средство вступления в ветхозаветную церковь. Обрезание означало очищение от прежней греховности и нечистоты, предзнаменуя внутреннее обрезание или умерщвление плотского и рождение духовного человека.

Жизнь избранного рода охранялась соблюдением известных постановлений. Все богатство обетований передавалось по праву первородства, получаемому чрез особое благословение. Охранялась святость брака и отвергалось всякое смешение с идолопоклонниками. Повиновение и почтение к родителям считались высокими и главнейшими добродетелями, что отчетливо выступает в истории тех лиц, которые подвергаются наказанию и каре за нарушение их (Хам). Семейная жизнь вообще отличалась первобытной простотой; сам брак носил характер полнейшей безыскусственности и заключался с благословения и указания родителей, хотя в то же время известны примеры и своевольных браков (например, женитьба Исава), ведших к семейным раздорам и недовольству.

Патриархальная жизнь вообще не чужда примеров, когда первородный грех сказывался в явном господстве плоти, ведшем к отступлению от прежних установлений Божиих. Это мы видим даже в таких великих и святых личностях, как Авраам и, особенно, Иаков. Авраам кроме жены имел наложниц (хотя наложничество вытекало из благочестивых побуждений иметь наследников обетований), а Иаков был двоеженец, за что и нес различные тяжкие испытания, как естественное следствие отступления от первоначального закона брачной жизни (моногамии).

В гражданской сфере вполне господствовала патриархальная форма правления. Она состояла в том, что власть по всем гражданским делам сосредоточивалась в главе семейства или рода. Патриарх как глава семейства был единственным вершителем всех дел, возникавших между членами его рода. Он всецело распоряжался судьбой своих детей и домочадцев, производил суд и расправу, имел право жизни и смерти (Быт. 38:24). В случае внешней опасности патриарх являлся полководцем (как, например, Авраам), за которым признавалось право войны и мира. Но все эти права и обязанности не имели еще вполне определившегося характера и вытекали из естественного положения отца в семействе, обязанного заботиться о защите и благосостоянии своего рода.

В патриархальный период человечество находится как бы в отроческом возрасте. Патриархи — мирные пастухи, которые переселяются с одного места на другое в поисках лучших пастбищ. Единственными вьючными животными служат у них верблюд и осел. Лошадь им еще неизвестна, может быть, и к лучшему, так как с появлением ее у пастушеских племен всегда развивается склонность к набегам и грабительству. Земледелие было еще мало развито и составляло лишь временное и случайное занятие. Поземельной собственности у них не было. Авраам купил себе землю только для погребения, и только Иаков приобрел в собственность участок для своего шатра. Жизненных запасов не делалось, вследствие чего голод часто вынуждал переселяться в соседние страны (по преимуществу в Египет – житницу древнего мира). Во времена Иакова установилась довольно правильная хлебная торговля между Египтом и соседними странами, торговые караваны появляются на всем пространстве между Египтом и Месопотамией, и ведется оживленная торговля пряностями и другими произведениями востока, а также и рабами, которые большими партиями ввозились в Египет. Ко времени Авраама мы видим зачатки меновой монеты, хотя и в виде кусков известного металла с определением его ценности по весу, при Иакове появляются своего рода «монеты», а сыновья его уже хорошо знакомы с сребрениками, за которые они и продали своего брата Иосифа.

Из истории патриархальной эпохи видно, что хотя патриархи и являются, по преимуществу, странствующими пастухами, но у них замечаются следы довольно высокого просвещения, отчасти вследствие влияния соседних народов, особенно египтян и жителей Месопотамии. Так, предание приписывает Аврааму высокие познания в астрономии и математике, которым он будто бы научил египтян. Следов письменности в собственном смысле не встречается, хотя нет достаточных оснований и сомневаться в ее существовании, тем более, что в соседних с Палестиной странах она уже, несомненно, существовала. Во всяком случае, есть свидетельство о существовании именных печатей, предполагающих начертание имени или каких-либо условных знаков (Быт. 38).

В таких общих чертах представляется жизнь патриархов избранного рода, бывших исключительными носителями истинной религии и связанного с ней великого обетования о Спасителе и потому находившихся под особым руководством Промысла Божия.





Дата публикования: 2014-10-14; Прочитано: 524 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...