Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Второе свидание Иосифа с братьями (Быт. 43)



Горько было престарелому Иакову слушать переданную ему сыновьями повесть о суровом обхождении с ними Цафнаф-панеаха, оставившего одного из них себе в заложники, но еще тяжелее было расставаться с Вениамином. Нужда, однако, заставила решиться и на это. Он отпустил Вениамина, но вместе с тем желал задобрить египетского властелина своими дарами. Иаков, в качестве подарков утопавшему в роскоши египетскому придворному сановнику, отправил «плоды земли своей: несколько бальзама и несколько меду, стираксы и ладану, фисташков и миндальных орехов».

Перед бедными и запуганными пастухами Ханаана должна была открыться еще более неожиданная сцена, когда они, по прибытии в Египет с Вениамином, вдруг были потребованы прямо во дворец египетского властелина. Роскошь дома египетского властелина, конечно, должна была ослепить и повергнуть в смущение и трепет бедных пастухов, привыкших к простой жизни в палатках, и их смущению не было пределов, когда их позвали на обед к царедворцу.

При виде Вениамина закипело в Иосифе братское чувство, и он должен был удалиться во внутренние покои, чтобы скрыть выступившие слезы. Он радовался и за своих братьев, что они не оказались столь же жестокими к Вениамину, как некогда к нему самому.

Братья по восточному обычаю поклонились великому сановнику до земли и поднесли ему привезенные дары. Во время обеда (за которым присутствовал и Симеон) Иосиф сидел за отдельным столом, как требовалось достоинством его сана, не позволявшего ему есть вместе с простыми людьми; рядом был поставлен также отдельный стол для египтян, которым также обычай не позволял сидеть вместе с «нечистыми» чужеземцами, так как египтяне вообще чуждались всех остальных народов, считая их нечистыми варварами. Иосиф отделял Вениамину самую большую порцию, как это вообще делалось в Египте по отношению к лицам, пользующимся особенной благосклонностью хозяина. Обед своей роскошью и богатством изумлял бедных пастухов Ханаана и, чтобы избавиться от овладевшего ими смущения, они, по словам библейского рассказа, «пили, и довольно пили» со своим хозяином.

30. Хитрость Иосифа. Иосиф открывается братьям (Быт. 44 и 45:1-15)

На следующий день Иосиф приказал своему домоправителю, чтобы он опять положил деньги в мешок каждого из братьев, а в мешок Вениамина велел сверх того положить свою серебряную чашу. Едва сыновья Иакова вместе с навьюченными ослами очутились за пределами города, Иосиф послал за ними своего домоправителя. Братья очень испугались, когда их внезапно окружила вооруженная стража во главе с домоправителем. Слуга Иосифа с грозным видом подошел к братьям и обвинил их в краже серебряной чаши наместника. Братья, разумеется, горячо возражали и, согласившись, чтобы их обыскали, заявили: «У кого из рабов твоих найдется (чаша), тому смерть; и мы будем рабами господину нашему». Но домоправитель ответил, что он отведет в тюрьму только вора, который и станет рабом господину, а все остальные будут свободны.

Каково же было удивление братьев, когда серебряную чашу извлекли из мешка Вениамина! Сыновья Иакова в отчаянии рвали на себе одежды и оплакивали свою злосчастную судьбу. Они решили не покидать Вениамина и вместе с ним вернулись во дворец Иосифа. Увидев Иосифа, они пали ему в ноги и умоляли, чтобы он оставил их в рабстве вместе с Вениамином. Но египетский начальник настаивал, чтобы один только Вениамин понес наказание. Тогда вышел вперед Иуда и, обратившись к Иосифу, произнес трогательную речь, в которой он стал изображать смертельную скорбь души их отца Иакова от потери последнего сына любимой им жены Рахили. В заключении он сказал: «И так пусть я, раб твой, вместо отрока останусь рабом у господина моего, а отрок пусть идет с братьями своими» (Быт. 44:33).

Иосиф не мог больше сдерживаться. Чувства пересилили дипломатический такт, и он открылся своим братьям к изумлению их и всего двора фараонова.

31. Переселение Иакова в Египет (Быт. 45:16-18 и 46)

Когда фараон узнал об этой истории своего любимого царедворца, свое расположение к нему он перенес и на все его семейство и выразил желание, чтобы все оно переселилось в Египет. Братьям даны были колесницы и сделаны подарки: каждому по перемене одежд, а Вениамину пять перемен и триста сребреников. Отцу своему Иосиф послал «десять ослов навьюченных лучшими произведениями Египта, и десять ослиц навьюченных зерном, хлебом и припасами на путь».

Известие, привезенное Иакову, было так для него неожиданно, что старец не хотел верить ему, только уже когда он увидел колесницы, присланные за ним, «дух его ожил», и он в восторге воскликнул: «довольно, еще жив сын мой Иосиф: пойду и увижу его, пока не умру!»

И вот, потянулся караван сынов Израилевых по направлению к Египту, сопровождаемый всем «домом Иакова», состоявшим из семидесяти душ, домочадцами и стадами. Дни скорби Иакова миновали, он плакал от радости в ожидании встречи с так долго оплакиваемым им Иосифом.

Пройдя возвышенности Вирсавии, где Иаков принес жертву Богу и удостоился видения Господа, подтверждавшего ему завет с его отцами и обнадеживавшего его Своей помощью и защитой, караван вступил в северо-восточный округ Египта Гесем. Услышав о приближении каравана, Иосиф сел в колесницу, окруженный блистательной свитой, и выехал навстречу своему престарелому отцу. Увидев его, «пал на шею его и долго плакал на шее его», и ободрившийся старец воскликнул: «умру я теперь, увидев лицо твое, ибо ты еще жив!»

32. Встреча Иакова с фараоном (Быт. 47: 1-12)

Могущественный фараон удостоил престарелого отца своего сановника особой аудиенции. Свидание между ними было трогательно по своей простоте и задушевности. Фараон спросил старца о его летах, и старец Иаков с трогательной простотой и достоинством рассказал могущественному монарху о своей жизни. В сравнении с жизнью его предков, его собственная жизнь была коротка — всего только сто тридцать лет, тогда как Авраам жил сто семьдесят пять лет, Исаак сто восемьдесят. Но и этого было слишком много при тех превратностях и скорбях, которые выпали на его долю. Вся его жизнь была «странствованием», как и жизнь вообще, а тем более его, обитателя шатров, то и дело переселяющегося со своими стадами с одного места в другое. Фараон был тронут этим свиданием и просил благословения от старца.

Новые пришельцы поселены были в округе Гесем, отличавшемся превосходными пастбищами. Там они могли жить в отдалении от египтян, чуждавшихся общения с пастушескими племенами (хотя не вообще пастушеского занятия, так как они сами, не исключая и фараона, имели стада всякого скота). Ненависть к чужеземным пастушеским племенам, часто тревожившим страну хищническими набегами, была так сильна даже при фараоне времен Иосифа, что невозможно было допустить поселения пастушеского семейства Иакова в одном из более близких к столице округов страны. Фараон, однако, был рад найти среди пришельцев людей, знающих пастушеское дело, и поручил им надзор за своими стадами.

33. Иаков усыновляет Ефрема и Манассию. Пророчество Иакова о своих сыновьях. Завещание и смерть Иакова (Быт. 47:27-31; 48; 49; 50:1-14)

Так исполнилось предсказание Божие Аврааму, что «потомки его будут пришельцами в земле не своей», где, как подтверждено было и Иакову на пути его в Египет, должен был произойти от них народ великий. Остальные годы жизни Иакова под покровительством его сына прошли в мире и довольстве. В Египте он прожил еще семнадцать лет и видел утешение в том, что еще при жизни его семейство его «весьма умножилось».

Чувствуя приближение смерти, он призвал к себе Иосифа и в знак веры своей в обетование завещал ему похоронить себя вместе с отцами своими Авраамом и Исааком, и при этом подарил ему землю, приобретенную им в собственность близ Сихема. Затем он усыновил себе двух сыновей Иосифа, пророчески благословив при этом на первородство младшего Ефрема. Наконец, собрав всех своих сыновей, он в высказанных им благословениях пророчески предсказал каждому из них будущую судьбу, и при этом пред всеми превознес своего сына Иуду, предсказав ему, что его колено получит скипетр, и этот «скипетр не отойдет от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель», которому покорятся все народы, т.е. сделал одно из тех пророческих предсказаний, которыми возвещалось об имевшем явиться Избавителе мира.

Окончив пророческое благословение, Израиль скончался, оплакиваемый Иосифом и всем родом его. Как высокопоставленный египтянин, Иосиф, конечно, почтил своего отца дорогим бальзамированием. Тело Иакова было отвезено в особые загородные помещения, назначенные для бальзамирования, которое и совершено было в течение сорока дней. После этого траур продолжался еще тридцать дней, так что весь траур длился семьдесят дней. Теперь уже могло быть исполнено заявленное покойным пред своею смертью желание быть отвезенным в Ханаан, и там он с честью погребен был в пещере Махпела, вместе с Авраамом и отцом своим Исааком.

34. Смерть Иосифа (Быт. 50:15-26)

О последующей жизни Иосифа мало сообщается в библейском повествовании. Говорится только, что он милостиво относился к своим братьям, хотя последние и крайне опасались его мщения за их прежнюю жестокость к нему. Иосиф жил сто десять лет и имел утешение видеть внуков и правнуков. До конца верный обетованию, переданному от отцов, Иосиф перед смертью взял с братьев торжественную клятву, что они вынесут кости его из Египта, когда Бог снова выведет их в Ханаан. По смерти он был бальзамирован. Бальзамированные тела своих друзей и сановников египтяне обычно вкладывали в особые деревянные ящики и опускали в гробницы или держали в особых комнатах своих домов. Мумия Иосифа оставалась в таком состоянии до выхода израильтян из Египта, а затем была взята его потомками в Ханаан и погребена на участке земли в Сихеме, некогда купленном и завещанном ему пред смертью Иаковом.





Дата публикования: 2014-10-14; Прочитано: 509 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...