Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Дни творения



Что нужно подразумевать под теми днями, которыми обозначаются отдельные акты творческой деятельности Бога. Есть ли это дни в собственном смысле этого слова, или под ними нужно понимать неопределенные периоды времени, заключающие в себе либо большую, либо меньшую продолжительность? Богословская наука не дает в этом отношении какого-либо категорического решения.

Некоторые толкователи склоняются к убеждению, что под днями творения нет необходимости понимать дни в нашем узком смысле этого слова. Творцу не было никакой необходимости непременно назначать двадцать четыре часа на сотворение света, по двадцать четыре часа для создания звезд, растений или животных: Он мог создать все это в один миг, одним Своим словом. Такое ограничение было бы несогласно с самым существом Бога, для Которого нет пределов времени, потому что для Него «один день как тысяча лет, и тысяча лет как один день». Отсюда можно думать, что и под «днем» разумеется просто неопределенное протяжение времени. Многие основания заставляют предполагать, что именно значение неопределенного, более или менее продолжительного периода времени и имеет употребленное Моисеем слово «йом», т.е. день.

1) По-еврейски слово «йом» может означать и действительно означает во многих местах св. Писания неопределенный период времени (Быт. 2:4,17; Лев. 7:35,36; Втор. 9:24; 31:17,18; 32:7; Пс. 2:7; Ис. 34:8; Мф. 10:15; 12:36; Иоан. 8:56; Рим. 2:5 и др.).

По-еврейски слово «период» нельзя выразить иначе, как чрез слово «йом», так как в этом языке не существует другого слова для выражения этого понятия. Отсюда бытописатель, разумея период, по необходимости должен был употреблять слово «йом», как имеющее это широкое значение.

3) Другие соображения доказывают, что Моисей действительно употребляет слово «йом» не в смысле суток в 24 часа, а в смысле неопределенного периода. Он говорит, что солнце и луна, как светила, назначенные для отделения дня от ночи, для управления днем и ночью, были поставлены Творцом в четвертый день творения. Следовательно, три первые дня отнюдь не могут быть днями в собственном смысле этого слова, так как для них не было главного условия, определяющего их продолжительность, т.е. не было того отношения земли к солнцу, в котором она находится теперь. Если же первые три дня были неопределенные периоды, то таковыми же были и следующие дни, так как ничто не дает нам права делать произвольное различие между «йом» в приложении к первым трем и «йом» в приложении к последним четырем периодам творения.

4) Сам бытописатель во второй главе своего повествования прямо показывает, что он под словом «йом» разумеет именно неопределенный период времени. Обобщая историю творения, он говорит: «вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время («йом»), когда Господь Бог создал землю и небо, и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла» (Быт. 2:4 и 5). Тут под словом «йом» уже прямо разумеется вся сумма дней творения, как неопределенный период времени, и, во всяком случае уже не день в собственном смысле этого слова, так что и русский синодальный перевод передает здесь слово «йом» как неопределенный период времени.

5) Космогонические предания других народов, в которых нельзя не видеть, хотя и в искаженном виде, отголоска истинного предания, считают дни творения продолжительными периодами. По индийскому преданию Брама был заключен в космическом яйце в течение 360 дней, по окончании которых яйцо раскололось на две половины, и из них он образовал небо и землю; каждый из этих 360 дней состоял из 12 миллионов лет. По преданию персов и этрусков творение произошло в шесть равных периодов, из которых каждый равнялся тысяче лет. То же представление заключается и в халдейском сказании о творении, в котором под днем творения разумеется период в 43 200 лет.

а) Против такого понимания могут возразить, что им разрушается объяснение происхождения недели и установления субботы (Исх. 20:10,11). Но хотя история сотворения мира объясняет происхождение недели, однако, отсюда еще нельзя заключать, что слово «йом» нужно понимать именно в буквальном смысле. Напротив, этим скорее объясняется то обстоятельство, почему именно неопределенные периоды творения названы днями. Так как они служили именно прообразами дней недели, то Моисей применительно к этому и назвал их «йом», причем седьмой период сделался прообразом того дня, который должно посвящать Богу. Таким образом, история творения разделена на шесть отдельных дней-периодов, заканчивающихся днем покоя, чтобы глубже запечатлеть в душе человека долг свято соблюдать субботу. Отсюда же естественным было употребить для бытописателя слова вечер и утро, как общеизвестные грани между днями, причем он вечер ставит раньше утра, согласно древнему счислению времени, как оно и до сих пор сохраняется в церковных службах.

б) Могут возражать против изложенного объяснения дней творения, что оно не имеет ясного подтверждения в предании, в толкованиях отцов и учителей Церкви. Но на это нужно сказать, что предание не дает единогласного решения, и хотя у древних толкователей преобладает понимание буквальное, но нет недостатка и в толковании иносказательном, именно в смысле неопределенных периодов. Так, вся школа александрийских отцов и учителей церкви понимала выражение день, вечер и утро иносказательно. Затем блаж. Августин прямо говорит, что «нам трудно вообразить, какого рода могли быть эти дни», и для уяснения их прибегал к современным наукам, показывая этим и нам, что мы также должны пользоваться всем тем светом, который наука проливает на таинственные вопросы бытия.

3. День первый (Быт. 1:3-5)

«И сказал Бог: да будет свет, — и стал свет». Говорить, т.е. произносить членораздельные звуки, свойственно человеку. Слово или речение Божие значит мысль Божию, или волю Божию, подобно тому, как человеческая мысль и хотение выражаются в словах. Представляя Бога творящим свет одним словом своим, богодухновенный Моисей дает понять, с какой легкостью Господь совершает дело творения. «Рече — и бысть», можно ли сильнее изобразить величие всемогущества Божия? С другой стороны слово или речение Божие намекает, по замечанию толкователей, на Ипостасное Слово Божие, на Единородного Сына Божия, Которым «небеса утвердишася» и Которым «вся быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть».

Предметом творения первого «дня» является свет. До недавнего времени это место Священного Писания многие богословы толковали, исходя из теории эфира. Но в двадцатом веке в связи с открытием квантовой энергии произошла грандиозная ломка прежнего научного мировоззрения. Появились новые гипотезы и теории.

«И отделил Бог свет от тьмы». Когда из праматери стало образовываться вещество в том виде, в каком мы его знаем, то не все элементарные частицы перешли в это состояние материи, большинство из них осталось во Вселенной в виде лучевой энергии. Ученые предполагают, что на каждую ядерную частицу вещества приходится миллиард фотонов и миллиард нейтрино – элементарных частиц лучевой энергии. Таким образом, под тьмой в данном стихе мы можем понимать вещество, а под светом – лучевую энергию, которая в определенный момент образования Вселенной отделилась от твердого вещества и существует до настоящего времени, хотя в большой своей массе остается невидимой для человеческого глаза.

«И был вечер, и было утро...» Почему в описании первого дня полагается прежде вечер, а потом уже утро? Потому, что новосозданное вещество мира погружено было прежде во тьму и ночной сумрак, а потом уже чрез некоторый промежуток времени воссиял свет, и настало утро.

«... день один». Замечательно, что Моисей первый день мира называет не первым, а единым. Этим выражением он хотел выразить единственность или беспримерность первого дня ради предшествовавшей ему единственной и беспримерной ночи.

4. День второй (Быт. 1:6-8)

Предметом творения второго дня является твердь. Твердь в еврейском тексте выражается словом «ракиа», что значит «пространство, шатер». Бог назвал твердь небом.

И сказал Бог: «да будет твердь посреди воды... и отделил воду, которая под твердию, от воды, которая над твердию...» Происхождение тверди или видимого неба можно представить так. Неизмеримо громадная масса первосозданного водянистого вещества вдруг распалась, по мановению Божию, на миллионы отдельных шаров, которые закрутились на своих осях и понеслись каждый по своей отдельной орбите. Пространство, образовавшееся между этими шарами названо твердью, т.к. в этом пространстве движение новосозданных миров утверждено Господом на определенных и неизменных законах; так что они не сталкиваются между собой и нисколько не мешают друг другу.

Вода над твердью — это и есть новосозданные водянистые шары, которые потом окрепли, и с четвертого дня творения заблистали вверху над нашими головами; а вода под твердию, — это наша планета Земля, расстилающаяся у нас внизу под ногами. Все это еще носило название воды потому, что во второй день творения еще не получило прочного устройства и крепких форм. Новосозданные темные массы планет состояли еще из того же хаотического вещества, которое выше названо водой и бездной.

Во второй творческий день или период, по слову Божию, образовавшиеся атомы и молекулы из первозданного света стали объединяться в громадные космические облака, в которых начинают зарождаться ядра будущих звезд и планет. Механизмы, благодаря которым водород и гелий во Вселенной объединились, образовав звезды и галактики, наука до сих пор до конца не выяснила. Было предложено много теорий с подробными расчетами того, как большие газовые сферы медленно конденсируются во вращающие объекты типа галактик, состоящие из звезд. Возможно, эти различные теории весьма близки к описанию истинного процесса, но пока что они остаются недостаточно доказанными.

Итак, второй библейский день надо понимать как период образования космических тел, в том числе и нашей планеты. В нашей солнечной системе этот процесс был завершен в четвертый день. Что же касается всего космоса, то по утверждению ученых, он продолжается до настоящего времени. Во Вселенной и теперь происходят взрывы невероятно сжатого вещества, из которого впоследствии рождаются новые звезды.

5. День третий (Быт.1:9-13)

«И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место; и да явится суша... и да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя... и древо плодовитое...» Отделение воды от суши в третий день не дóлжно представлять простым, так сказать, отцеживанием готовой уже воды от твердых землянистых частей. Воды еще не было в том виде и химическом составе, как мы теперь ее знаем. Итак, во-первых, творческим словом Господним безóбразное и неустроенное вещество нашей планеты преобразовано было в третий день мира в два вида: созданы были вода и суша, и последняя тотчас же образовала на своей поверхности разные водоемы: реки, озера и моря. Во-вторых, особым повелением Творца на земле явились всевозможные виды растений. Наконец, должно полагать, что в третий же день мира и другие темные и хаотические массы небесных тел получили окончательное устройство, сообразное своим целям, хотя бытописатель и говорит только об одной земле. Полагать это надо на том основании, что во второй и четвертый дни Господь действует во всем мироздании, и значит — быть не может, чтобы целый третий день посвящен был одной только земле, которая есть ничтожная песчинка в целом составе мироздания.

«И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву...» Почему Господь не просто повелевает быть растениям, а велит произвести их именно земле? Этим выражается только та мысль, что растения приспосабливаются к земле (как ниже — рыбы к воде), ибо на ней будут возрастать и в ней находить себе готовую пищу, а не то, чтобы земля произвела растения сама из себя и своими естественными силами. Этого не могло произойти в целые миллионы лет. Поэтому и требовалось особое творческое слово. «И увидел Бог, что это хорошо...»

Теплый климат был тогда на всей планете. Лучи солнца еще не проникали непосредственно на землю, а преломлялись под известным углом через мощную оболочку водяных паров, которые еще окутывали землю. Но постепенно туман рассеялся, и солнечные лучи стали проникать на землю прямо.

6. День четвертый (Быт. 1:14-19)

В этот период, по слову Творца, окончательно установилась солнечная и звездная система, которая уже начала зарождаться во второй день. Она не переставала развиваться и совершенствоваться и в третий день, но только в четвертый день получило свое завершение.

«И создал Бог два светила великие..., и звезды». Почему Моисей называет только солнце и луну великими светилами, когда известно, что в мироздании есть миллионы несравненно больших светил? Бытописатель их называет такими не по их относительной величине в сравнении со всеми другими светилами, а только по их значимости для человека. Вообще свое сказание о происхождении мира он не предназначает для естествоиспытателей, а применяет его к общему смыслу. Поэтому он упоминает только о том значении светил небесных, которое имеет особенную важность для земли, именно — чтобы освещать ее, и чтобы с земли можно было по ним определять и считать время, а также наблюдать различные знамения.

7. День пятый (Быт. 1:20-23)

Небо уже украшалось светилами, на земле развивалась исполинская растительность; но не было еще на планете живых существ, которые могли бы наслаждаться дарами природы. Для их существования не было еще надлежащих условий, так как воздух был насыщен вредными испарениями.

Но вот исполинская растительность понемногу очистила атмосферу, и подготовились условия для развития животной жизни. «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею по тверди небесной». В силу этого божественного изволения совершился новый творческий акт, не просто образовательный, как в предыдущие дни, а в полном смысле творческий, каким был и первый акт творения первобытного вещества – из ничего. Тут создавалась душа живая, появилась нечто такое, что не существовало в первобытном веществе. И действительно, бытописатель здесь во второй раз употребляет глагол «бара» – творить из ничего. «И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее».

Виды тварей, жизнь которых приспособлена Создателем к воде, в еврейском подлиннике выражены словом многородящее. Там сказано: «да изведут воды многородящее» и проч. Название многородящих весьма выразительно изображает природу тварей, о которых здесь идет речь, т.е. рыб, миллионами рождающихся из икры, и природу насекомых, тучами возникающих в сырых местах, равно и земноводных. «И благословил Бог (рыб и птиц)».

8. День шестой (Быт. 1:24-25)

Вода и воздух наполнились жизнью, но третья часть планеты, суша оставалась еще необитаемой. И вот настало время и для ее заселения. «И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их».

Как для произведения рыб и водных гадов Господь обращался к воде; так равно и для произведения четвероногих Он обращается теперь к земле, подобно тому, как к ней же обращался для произведения растений. Это надо понимать так, что телесный состав четвероногих только приспособлен к свойству земли, как их жилищу, а не так, как думают некоторые естествоиспытатели, будто земля, животворимая теплотой солнечных лучей, сама порождала животных. Противоестественно представлять происхождение самой животной жизни из неорганических начал (из газов, минералов и проч.). Все опыты ученых, приводимые в подтверждение этой теории, оказываются весьма сомнительного свойства. «Когда сказал Бог «да изведет земля», — говорит св. Василий Великий, — это не значит, что земля износит уже находившееся в ней; но давший повеление, даровал земле и силу извести».

«И создал Бог зверей... и скотов... и гадов земных...» Этим перечислением бытописатель обнимает всех животных, живущих на суше.

В шестой день появился и человек – царь природы и венец творения (Быт. 1:31).

Так закончилась история шестидневного творения мира и человека. «И увидел Бог все, что Он создал, и вот хорошо весьма» (Быт. 1:31).

9. День седьмой (Быт. 2:2-3)

«И сотворил Бог к седьмому дню дела Свои, и почил в день седьмой от всех дел Своих»... Выражение Моисея, что «Бог почил от всех дел Своих...» нельзя понимать буквально. Слово «почил» здесь означает то, что прекратилось создание новой твари. Но если дела творения закончились шестым днем, то вместе с этим не закончились дела промысла Божия о мире и человеке. Промыслительная Божественная деятельность проявляется в сохранении сотворенного и в премудром руководстве его дальнейшего существования. Поэтому седьмой день мы должны понимать как день, продолжающийся до настоящего времени – день промысла Божия.

Освятив седьмой день, Господь выделил его из двух дней, сделал его днем священным для человека, днем прославления Премудрого, Всеблагого и Всемогущего Творца.

10. Сотворение человека (Быт. 1:26-28, 2:4-7)

«И сказал Бог: сотворим человека...» Мы видим, что перед созданием человека держится совет Божий. Этим наглядно изображается преимущественное достоинство человека перед всеми предшествующими тварями. Но с кем советоваться всемогущему и бесконечно премудрому Творцу мира? На это отцы и учители Церкви единодушно отвечают, что совещательные слова Божии «сотворим человека» относятся к лицам Св. Троицы. На это указывают и дальнейшие слова Писания.

Здесь в третий раз совершился в полном смысле творческий акт (бара), так как человек в своем существе опять имеет нечто такое, чего не было в сотворенной до него природе, именно дух, отличающий его от всех других живых существ.

Тело его, как и тела всех животных, образовано из земли, но духовная его природа есть непосредственное вдуновение Творца.

«И создал Господь Бог человека (мужчину) из праха земного». С какой целью Бог создает тело человека из праха земного? С тем чтобы он, несмотря на свои совершенства, не забывал о своей ничтожности пред Богом, и постоянно имел в виду, что духовные преимущества его – особенный дар Творца. Напоминание о происхождении из персти земной должно было предохранять человека от той гордости, которая была причиной падения светоносного ангела.

Взятие Богом «персти» надо понимать в переносном смысле, ибо у Бога нет рук; оно означает внимательность Божию к человеку и особенное расположение к этому творению. И, без всякого сомнения, тело человека возведено было Господом на высочайшую степень красоты и совершенства.

«... и вдунул в лице его дыхание жизни...» Как понимать вдыхание Богом души человеческой? «Поелику Божество не телесно, - говорит блаж. Феодорит, - то и вдыхание надлежит понимать боголепно». Оно не значит, чтобы душа была в собственном смысле частицей Божества, как иногда представляли ее язычники, а указывает на сходство души человеческой с духом божественным. Интересно, что в еврейском тексте душа называется не просто дыханием жизни, но дыханием жизней, чем указывается на разнообразие человеческих способностей.

«…по образу Нашему, и по подобию Нашему». По объяснению отцов и учителей церкви, образ Божий состоит в невещественности души человеческой, в ее свойствах — разумности и свободе, в ее неразрушимости и бессмертии; подобие же Божие в усовершенствовании разума и свободной воли, т.е. в добродетельной и святой жизни. «По подобию, — говорит св. Григорий Нисский, — делаюсь я сам, делаясь христианином».

«И да владычествуют они (т.е. человек, созданный в двух лицах — мужчины и женщины) над рыбами морскими... и над всей землею, и над всеми гадами...»Владычество человека над всей землей и ее тварями есть видимое обнаружение или прямое следствие образа Божия в человеке, по отношению его к миру. Бог есть верховный властитель мира, поэтому и человек, созданный по образу Божию, получил право разделять это владычество. С потемнением в человеке образа Божия сократились и его права на обладание землей. Но по той мере, как человек, силой благодати Христовой, возвращает себе богоподобие, и природа начинает опять узнавать в нем своего царя. Святые угодники повелевали хищными зверями, как кроткими домашними животными.

«По образу Божию сотворил его (человека)... мужчину и женщину сотворил их». Какую цель имеет замечание бытописателя о том, что человек сотворен не в одном лице, но в двух лицах и двух полах — мужчины и жещины? Так как это замечание свое он соединяет с сотворением человека по образу Божию, то значит, образ Божий равно блистает как в мужчине, так и в женщине, и разность пола не делает никакого различия по отношению к существенному достоинству и назначению человека. «О Христе Иисусе, - говорит Ап. Павел, - несть (или безразличны) мужеский пол и женский».

«И благословил их (мужчину и женщину) Бог... плодитесь, и размножайтесь...» Без всякого сомнения, творческое слово «раститеся и множитеся» насадило в человеке способность рождать чад не только по телу, но и по духу; чтобы передавать им в наследие образ Божий, который блистал преимущественно в его бессмертной душе. Не нужно искать иного источника человеческих душ, кроме души первого человека. Одинаково несообразно с прямым смыслом Писания — допускать и предсуществование душ, равно как и полагать, что Бог непосредственно творит душу всякий раз, когда готово тело в утробе матери. «Плодитесь и размножайтесь...» Не делает ли для человека это благословение Божие обязательным брак? Нет, не делает, ибо благословение Божие человеку или обещание плодородия, по самому существу этих понятий, не есть еще повеление плодиться. Человек создан от Господа существом свободным, и, следовательно, не был и не должен быть подчинен инстинктам своей природы некоторым неотвратимым и роковым образом. Слепой инстинкт и физиологическая необходимость положены законом только в области неразумных животных.

11. Блаженная жизнь человека в раю. Сотворение жены (Быт. 2:8-25)

Для обитания человека Господь поселил его в рай – прекрасный сад, созданный особым действием всемогущества Божия. Находясь в раю, человек должен был возделывать и хранить его. Этим самым он должен был развивать свой творческий талант и продолжить дело своего Творца. Близость к природе давала возможность первозданному человеку путем изучения законов природы обогащать свой ум и опытно познавать совершенство Бога-Творца, Его премудрость и благость. Это вызывало в человеке благоговение и любовь к Богу. Среди многочисленных прекрасных райских деревьев были два особых дерева: «древо жизни» и «древо познания добра и зла». Плоды «дерева жизни» предназначены были для поддержания в человеке бессмертия. «Дерево познания добра и зла» было избрано Богом как средство испытания и воспитания человека в послушании Богу.

Для укрепления нравственных сил в добре Бог дал человеку заповедь не вкушать плодов от «дерева познания добра и зла». Исполняя эту заповедь, человек сознательно удалился бы от зла и совершенствовался в добре. Тем самым он все теснее входил бы в союз с Богом и, таким образом, осуществлял свое назначение. Нарушение же этой заповеди стало бы причиной разрыва нравственного союза человека с Богом – Источником жизни. Потеряв благодатную связь с Источником жизни, человек мог умереть как духовно, так и телесно.

Как к царю, созданному владычествовать над всеми живыми творениями земли, Бог приводит к человеку всех животных и всех птиц, чтобы он осмотрел их, и, в знак власти над ними, дал им имена. Нарекая имена животным, Адам тем самым показал совершенство своего ума. Имена, которые давал он животным, были ничто иное, как его мысли о них. Выражая свои мысли членораздельными звуками, он полагал основание языку, посредством которого он мог бы сообщать свои мысли другим. Но среди животного мира не нашлось ни одного существа, с которым он мог бы словесно обмениваться своими мыслями и чувствами. И сказал Господь: «Не хорошо человеку быть одному; сотворим ему помощника, соответственно ему».

И вот, Господь наводит сон на Адама, во время которого из его ребра создает ему жену. Как только создана была женщина и приведена к Адаму, он тотчас понял в этом акте Творца желание счастья для жизни человека и пророчески произнес слова, которые стали законом брака на все последующие века: «Вот это кость от костей моих, и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего. Потому оставил человек отца и мать свою, и прилепился к жене своей; и будут два одна плоть» [1].

Создавая жену из ребра Адама, Господь соблюдает единство корня, от которого должно произойти все человечество. «И благословил их Бог и сказал...: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею».

Райская жизнь первых людей, их духовное состояние для нас, живущих в греховном мире, скрыто от нашего духовного взора, загрязненного грехом. Райское состояние наших прародителей – это совсем иной мир, мир, в котором не было зла, там было только одно добро. Их разум был проницательным, воля добрая, чувства чистые, не загрязненные грехом, высшее совершенство их состояло в нравственной невинности, которая заключалась в отсутствии самой мысли о чем-либо нечистом и греховном. «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились».

Живя в раю, они пользовались всеми его плодами и наслаждались всеми его радостями. В материальном отношении их окружал избыток богатейших даров райской природы. Их духовные потребности находили полнейшее удовлетворение в непосредственном общении с Богом, Который являлся им «в раю во время прохлады дня» и беседовал с ними. Эта живая непосредственная связь человека с Богом была первой и совершенной религией человеческого рода.





Дата публикования: 2014-10-14; Прочитано: 702 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...