Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Появление идолопоклонства



Так как нечестивое потомство Хамово, забывшее Бога и всецело полагавшееся на себя, не замедлило бы привить отличавшее его безбожие всем другим племенам и народам, которые оно хотело объединить под владычеством Вавилона, то с рассеянием народов была предотвращена опасность быстрого распространения этого зла. Но задатки самого зла все-таки остались, «потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его». Расходясь все дальше и дальше от первоначальной колыбели человечества и тех родоначальников, которые хранили истинную веру в Бога и связанные с нею истины, и, встречаясь со множеством невиданных предметов и опасностей, народы мало помалу стали всецело сосредоточиваться на этих ближайших предметах.

У них затемнялась память об общих преданиях предков, а вместе с тем затемнялось и само понятие о Боге. Среди множества трудностей и опасностей им нужен был такой Бог, который был бы вблизи их и к которому можно бы прибегать за помощью при всяком бедствии. Бог же отцов их был невидим и лишь неясно представлялся их воображению. Поэтому они легко переходили к обоготворению чего-нибудь видимого, что могло особенно поражать их воображение своим величием, красотой, пользой или страхом. Так произошло идолопоклонство или язычество, которое есть не что иное, как отвержение невидимого и суеверная привязанность к видимому. Вместо невидимого Творца и Промыслителя человек стал боготворить видимое, прежде всего, солнце, луну и звезды, как необходимые для жизни, затем предметы окружающего неодушевленного и одушевленного мира (полезных или странных животных) и, наконец выдающихся чем-нибудь людей, которые в качестве героев делались полубогами и по смерти переходили в сонм богов.

Обоготворение видимого неба (сабеизм), видимой и особенно одушевленной природы (зоотеизм) и человека (антропотеизм) составляет три главные ступени язычества и как внешнего его выражения — идолопоклонства. Эти три вида идолопоклонства нашли впоследствии наиболее резкое выражение в трех отдельных странах: Месопотамии, Египте и Греции. Правда, человек не удовлетворялся таким грубым идолопоклонством, и кроме всех видимых богов постоянно признавал над всеми и даже над богами господство высшей, неумолимой судьбы (в чем нельзя не видеть неясных следов воспоминания о едином всемогущем Боге-Промыслителе), но идолопоклонство уже по самой своей сущности приковывало ум к грубо чувственным предметам и отвлекало от всего сверхчувственного. Чувственные божества приводили к обоготворению в них чувственных сил и свойства, и дошло до того, что люди стали боготворить и освящать в своих чувственных божествах грубые пороки, подражание которым и ставилось в религиозный долг.

Таким образом, вместо истинного благоговения и богопочитания на земле распространилось грубое идолопоклонство и нечестие. Волны греха и суеверия опять затопляли землю и опять грозили окончательно погубить и искоренить истинную религию с ее основным корнем, заключавшимся в великом обетовании будущего Спасителя мира от рабства греху и нравственной смерти. Правда, на земле среди всеобщего идолопоклонства и нечестия оставались еще отдельные лица, которые сохраняли истинную веру. Но окружающая среда скоро могла увлечь и их общим потоком нечестия. Поэтому, чтобы сохранить семя истинной веры для будущего, необходимо было выделить какого-нибудь носителя их и сделать его избранным отцом и родоначальником нового поколения верующих. Так и устроено было благим Промыслом Божиим.

Это было через 352 года после потопа по еврейскому счислению и через 1207 – по греческому. Последнее исчисление представляется более вероятным, так как дает больше исторического пространства для совершения изложенных важных событий.


4. ПЕРИОД ТРЕТИЙ. ОТ ИЗБРАНИЯ АВРААМА ДО СМЕРТИ ИОСИФА И ЗАВЕРШЕНИЯ ПАТРИАРХАЛЬНОЙ ЭПОХИ

1. Призвание Богом Авраама (Первое Богоявление). Переселение Авраама в землю Ханаанскую. Второе Богоявление (Быт. 10:21; 11:10-32; 12:1-9)

В южной части Месопотамии, называвшейся в древности Халдеей, на правом берегу Евфрата находится деревня Мугейр, основанная на развалинах древнего города, остатки которого видны еще и теперь. Город этот, как видно по надписям на памятниках, был Ур, называвшийся по месту своего положения Халдейским. В древнее время он находился гораздо ближе к берегу Персидского залива, от которого теперь отделяет его большая полоса наносной земли, и вел обширную морскую торговлю. Местность кругом была плодородная и население (по преимуществу кушитского происхождения) пользовалось полным благосостоянием и стояло на высокой ступени цивилизации.

Особенно развито у них было строительное искусство и астрономия со сродной ей астрологией. Письменность уже хорошо была известна, и существовали даже целые библиотеки, хотя вместо книг служили глиняные доски с изображенными на них письменами. К несчастью, вся эта богатая цивилизация насквозь пропитана была самым грубым идолопоклонством и нечестием. Повсюду возвышались храмы и капища идолам, служение которым часто принимало грубо чувственный и постыдный характер. Главными божествами считались солнце и луна, за которыми следовали другие, второстепенные божества: меньшие планеты и звезды. Им строились храмы, посвящались города, делались их изображения, получавшие значение домашних богов (терафимов), которым вверялась охрана благосостояния отдельных семейств.

В эту-то страну идолопоклонства переселился один из послепотопных патриархов, сын Нахора — Фарра. Отдаленным предком его был Евер, который происходил по прямой линии от Сима, сына Ноева. Происходя от такого рода и будучи прямым его представителем, Фарра крепко держался отеческих преданий: хранил не только истинную веру в Бога и связанное с ней обетование, но и все законы Ноевы. Неизвестно, что именно побудило его переселиться в Халдею; но, во всяком случае, известно, что он поселился в Уре и жил там значительное время. У него образовалось там собственное семейство, состоявшее из трех сыновей: Аврама, Нахора и Арана, которые в свою очередь поженились, и у последних двух были свои дети, а жена Аврама Сара (сестра ему по отцу, но не от родной матери) была бесплодна.

Положение этого семейства в идолопоклоннической стране, несомненно, было тяжелое. Кругом царило самое омерзительное идолослужение. Ур Халдейский был центром местного идолопоклонства и славился своими храмами идолам, среди которых самым почитаемым была луна. Все это тяготило благочестивое семейство Фарры, но различные связи со страной все-таки удерживали его.

Окружающая среда повлияла и на это благочестивое семейство: сам Фарра к концу жизни, по-видимому, поддался идолопоклонству (И. Нав. 24), и таким образом опасность угрожала вере даже и в этом благочестивом семействе. Тогда Господь определил взять из этого семейства человека, чтобы сделать его Своим избранным орудием в деле сохранения истинной религии в мире. Божий выбор пал на Аврама. Это был, несомненно, самый верующий и благочестивый член в семействе, и, по иудейскому преданию, он еще в детстве проявил необычайную преданность истинной религии, а из наблюдений за звездами пришел к выводу о существовании Единого Истинного Бога, Творца мира.

«И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего, и из дома отца твоего, (и иди) в землю, которую Я укажу тебе». Чтобы ободрить его в этом подвиге, Господь тотчас прибавил великое обетование: «И я произведу из тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение. И благословлю благословящих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные». Авраму было в это время семьдесят пять лет, он был человек женатый и, хотя не имел детей, все-таки уже вполне устроился а Халдее, поэтому, чтобы оставить все и идти в неизвестную землю, требовалась сильная вера в голос откровения. Но Аврам был силен верою, и, слыша такое великое обетование, выше которого в патриархальное время ничего и не могло быть, он «верою повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная куда идет» (Евр. 9:8).

Взяв свою жену и племянника Лота (оставшегося сиротой после своего отца Арана), свои стада и слуг, Аврам переправился на правый берег Евфрата и направился по сирийской пустыне в Дамаск, где нашел себе верного слугу Елеазара, и затем, перейдя реку Иордан, вступил в землю Ханаанскую и раскинул свой шатер у дубравы Море, близ Сихема. Там ему вторично явился Господь (Второе Богоявление) и подтвердил, что Он отдаст эту землю потомству Аврама, в память чего Аврам воздвиг там жертвенник Господу.

Местные жители (хананеи) не особенно дружелюбно встретили пришельца, пришедшего пользоваться их пастбищами, и поэтому Аврам вынужден был двинуться дальше на юг. Остановившись между Вефилем и Гаем, Аврам воздвиг еще жертвенник Господу. Эта гористая местность была безопасной от хананеев, занимавших более богатые пастбища на низменностях, но в то же время она была скудна для прокормления стад. Он поэтому двинулся еще дальше на юг, пока полный голод не вынудил его совсем оставить обетованную землю и идти в житницу древнего мира — Египет.

2. Аврам в Египте (Быт. 12:10-20)

Египет в это время находился уже на высокой ступени цивилизации. На берегах Нила возвышались величественные пирамиды и памятники, свидетельствовавшие об исторической древности страны. Неограниченный правитель (фараон) принимал от своего народа божеские почести, как прямой потомок богов. Науки и искусства процветали, и имелась уже значительная литература по разным отраслям знания, особенно по медицине. В больших богатых столицах и городах возвышались многочисленные храмы и обелиски, обложенные полированным гранитом, и повсюду можно было видеть множество сфинксов, всевозможных статуй и идолов — из камня, золота, серебра, бронзы и слоновой кости. Кругом кипела бойкая общественная жизнь. В качестве приближенных советников фараона выступали всевозможные жрецы и волхвы. Знатные вельможи жили в великолепных домах, наполненных слугами и рабами, и вся окружающая жизнь свидетельствовала о том, что Египет по справедливости заслужил название «страны чудес».

Аврам раньше немало наслышался о Египте и даже отчасти знаком был с характером правления и нравами страны, поэтому, вступая в нее, он нашел нужным принять некоторые предосторожности. Зная безграничный произвол и деспотический характер фараонов, он согласился с Сарой, чтобы она выдавала себя за его сестру, так как иначе в случае, если она понравится фараону, египтяне убьют ее мужа, что и действительно случалось, как показывают памятники древнего Египта.

Предосторожность оказалась не напрасной. Сара понравилась фараону и он взял ее в дом свой, а своего мнимого шурина наделил богатыми подарками — «мелким и крупным скотом, и ослами, и рабами, и рабынями, и лошаками, и верблюдами». Но «Господь поразил фараона тяжкими ударами за Сару жену Аврамову», так что он вынужден был возвратить ее мужу и велел им оставить его страну.





Дата публикования: 2014-10-14; Прочитано: 665 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...