Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Формы и методы выражения смысла Св. Писания



Смысл Священного Писания, т.е. те мысли, которые священные писатели, вдохновенные Св. Духом, излагали в письменах, выражается двояко: непосредственно через слова, посредственно – через лица, вещи, события и действия, описываемые словами. Поэтому различаются два главных вида смысла Священного Писания:

а) в первом случае – смысл словесный или буквальный;

б) во втором – смысл предметный или таинственный, духовный.

Священные писатели, выражая свои мысли через слова, употребляют их иногда в собственном, прямом значении. Так, например, слово «рука» по общепринятому словоупотреблению означает определенный член человеческого тела. Но когда псалмопевец Давид молится Господу: «Посли руку Твою с высоты» (Пс. 143, 7), то, очевидно, что здесь слово «рука» употреблено в смысле вообще помощи и защиты со стороны Господа, таким образом, первоначальное значение слова переносится на предмет духовный, высший, умопредставляемый.

Сообразно с таким употреблением слов и буквальный смысл Св. Писания подразделяется на два вида:

а) смысл собственный или буквальный;

б) несобственный или буквально-переносимый смысл.

Так, например, в книге Бытия (гл. 1, с. 8-10) слово «вода» употребляется в собственном, буквальном смысле: «И сказал Бог да соберется вода..., а собрание вод назвал морями», а в псалме 68 (стр. 2): «Спаси меня, Боже, ибо воды дошли до души (моей)» – в переносном смысле скорбей и бедствий.

Далее, в книге Чисел (гл. 6, стих 3-й) под именем вина разумеется охмеляющий напиток, сделанный из винограда, а в устах Христа Спасителя (Мк. 2, 22) «вино новое» означает новозаветное учение. Вообще же, Св. Писание употребляет слова в переносном смысле, когда говорит о предметах духовных, умопредставляемых, например, о Боге, Его действиях, и т.п.

Когда мысли в Священном Писании выражаются не через слова непосредственно, а через лица, вещи, действия и события, описываемые словами, тогда является таинственный смысл Св. Писания, который подразделяется на следующие виды: прообраз, притча, аполог, видение и символ.

а) Прообразом называется такой вид таинственного смысла Св. Писания, когда священные писатели сообщают понятие о каких-нибудь высших предметах через действительные церковно-исторические лица, вещи, события и действия. Так, например, ветхозаветные писатели, повествуя о различных событиях Церкви Ветхозаветной, очень часто под ними разумеют и раскрывают через них отдаленные события Церкви Новозаветной. В этом случае прообраз есть заключенное в лицах, событиях, вещах и действиях Ветхого Завета предызображение того, что относится к Новому Завету, что потом исполнилось во Христе Спасителе и основанной Им Церкви. По словам апостола Павла (Евр. 10, 1), весь Ветхий Завет был прообразом Нового Завета или, как говорит Апостол, тенью грядущих новозаветных благ.

б) Когда священные писатели, чтобы выяснить те или другие мысли, употребляют для этого лица и события, хотя и не исторические, но вполне возможные, заимствованные обычно из обыденной действительности – в этом случае таинственный смысл Свящ. Писания называется притчевым или просто притчей. Притча – это иносказание. Свое учение Господь наш Иисус Христос часто излагал притчами. Такой способ изложения духовных истин был доступен простому народу.

в) Когда, для выявления какой-нибудь мысли, животным и даже предметам неодушевленным приписываются свойства и действия человеческие, то в этом случае таинственный смысл Св. Писания носит название аполога. Из ветхозаветных апологов можно указать на аполог, заключающийся в книге Судей (гл. 9, ст. 8-16). Здесь деревьям священный автор приписывает свойства человеческие, так что деревья могут и мыслить и говорить, как люди. Все это он делает для того, чтобы раскрыть глубокую нравственную истину.

г) Когда мысли Священного Писания раскрываются через особенные фразы и картины, которые Господь показывал некоторым людям, находящимся при этом, обыкновенно в особом мистическом состоянии, во сне или наяву, тогда таинственный смысл Священного Писания называется видением. Так, например, патриарх Иаков видит во сне таинственную лестницу, соединяющую небо и землю (Быт. 24:11-17). Лестница Иакова явилась прообразом Божией Матери. Само же видение показывает, что Господь всегда промышляет о людях через посредство Своих ангелов, а когда исполнились времена, Он Сам сошел к людям, воплотившись через Св. Деву Марию. Пророк Иезекииль (гл. 38) видит поле, усеянное сухими человеческими костями. Эти кости, повинуясь слову Господа, соединяются вместе, облекаются плотью и кожей, им дается дух животворящий, и они делаются живыми людьми. По слову Самого Бога, видение это означало политическое восстановление израильского народа, томившегося в вавилонском плену и потерявшего надежду на возвращение самостоятельности. По толкованию свв. отцов это видение также указывало на грядущее всеобщее воскресение мертвых.

д) Таинственный смысл Священного Писания называется символом, когда мысли Св. Писания раскрываются через особенные внешние действия, которые по повелению Господа совершались Его избранниками. Так, пророк Исаия, по повелению Господа, три года ходит наг и бос в предзнаменование грядущих бедствий египтянам и эфиоплянам, когда царь ассирийский отведет их в плен нагими и босыми (Ис. 20); пророк Иеремия в присутствии старейшин разбивает глиняный сосуд в знак разрушения Иерусалима халдеями (Иер. 19).





Дата публикования: 2014-10-14; Прочитано: 866 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...