Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Способы уяснения смысла Св. Писания



Толкуя Св. Писание, надо всегда помнить, что мы должны думать так, как говорит Священное Писание, но не заставлять его говорить так, как мы думаем.

Способами уяснения и изъяснения смысла Св. Писания называются приемы, при помощи которых мы открываем подлинный смысл данного текста.

Подлинный смысл Св. Писания можно находить:

Способы нахождения подлинного смысла Св. Писания посредством самого же Писания следующие:

а) рассмотрение данного места в контексте есть такой способ, при котором изъясняемое место берется в связи и предыдущими или последующими словами, или с теми и другими вместе. Этот способ важен тем, что он предотвращает толкователя от всегда возможного увлечения и произвола навязать словам Св. Писания такое значение, какого сам писатель вовсе не хотел давать им;

б) снесение параллельных мест есть такой способ, по которому данное изъясняемое место Св. Писания сносится с другими, сходными с ним местами Священного Писания. Следовательно, параллелизмом называется сходство по мысли, по словесному выражению двух или нескольких мест Св. Писания

Как контекст, так и параллелизм объясняют слова Св. Писания самим же Писанием. Но способ параллелизма обширнее способа контекста. При помощи контекста изъяснения Св. Писания простираются только на предыдущие и последующие слова одной и той же книги или главы, и притом, когда они находятся в логической связи. Способ параллелизма обширнее тем, что он простирается на все книги Св. Писания. Значение этого способа состоит в том, что непонятные выражения одного места соотносятся с более ясными и определенными, тождественными или сходными выражениями и мыслями других мест Св. Писания;

в) определение смысла слов по словоупотреблению и согласованию с целью есть такой способ, благодаря которому известным словам и выражениям Св. Писания придается такое значение, какое придавал им сам писатель, т.е. какое свойственно языку и обычному употреблению этих слов и в ту эпоху, в какой жил писатель. Не все священные писатели одним и тем же словам и выражениям придают всегда одно и то же значение, один смысл. У священных писателей, разделенных особенно значительным промежутком времени и важными историческими событиями, мы можем замечать и различие в словоупотреблении. Это различие наблюдается, например, у ветхозаветных священных писателей, живших до плена вавилонского, и у послепленных священных писателей. Это различие наблюдается у священных писателей ветхозаветных с новозаветными.

Словам и выражениям священных писателей нужно придавать такой смысл и значение, какие свойственны именно их языку и способу выражения, применяя при этом контекст и параллелизм.

2. Следующие способы – это выявление подлинного смысла Св. Писания при помощи разных вспомогательных источников.

К этим способам относятся:

а) обращение к подлинникам и древнейшим переводам Св. Писания;

б) обращение к толкованиям древних иудейских и христианских толковников (и святоотеческим творениям);

в) обращение к данным разных наук.

Способ обращения к подлинникам и переводам Св. Писания при изъяснении текста состоит в снесении отрывка русского текста с текстом подлинника и с другими переводами. При этом имеется в виду не одно только уяснение текста через сравнение чтений на разных языках, но и определение подлинности смысла данного места Св. Писания.

Для уяснения правильного смысла Св. Писания очень важно обращаться к древним толковникам, особенно же к свв. отцам. Многие благочестивые ученые, как иудейские, так и христианские, в продолжение многих веков посвящали себя изучению Св. Писания. Их труды, сохранившиеся до наших дней, составляют богатый материал, в котором можно найти сведения по Св. Писанию. Драгоценность их в том, что они основываются не только на научном исследовании Слова Божия, но и на Св. Предании, идущем от самих святых апостолов. Такими толковниками Св. Писания являются св. Ефрем Сирин, блаж. Иероним, св. Иоанн Златоуст, св. Василий Великий и др.

Обращение к данным разных наук, как, например, истории, географии, археологии, сфрагистике, нумизматике, лингвистике, философии и других, также способствует лучшему уяснению смысла Св. Писания. Главным руководительным началом изъяснения Св. Писания является Церковь. Решающий голос в этом вопросе принадлежит св. Церкви, потому что она является истинной хранительницей Св. Предания и Вселенской учительницей веры и благочестия. Этот голос принадлежит Церкви не только относительно правильного и непогрешимого понятия истин, содержащихся в Писании, но и по отношению к подлинности, каноническому достоинству и богодухновенности книг Св. Писания.

Источниками, в которых содержится этот решающий голос Церкви, являются:

а) древние Символы и Символ веры Никео-Цареградский;

б) вероопределения Вселенских и Поместных соборов;

в) творения св. отцов и учителей Церкви;

г) церковные службы и песнопения;

д) соборы Поместных Церквей.

7. Библейская история – понятие о науке

Священная Библейская история по праву должна занимать первое место среди исторических наук, так как она является неисчерпаемым источником нравственного и высшего исторического воспитания для каждого более или менее способного к серьезной умственной жизни человека.

Если любая история является воспитательницей ума и сердца и учительницей мудрости, то Священная Библейская история в этом отношении стоит выше всех других историй, потому что ее предметом являются глубинные основы человеческого духа, в ней раскрываются глубочайшие законы всемирно-исторического развития. Она ясно показывает, что в истории народов нет ничего случайного и произвольного, что всякая попытка «делать историю» бессмысленна и вредна, потому что все ждет и требует «исполнения времен», а времена эти нельзя ни приблизить, ни отдалить.

Священная Библейская история ярко и поучительно раскрывает тайну домостроительства Божия, которая заключается в спасении отпавшего от Бога человека. Идея спасения человеческого рода является главной идеей всей Библейской истории. Она показывает, как на протяжении тысячелетий идет упорная борьба сил добра со злом за человеческие души. Выражаясь словами Ф. М. Достоевского, можно так охарактеризовать все содержание Священной Библейской истории: «Там Бог борется с диаволом, а поле борьбы – сердца человеческие».

Центром Библейской истории, к которому сходились все исторические пути в прошлом и от которого они расходятся в грядущее будущее, является Голгофа, увенчанная Крестом Господа нашего Иисуса Христа. Христос есть начало и конец, альфа и омега всей истории спасения человеческого рода. Но, говоря о главной идее священной истории, надо всегда помнить, что библейские сказания не являются, как это утверждают скептики, какой-то фантазией человеческого религиозного ума, не имеющей ничего сходного с историческим прошлым. Священная история описывает реальные события, которые имели и имеют место в истории человеческого рода. Об этом свидетельствует не только верующее человеческое сердце, но и современная историческая наука.

В исторической науке в настоящее время совершается необычное движение, благодаря тем изумительным открытиям, которые делаются на пепелище исторической жизни древних народов Ближнего Востока. С того часа, когда историки, не ограничиваясь пером, начали раскапывать мусор развалин в долинах Нила, Тигра и Евфрата, а также и в других районах исторического Востока, перед взором исследователей открылся целый мир нового исторического знания. Страницы истории древних народов чрезвычайно оживились и расширились, открыто было даже существование новых совершенно неизвестных до этого народов и государств, знание о которых пролило новый свет на всю судьбу древнего человечества.

Из-под песков пустыни археологи извлекали на поверхность замечательные памятники забытых культур – святилища и гробницы фараонов, а также руины храмов и царских дворцов Хорсабада, Ниневии, Вавилона, Ура, Угарита и многих других древних городов Месопотамии и Сирии. В раскопках найдено бесчисленное количество письменных документов, целые огромные библиотеки и архивы. Так, например, в руинах дворца ассирийского царя Ашшурбанипала в Ниневии сохранилось 30 тысяч глиняных табличек с клинописными текстами: здесь и дипломатическая переписка, трактаты, молитвы, литературные памятники и религиозные мифы минувших веков, в том числе эпос о Гильгамеше, содержащий рассказ о Всемирном потопе.

В середине XIX века археологические раскопки начались также и в Палестине. Уже обнаружено большинство городов, названия которых мы ранее знали только из Библии. Благодаря стараниям археологов на поверхность земли явились остатки зданий времен Саула, Давида, Соломона, а также следы опустошительных вторжений в Палестину арамейцев, ассирийцев и халдеев.

Все эти необычайные археологические открытия нам дороги тем, что они находятся в ближайшем соотношении с Библейской историей и не только проливают уясняяют часто самые трудные ее страницы, но и дают чудесное подтверждение многих библейских событий и фактов, которые до этого могли подвергаться критике скептицизма. Все это говорит о том, что наша вера в истинность библейских сказаний не слепая и подтверждается множеством археологических находок.





Дата публикования: 2014-10-14; Прочитано: 833 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...