![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
3.1. Право в контексте постиндустриального общества. Содержание и функции права как социального феномена в значительной мере определяются как экономической структурой общества, о чем писал еще Маркс, так и господствующей в обществе культурой, как отмечал Макс Вебер. Между правом, экономикой и культурой существуют сложные связи и взаимовлияние, позволяющие нам говорить о диффузии, взаимопроникновении этих трех элементов социального бытия.
Вполне очевидно, что для традиционного, аграрного общества, в котором главным сектором экономики является сельское хозяйство, будет характерным один вид права, а для индустриального общества — другой.
Многие гражданские кодексы европейских государств были разработаны еще в эпоху доиндустриального или индустриального общества, что и предопределило их содержание и стиль регулирования частноправовых отношений, свойственный культуре модерна.
Как известно, для индустриального общества, культуры модерна (как культурной парадигмы индустриального общества) и его права характерны такие черты, как стремление к определенности в ущерб гибкости норм права, ригидность, иерархичность, а также стремление к широкой унификации и стандартизации. В индустриальном обществе право подчинено задачам массового производства, а социальные связи в таком обществе строятся по принципу жестких иерархических связей в рамках одного большого завода, что часто вело к авторитарности в сфере управления. Отсюда в праве индустриального общества мы видим преобладание абстрактной нормы над конкретикой ситуации. Для индустриального общества и его культуры модерна наиболее адекватной фи-лософско-правовой формой выступает позитивизм, что ведет к правовому формализму и догматизму. Такая разновидность по-
зитивизма, как нормативизм вообще элиминирует человека из правопорядка и правосознания, ставя на его место пустую абстракцию, состоящую из бессодержательных норм.
Однако в настоящее время современный мир переживает мощный, можно даже сказать тектонический сдвиг в сфере экономики и культуры, связанный с переходом от индустриального общества к постиндустриальному, от культуры модернити к культуре постмодерна, что не может не повлиять на содержание современного права.
В чем проявляются основные характеристики постиндустриализма и постмодернизма?
Пожалуй, главной отличительной чертой постиндустриального общества является то, что в нем роль главной производительной силы отводится знаниям, информации, создание которых по определению связано со свободой и творчеством. Именно поэтому этот исторический тип общества иногда называют информационным обществом. В рамках постиндустриального общества происходит переход от массового производства к гибкому производству, сориентированному на индивидуальные потребности и даже капризы потребителя; а в организационно-структурном плане происходит переход от крупной иерархической структуры компаний к сети мелких динамичных предприятий. В общем, все больше учитываются частности и детали, значение которых постоянно растет.
Один из ведущих теоретиков постиндустриального общества Олвин Тоффлер говорит в этой связи о процессе социальной дестан-дартизации, связанной с тем, что социум устремлен к фрагментации, а не к единству, к рассредоточению власти, а не к ее дальнейшей концентрации. «Мы движемся, — пишет Тоффлер, — от массовой фабричной системы в направлении «кустарного» производства, «штучного» интеллектуального труда, в основе которых лежат информация и супертехнологии; конечным продуктом этого движения будут не миллионы стандартизованных законченных изделий, а индивидуализированные товары и услуги»1.
Аналогичным образом, считает Тоффлер, в постиндустриальном обществе меняется процесс принятия экономических, политических и правовых решений. Такие решения, подобно товарам и услугам, не стандартны, а индивидуальны.
Все это не могло не отразиться на системе права. Если в индустриальном обществе с помощью механизмов права стремились к максимальной стандартизации в регулировании социальных отношений и универсализации норм права, имевших общий характер, то в новых условиях становится очевидным, что общие нормы позитивного права не в состоянии учесть специфику конкретного
1 Тоффлер О. Адаптивная корпорация // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под редакцией В.Л. Иноземцева. — М.: Аса-demia, 1999. — С. 458.
случая, и что, чем дальше, тем больше, право во имя конкретной справедливости не может пренебрегать деталями. Жизнь стала настолько сложной и непредсказуемой, что нормы права в их нынешнем виде зачастую не способны осуществлять эффективную и справедливую регламентацию отношений в обществе. Особенности современной жизни, ее головокружительная динамика, требуют новых, более гибких средств и методов правового регулирования. В связи с этим в праве усиливается диспозитивное начало, появляется все больше «каучуковых норм» и растет удельный вес того, что именуется «мягким правом» (soft law). Юристы все чаще говорят, что для решения того или иного вопроса следует руководствоваться не столько нормой, сколько широким социально-экономическим контекстом конкретной ситуации с учетом всех ее особенностей («to look at the totality of circumstances»). С постмодернистской точки зрения для права актуален не нормативизм Кельзена, а «децизионизм» Карла Шмита, ставящий во главу угла не норму, а исключение и решение.
Ускорение темпов изменений в обществе означает, что правовая система все чаще сталкивается с потоком «разовых» проблем, требующих, в свою очередь, «разовых», т.е. нетипичных и нестандартных решений. Норма права, рассчитанная на определенную стабильность, предсказуемость и типичность решаемых задач, просто не срабатывает, поскольку ее применение может вести к несправедливому результату. В этих условиях нестабильности и непредсказуемости акцент должен делаться не столько на норме, сколько на решении, в связи с чем возрастает творческая роль суда, заметно напоминающая идею «свободного поиска права».
Провозвестник постмодерна Фридрих Ницше когда-то бросил эпатирующую фразу «жизнь выше морали», в которой был заключен особый смысл, понятный только сейчас. Это значит, что жизнь всегда сложнее и богаче безжизненных абстракций, она не укладывается в Прокрустово ложе норм морали и права. Сама жизнь настоятельно требует гибкой и быстрой реакции со стороны права, которую не может обеспечить позитивное право эпохи модерна. Если раньше сторонники «юриспруденции понятий» пытались подмять жизнь под жестко заданные понятия и формулы, то в наше время все больше юристов замечают неспособность юридических понятий охватить все многообразие жизни. Именно поэтому в континентальной системе права все больше проявляется интерес к судебному решению как источнику права.
Методологической основой постмодернистской науки и культуры является «методологический плюрализм» и даже то, что Пауль Фейерабенд именовал «методологическим анархизмом». Его методологическое кредо — все дозволено (anything goes!).
Если говорить в целом, то главным лозунгом права эпохи постмодерна является лозунг «единство в многообразии».
3.2. Международное частное право с точки зрения постмодерна. Рассмотрим теперь вопрос о том, каким видится международное частное право (МЧП) в контексте теории постмодерна.
Традиционный, позитивистский подход к МЧП состоит в том, что под ним понимается совокупность или система норм (коллизионных и унифицированных материальных частноправовых) национального права. Таким образом, большинство авторов утверждает национально-правовую природу МЧП.
Однако такой подход, по нашему мнению, неоправданно сужает сферу МЧП и в его основе лежит сугубо позитивистское представление о природе права в целом.
На самом деле, МЧП вполне оправдывает свое название и его следует рассматривать не как совокупность отдельных, достаточно обособленных систем национального права, а как комплексное многоуровневое явление, имеющее, однако, общее ядро, некий общий наименьший знаменатель, лежащий в основе всех национальных систем частного права. Наличие такого общего ядра обусловлено единством, взаимосвязанностью и взаимозависимостью международных частноправовых отношений и международной жизни в целом. В конечном счете, наличие этого общего ядра объясняется единством человечества как биологического вида, что, кстати говоря, составляет основу естественного права. В таком ракурсе национальные системы МЧП представляются в качестве различных ветвей прикрепленных к стволу единого древа глобального частного права.
Правильность такого подхода подтверждается историей европейского частного права, бывшего некогда единым jus commune europae, а также наличием общеправового фундамента в виде общих принципов права и принципов естественного права.
Из каких же элементов слагается современное, точнее даже «пост-современное» МЧП?
Поскольку существует четыре системы права (национальное право, международное (межгосударственное) право, наднациональное право и транснациональное право) мы вправе предложить следующую структуру пост-современного МЧП в широком смысле: 1) национальное МЧП; 2) межгосударственное частное право; 3) транснациональное частное право; 3) наднациональное частное право.
Основная масса работ в области МЧП посвящена как раз национальному МЧП. Однако авторы, утверждающие МЧП исключительно как часть национального частного права, тем не менее, вынуждены признавать его тесную связь с международным (публичным) правом, которая проявляется, в частности, в том, что ряд норм национального МЧП обязаны своим происхождением международным договорам.
Кроме того, МЧП и международное право покоятся на некоем общем основании. Как писал в этой связи классик советского МЧП Л.А. Лунц: « Отграничение международного частного права от меж-
дународного публичного права не носит абсолютного характера. Тесная связь международного частного и публичного права явствует из того, что в международном частном праве речь идет хотя и не о межгосударственных отношениях, но все же о таких отношениях, которые вытекают из международной жизни. Отсюда ряд основных начал международного публичного права имеет определяющее значение и для международного частного права»1.
Одним из таких общепризнанных начал МЧП, вытекающих из основных принципов международного права, Л.А. Лунц считал принцип национального режима для иностранцев.
Некоторые отрасли международного права особенно тесно связаны с МЧП. Речь идет в первую очередь о такой отрасли, как международное экономическое право и его подотрасли — международное торговое право.
Как полагают некоторые авторы: «В широком смысле международное экономическое право — это совокупность норм, регулирующих экономические операции любого рода, при условии, что эти операции выходят за пределы правовой системы одного государства. Исходя из такого понимания, сделка международной купли-продажи между лицами, местопребывание которых находится в разных государствах, должна регулироваться международным экономическим правом»2.
Связь, существующая между МЧП и международным правом, явствует и из того, что некоторые международно-правовые обычаи считаются источниками МЧП. К числу принципов МЧП, проистекающих из международно-правовых обычаев, относятся, в частности, такие, как принцип «равный над равными не имеет юрисдикции» и принцип недискриминации иностранных граждан3.
3.3. Является ли международное частное право частью национального права? Чем же сторонники национально-правовой природы МЧП обосновывают его как часть национального права?
Пожалуй, главным аргументом в пользу того, что МЧП входит в систему внутреннего (национального) права государства является то, что «это жестко предопределяется предметом правового регулирования — частноправовыми отношениями», поскольку МЧП «регулирует отношения между такими субъектами (физические и юридические лица), которые находятся под верховенством государства и, следовательно, под действием его внутреннего права»4.
1 Лунц Л.А. Курс международного частного права: В 3 т. — М.: Спарк,
2002.—С. 47-48.
2 Карро Д., Жюйар П. Международное экономическое право. — М.,
2002.—С. 4.
3 Там же. — С. 112.
4 Международное частное право: Учебник / Под ред. Г.К. Дмитрие
вой. — М.: «Проспект», 2000. — С. 37-38.
Иными словами, здесь имеется в виду позитивистская точка зрения, согласно которой физические и юридические лица являются исключительными субъектами национального права и на них не распространяется действие международного права. Однако, во-первых, далеко не все авторы отрицают международную правосубъектность индивидов и юридических лиц; во-вторых, сторонники ряда направлений в международном праве (например, соли-даризма, естественно-правовой школы международного права и даже нормативизма) рассматривают международное право в широком смысле как единую систему, куда помимо международного публичного права входит и МЧП; в-третьих, даже среди сторонников современного позитивизма все более признается тенденция повышения роли и значения индивида и его статуса в международном праве.
Итак, тезис о национально-правовой природе МЧП не столь убедителен, как его стараются представить сторонники ортодоксального позитивизма.
3.4. Международное частное право как глобальное частное право. По-видимому, исторически МЧП сохраняло свою национально-правовую природу до тех пор, пока национальное государство могло эффективно контролировать экономическую жизнь на своей территории и пока национальная экономика обладала достаточной автономией по отношению к мировой экономики. Однако по мере интернационализации экономических отношений и в связи с укреплением мирового рынка произошло изменение природы МЧП, которое неуклонно теряло свой сугубо национальный характер и с течением времени в нем усиливался международный, можно даже сказать глобальный элемент. По существу, современное национальное право, так или иначе, имеет дело с отношениями, содержащими иностранный элемент и выходящими за рамки национально-правового регулирования. Для иллюстрации этого тезиса приведем следующий пример, на который указывает американский юрист Роберт Райх в своей книге «Труд наций. Готовясь к капитализму XXI века». В этой книге Райх пишет: «Когда американец, например, покупает у фирмы «Дженерал моторе» понтиак «Le Mans», он, сам того не подозревая, заключает международную сделку. Из 10 тыс. долл., выплаченных им «Дженерал моторе», около 3 тыс. долл. идет в Южную Корею в качестве оплаты за затраченный труд и сборочные операции, 1750 долл. — Японии за отдельные агрегаты (двигатель, ведущий мост, электроника), 750 долл. — Западной Германии за разработку внешнего вида и изготовление чертежей, 400 долл. — Тайваню, Сингапуру и Японии за отдельные второстепенные детали, 250 долл. — Великобритании за услуги по рекламе и маркетингу, а около 50 долл. — Ирландии и Барбадосу за обработку данных. Остальную сумму, составляю-
щую менее 4 тыс. долл., получают разработчики стратегии в Детройте, адвокаты и банкиры в Нью-Йорке, лоббисты в Вашингтоне, работники страховых служб и сферы здравоохранения, а также акционеры «Дженерал моторе». Большинство из них проживает в Соединенных Штатах, однако при этом все чаще и чаще держателями акций этой компании оказываются жители иностранных государств»1.
Этот пример наглядно иллюстрирует тезис о том, что с экономической точки зрения торговля имеет все более ярко выраженный международный характер, и что в большинстве случаев она утратила форму сделок между покупателями из одной страны и продавцами из другой. Как отмечает Райх, теперь торговля все больше ведется людьми, объединенными единой структурой, которые, как правило, проводят друг с другом различные трансграничные операции2. Такого рода трансграничные сделки могут осуществляться в рамках многонациональной корпорации и в настоящее время занимают основное место в торговле между развитыми государствами. Все это является примером возникновения глобальной экономики и рынка, что, в свою очередь, является объективной предпосылкой для формирования глобального частного права, без наличия которого довольно сложно добиться эффективного функционирования глобальной системы торгово-экономических связей. К тому же, укрепление глобального частного права способствует существенному сокращению расходов предпринимателей, связанных с юридическим обеспечением их операций.
Решающее влияние на развитие МЧП оказывает даже не государство, а объективная реальность в виде нужд международного коммерческого оборота и интересов вовлеченных в него предпринимателей. Образно говоря, МЧП, подобно руслу реки, проходит в том направлении, в каком движется мощный поток международных торгово-экономических отношений.
Национальное МЧП имело смысл до тех пор, пока международные связи и контакты между людьми (в силу неразвитости средств коммуникации) оставались исключением, однако в современных условиях, когда перемещение людей, товаров и услуг по миру становится обыденностью, исключительно национальное МЧП теряет смысл, а на его место приходит идея глобального частного права.
Развитие глобального частного права подчинено фундаментальному принципу, лежащему в основе внешнеэкономической политики и международного экономического права, — принципу свободы мировой торговли. Его главными тенденциями развития являются, с одной стороны, тенденция к унификации и созданию
1 Роберт Райх. Труд наций. Готовясь к капитализму XXI века // Но
вая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под редакцией
В.Л. Иноземцева. — М.: Academia, 1999. — С. 512-513.
2 Там же. — С. 513.
единой, универсальной системы норм, регулирующих трансграничные торгово-экономические связи, а также, с другой стороны, тенденция к большей свободе контрагентов при выборе средств правового регулирования своих взаимоотношений. Пост-современное глобальное частное право зиждется на гибких принципах, а также является плюралистическим правом.
Основная цель нового МЧП — достижение справедливого решения — настоятельно диктует переход от жестких коллизионных норм к решениям ad hoc на основе использования коллизионной методологии и общих принципов права.
Собственного говоря, новейшие кодификации МЧП уже учитывают эту тенденцию, поскольку в их основе находится принцип наиболее тесной связи, предоставляющей судье значительную свободу усмотрения при решении коллизионных проблем.
В таком виде пост-современное МЧП играет роль своеобразного ледокола постмодернизации частного права, в фарватере которого идут национальные системы частного права, вынужденные искать адекватный ответ на вызовы эпохи постиндустриального общества.
Дата публикования: 2014-10-23; Прочитано: 496 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!