Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Учебные пособия хорошо ориентируют студента в сложных вопросах ритмической упорядоченности художественной речи - прозаической и стихотворной. Как и в предыдущих разделах курса, важно учитывать общее определение основного изучаемого понятия «ритм» и его специфику в словесном искусстве, в художественной форме. Ритм имеет преимущественно экспрессивное и эстетическое значение. Как и иные средства речевой выразительности, он возникает за счет ресурсов национального языка. Однако в отличие от других средств, ритм в основном культивируется поэзией, обусловлен повышенной эмоциональностью ее речи. Не всякая ритмическая речь поэтична. Как писал Белинский, диссертация, даже если она изложена стихами, - не поэзия. Ритм в поэзии обусловлен общими специфическими художественными свойствами ее содержания и формы.
Для понимания стихотворной речи центральное понятие - стихотворная строка с присущим ей константным ударением и паузой, отделяющей её от следующей строки (такое окончание носит название клаузулы).
Следует отметить, что стихотворная строка («стих») является ритмической единицей в любой системе стихосложения. Различия же самих систем стихосложения (тонической, силлабической и силлабо-тонической) обусловлено тем, как ритмически организована сама строка, точнее - её корпус.
Существенно также обратить внимание на связь систем стихосложения с особенностями национального языка. Об этом убедительно говорит сопоставление метрического стихосложения (основанного на чередовании кратких и долгих слогов) в древнегреческой поэзии с русским силлабо-тоническим стихосложением (основанным на чередовании ударных и безударных слогов), а также русской силлабики с польской и французской.
Между учебными пособиями Тимофеева, Абрамовича, Поспелова нет принципиальных различий в освещении проблем стихосложения, можно пользоваться любым, важно научиться ориентироваться в главных особенностях стиха. Для этого надо как можно больше тренироваться в определении стихотворных размеров, используя такой удобный приём, как скандирование стихов. Учитывая, что в стихе часто встречаются облегченные и утяжелённые стопы, разнообразящие звучание стихотворных строк, мы не рекомендуем опираться на цифровые обозначение ударных слогов.
Часто студенты путают такие определения, как белый, вольный и свободный стих. Следует также уяснить различия между точной и неточной, богатой и бедной рифмой, хорошо выучить системы рифмовки, виды строф, разобраться в явлениях аллитерации и ассонанса.
Стихотворная речь представляет собой разновидность художественной речи. Стих появился раньше прозы. Стихами написано огромное количество выдающихся произведений, которые оказывают глубокое воздействие на сознание читателей. О роли поэзии в жизни человечества хорошо сказал Л.Арагон: «До сих пор еще находятся люди, которые считают, что стихами пишут то, что не заслуживает изложения в прозе. Я же думаю наоборот, что есть мысли, для выражения которых у прозы недостает средств, и тогда нужна помощь стиха.
Поэзия - это мысль человеческая, достигающая величайшей силы, и стих помогает выразить эту мысль не только собственными силами поэта, но и всем опытом народа, его языка, всей национальной традицией».
Существует специальная наука о стихе, которая называется стиховедением. Русское стиховедение представлено трудами многих выдающихся ученых, начиная от В.Тредиаковского и М.Ломоносова и заканчивая В.Жирмунским и М.Гаспаровым.
Слово стих в научной литературе встречается в трех значениях: стих-строка, стих- стихотворение, стих - система стихосложения.
Дата публикования: 2014-10-20; Прочитано: 4277 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!