Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
В мировой поэзии существует четыре системы стихосложения: метрическая, тоническая, силлабическая и силлабо-тоническая. Различаются они способом создания ритма внутри строки, а эти способы зависят от фонетических особенностей языка.
1. Метрическая или античная система характерна для древнегреческого и древнеримского языков, в которых были долгие и краткие гласные. Ритм в строке создавался повторением стоп, состоящих из равного количества долгих и кратких слогов. Стопы были разные и могли включать от двух до четырех слогов.
Двухсложные стопы – хорей или трохей (–U), ямб (U–), спондей (- -), пиррихий (U U);
трехсложные - дактиль (–U U), амфибрахий (U – U), анапест (U U –), бакхий - - U), антибакхий (U - -), амфимакр (– U –), моллос (---).
Четырехсложных стоп было 17 видов, перечислять их нет необходимости.
Наиболее популярным размером в античной поэзии был гекзаметр - шестистопный дактиль с неполной последней стопой и цезурой посередине:
- U U | - U U | - || U U | - U U | - U U | - U
Гекзаметром написаны «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Энеида» Вергилия. Часто в сочетании с гекзаметром использовался пентаметр, состоявший из пяти стоп:
- U U | - U U | - || - U U | - U U | -
Античные стихи не читались, а пелись и не имели рифм.
Метрическая система характерна для некоторых современных языков, в частности арабского. В начале XVII века известный русский ученый Мелетий Смотрицкий (1578 -1633), автор первой грамматики русского языка, сделал попытку применить эту систему к русской поэзии, однако из этого ничего не вышло, так как огга не соответствовала звуковым особенностям русской речи.
2. Тоническая система (от гр. tonos – ударение) основана на чередовании ударений в строке, создающих ритм. Она характерна для языков, в которых ударные слоги качественно отличаются от безударных, а ударения не имеют постоянного места в слове. К ним относятся русский, украинский, немецкий и некоторые другие языки. Как известно, ударения бывают трех видов: грамматическое выделение голосом гласного звука в слове (вода), логическое выделение голосом определенного слова в предложении и ритмическое - выделение голосом определенных речевых единиц, придающих речи музыкально-ритмический характер.
Тоническая система с древних времен утвердилась в народной поэзии.
Как во славном | городе | во Киеве,
У ласкового | князя | Володимира...
Былина напевалась под аккомпанемент гуслей, и в строке отчетливо видны три ритмические ударения. Кстати, в литературе принято обозначать только ударные слоги, однако такое обозначеггие не всегда правильно передает ритмическую структуру стиха. Ритмическое ударение часто охватывает несколько слов, в каждом из которых есть свое ударение. Поэтому предлагаемое нами обозначение представляется более точным:
___ /__ _/__ /_ ___ /___
Не шуми, мати зеленая дубровушка,
____ /__ ___ /_........ / I..
Не мешай мне, добру молодцу, думу думати.
Итак, тоническая система характеризуется:
а) правильным чередованием ритмических ударений;
б) количество безударных слогов - произвольно;
в) в народном стихе часто повторяются служебные слова, имеет место
перенос грамматических ударений, что вызывалось музыкально-ритмическим
строем стиха.
Тонический стих оказал огромное влияние на развитие русскою стихосложения. Это объясняется тем, что он соответствовал фонетическим особенностям русского языка. Тоническим стихом написаны многие произведения А.Пушкина (сказки), М.Лермонтова («Песня про купца Калашникова»), Н.Некрасова, А.Кольцова и других. Он явился основой стиха В.Маяковского.
3. Силлабическая система (от гр. syllable – слог) основана на повторении равного количества слогов с строке. Она характерна дня тех языков, в которых гласные звуки произносятся полнозвучно и между ударными и безударными нет большой разницы, а слова имеют постоянное ударение. К таким языкам относятся польский, чешский, итальянский, французский.
В начале XVII века силлабическая система из Польши через Украину пришла в русскую поэзию и стала господствующей в ней до середины XVIII века. Для иллюстрации приведем отрывок из сатиры А.Кантемира.
Главно воспитания || в том состоит дело,
Чтоб сердце, страсти изгнав, || младепчее зрело.
В добрых нравах утвердить, || чтоб чрез то полезен
Сын твой был отечеству, || меж людьми любезен.
Особенности силлабическою стиха:
1) равное количество слогов в строках (здесь 13);
2) парная рифма;
3) женская рифма;
4) цезура - пауза в середине строк.
Требует пояснения женская рифма. Подробно об этом речь пойдет позже, а сейчас отметим, что по месту ударений в конце строк рифмы делятся на мужские (ударение на последнем слоге), женские (ударение на втором слоге от конца), дактилические (третий слог от конца), гипердактилические (все другие). В русском стихе женская рифма оказалась обязательной (вопреки здравому смыслу!) потому, что силлабический стих пришел из Польши, а в польском языке в словах ударение всегда стоит на втором слоге от конца (Адам – Адама).
Силлабический стих оказался чуждым русской речи, тяжелым и неуклюжим. Вот почему необходима была реформа. Её осуществили выдающиеся ученые-филологи и поэты В.Тредиаковский и М.Ломоносов, которые открыли силлабо-тоническую систему, основанную на правильном чередовании ударных и безударных слогов.
В 1735 году В.Тредиаковский издал трактат «Новый и краткий способ к сложению стихов российских», положивший начало новой эре в истории русской поэзии. Автор правильно утверждал, что «способ сложения стихов весьма есть различный по различию языков». Для русского языка, писал он, совершенно не подходит метрическая система, которую хотел привить Мелетий Смотрицкий. Правильнее поступали те, кто строил стих по польскому образцу, то есть по силлабическому принципу. Однако силлабические стихи, сделал он вывод, являются не столько стихами, сколько прозой. Глубоко изучив народную поэзию, Тредиаковский пришел к выводу, что в русском стихе должны чередоваться сочетания ударных и безударных слогов, которые он назвал стопами. Правда, рекомендации ученого были половинчатыми. Он считал, что стопы должны быть только двухсложные (хорей и ямб), что стопы могут быть только в длинных строках, и что рифма должна быть только женской.
В 1739 году М.Ломоносов прислал в Русскую академию из-за границы (в это время он обучался в Марбургском университете Германии) оду «На взятие Хотина» и приложил к ней «Письмо о правилах российского стихотворства», которое вошло в историю науки о литературе как один из выдающихся трудов.
Ломоносов половинчатое преобразование Тредиаковского довел до его логического завершения. Он доказал, что русскому стиху присущи не только двухсложные стопы, но и трехсложные, и отверг вывод Тредиаковского о том, что стонами могут писаться только длинные стихи, и что рифмы должны быть только женскими. В качестве образца новой системы стихосложения он приложил к письму оду «На взятие Хотина», которая написана ямбом и начиналась так:
Любовь России, страх врагов.
Страны полночной героиня.
Седми пространных морь, брегов
Надежда, радость и богиня.
В.Белинский считал, что с этой оды начинается новая русская поэзия.
4. Силлабо-тоническая система. В ней ритм создается повторением стоп, состоящих из равного количества ударных и безударных слогов. Стопы бывают двухсложные и трехсложные.
Двухсложные:
хорей (/ U):
/ U /U /U /U
Буря | мглою | небо | кроет|
ямб (U /):
U / U/ U/ U/ U
Люблю | тебя, | Петра | творень|е,
Трехсложные:
дактиль (/ UU):
/ U U / U U / U U / U U
Тучки нe|бесные, | вечные | странники |
амфибрахий (U / U):
U / U U / U U /U
Не ветер | бушует | над бором |
aнапест (U U /):
U U / U U / U U / U U /
Раз я ви|дел сюда | мужики | подошли |
Самый распространенный размер - ямб. Согласно подсчетам исследователей, более 90 % стихов написано ямбом. Однако это не свидетельствует об однообразии тональности стихов. Большое значение имеет количество стоп в строке. Так, 4-cтопный ямб в стихотворении Пушкина «К Чаадаеву» создает впечатление монолога, 6-стопный ямб в стихотворении «Памятник»-размышления. Повествовательную интонацию стиху придает разностопный басенный стих. Например:
U / U U / U
Проказ|ница| - Мартыш|ка,
U /
Осёл,
U /
Козёл
U / U / U / U
Да ко|сола|пый Миш|кА
U / U U / U /
Зате|яли | сыграть | квартет|.
Такой стих называют еще вольным стихом.
Следует отметить, что чистых ямбов и хореев в стихах не бывает. Иногда в стопах оба слога безударные (U U) или имеют два ударения (/ /). Первую называют пиррихием (она встречается чаще), вторую - спондеем.
Дата публикования: 2014-10-20; Прочитано: 13709 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!