Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные виды фигур



1. Повторение - повторение слова или группы слов с целью придать им особое значение.

Я люблю тебя, жизнь,

Что само по себе и не ново.

Я люблю тебя, жизнь,

Я люблю тебя снова и снова.

(К.Ваншенкин)

Повторение слов в начале строк (как в этом примере) называется анафорой, а в конце - эпифорой.

В устной народной поэзии встречаются синонимические повторения: черным-черно, гулять-погуливать.

2. Градации (от лат. gradatio постепенное повышение) - повторение слов-синонимов, когда очередное слово усиливает смысл предшествующего.

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым...

(С.Есенин)

3. Антитеза (от гр. antithesis - противопоставление) - оборот речи, в котором противопоставляются жизненные явления, мысли, образы с целью раскрытия их сущности.

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ.

(М.Лермонтов)

Антитеза имеет и более широкое значение: иногда она лежит в основе произведения («Деревня» А.Пушкина).

4. Инверсия (от лаг. inversio - перестановка) - отступление от обычного порядка слов в предложении с целью выделения наиболее значимого.

Я призван был воспеть твои страданья

Терпеньем изумляющий народ.

(Н.Некрасов)

5. Параллелизм (от гр. parallelos тот; кто идет рядом) синтаксический-повторение двух или нескольких предложений, имеющих сходное синтаксическое построение.

Гляжу на будущность с боязнью.

Гляжу на прошлое с тоской.

(М.Лермонтов)

Параллелизм психологический -сопоставление пнугреииега состояния персонажа с миром природы.

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,

С милого севера в сторону южную.

(М.Лермонтов)

6. Бессоюзие, многосоюзие. В первом случае передается экспрессия, динамика действия, во втором - плавность.

Швед, русский - колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон...

Так рисует Пушкин Полтавскую битву. По-иному, в спокойных тонах характеризуется князь Олег:

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал

Щадят победителя годы.

7. Риторическое восклицание - оборот речи с подчеркнуто восклицательной интонацией.

Да здравствует солнце, да скроется тьма!

(А.Пушкин)

8. Риторическое обращение - оборот речи, в котором содержится обращение к предмету, отвлеченному понятию, воображаемому слушателю или читателю.

Здравствуй, племя младое, незнакомое...

(А.Пушкин)

9. Риторический вопрос - оборот речи, сформулированный в форме вопроса, не требующего ответа.

Увижу ль, о, друзья! народ неугнетенный

И рабство, падшее по манию царя?

(А.Пушкин)

10. Пропуск, эллипсис (от rp. elleipsis - пропуск, выпадение) - пропуск слов в предложении, чтобы передать динамику действия.

Пороша. Мы встаем и тотчас на коня.

И рысью по полю при первом свете дня.

(А.Пушкин)

В первой и второй строке пропущено сказуемое.

11. Обрыв - включение в текст недосказанных говорящим предложений

с целью передачи внутреннего волнения. В тексте обозначается отточием.

И скучно, и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды.

Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?

А годы проходят – всё лучшие годы!

(М.Лермонтов)

12. Умолчание -оборот речи, содержащий намек, когда мысль не до конца высказана, но читатель догадывается о невысказанном.

В маленькой трагедии А.Пушкина «Скупой рыцарь» ростовщик намекает Альберу на то, что можно «травить отца и стать обладателем его богатства: Нет, я хотел...быть может, вы... я думал,

Что уж барону время умереть...

По форме эта фигура напоминает обрыв.

ФОНИКА

Художественная выразительность достигается также с помощью звуков, хотя роль их значительно скромнее, чем тропов и фигур. История литературы знает случаи, когда отдельные теоретики и поэты преувеличивали роль звука, придавали ему особую значимость. Однако сам по себе звук, вырванный из слова, ничего не выражает, его выразительность проявляется только в слове. Русский язык отличается богатством звуковой системы, поэтому для достижения большей художественной выразительности довольно часто используются звуки. Различают два вида фоники: ассонанс и аллитерация.

1. Ассонанс (от лат. assonare - созвучность) - повторение гласных звуков с целью придания речи мелодичности или создания определенного звукового образа. 13 стихотворении П.Некрасова «Па Волге» говорится о повсеместном стоне угнетенного народа:

Стонет он по нолям, по дорогам.

Стонет он под овином, под стогом...

Стонет в собственном бедном домишке,

Стонет в каждом глухом городишке.

Повторяющийся много раз гласный о доминирует в тональности стихотворения, благодаря чему как бы слышится стон.

2. Аллитерация (от лат. ad - до и littera - буква) - повторение согласных звуков с целью создания определенного звукового образа.

Люблю грозу в начале мая.

Когда весенний первый гром.

Как бы резвяся и играя

Грохочет в небе голубом.

(Ф. Тютчев)

Повторение согласных г и р как бы имитирует грохот грома

Знакомым шумом шорох их вершин

Меня приветствовал…

(А.Пушкин)

В вагоне шаркают и шамкают

И шумно просят к шалашу.

Слегка пошатывает шахматы,

А я тихонечко пишу.

(Е.Евтушенко)

В этих отрывках повторяющийся звук ш передает шум, шорох.

Прием создания слухового образа на основе повторения согласных принято называть звукоподражанием.

Поэты-символисты широко пользовались фоникой, придавая стиху мелодичный характер. Однако иногда они перенасыщали стих аллитерациями, не заботясь о его смысле. Вот отрывок из стихотворения К.Бальмонта:

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

Величавый возглас волн.

Близко буря. В берег бьется

Чуждый чарам черный челн.

Повторяющиеся согласные в, б и ч не создают целостной звуковой картины вследствие разнородности звуков.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМOПОДГОТОВКИ (м. 3)

1. В чём различие языка и речи? Каковы особенности худо­жественной речи? В чем заключается ее образность и экспрессив­ность? Можно ли отождествлять понятия «образность художест­венной речи» и «образные слова и выражения»?

2. Какие лексические пласты языка использует писатель и с какой целью? Почему писатель не всегда точно придерживается норм литературного языка?

3. Язык художественной литературы и литературный язык. Особенности художественной речи.

4. Лексические ресурсы литературного языка. Синонимы, антонимы, омонимы, омографы. Многозначность слова.

5. Лексические ресурсы общенародного языка. Просторечия, диалектизмы, профессионализмы, варваризмы, жаргонизмы, архаизмы, неологизмы, вульгаризмы.

6. Что такое тропы, каковы принципы их классификации и цели поэтического использования тропов?

7. По каким принципам создаются неологизмы поэтические и с какой целью?

8. Троп и его особенности. Виды тропов. Метафора и ее разновидности, сравнение, перифраз, гипербола, литота, метонимия, синекдоха, эпитет и др.

9. Фигуры поэтической речи. Виды фигур. Повторение, градация, антитеза, синтаксический параллелизм, инверсия, обрыв, умолчание, бессоюзие, многосоюзие, риторический вопрос, риторическое обращение и др.

10. Фонетические средства художественной выразительности. Аллитерация и ассонанс.

ЛИТЕРАТУРА

Абрамович ГЛ. Введение и литературоведение. Изд.6. -М., 1975.

Введение в литературоведение /Под ред. Л.В.Чернец. - М., 2000. С. 11-20,

209-219,228-239,245-251.

Галич О. та інш. Teopiя літератури. -- К., 2001. - С. 83-115.

Гетьманець М.Ф. Сучасний словник літературознавчих термінів. - Харків, 2003.





Дата публикования: 2014-10-20; Прочитано: 3878 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...