Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 3.5. Право Древней Руси. Истоки русской культуры



План

1. «Русская Правда» и развитие восточнославянского общества.

2. Особенности общественно-политического строя Древней Руси.

3. Древнерусская культура

  1. «Русская Правда» и развитие восточнославянского общества

Само появление «Русской Правды» в н.XI в. отражало сложные процессы, протекавшие в Древней Руси. Перерастание родовой общины в земледельческую, происходившее уже не только на Юге, а повсемест­но, приводило к потере многими людьми своего социального статуса и социальной защиты со стороны родовых коллективов. Они вынуждены были искать покровительство у князя и его дружинного окружения, по­падая при этом в ту или иную степень зависимости. Князь в духе общин­ных традиций оказывал и бескорыстную помощь обездоленным, что, в свою очередь, укрепляло его престиж, а следовательно, и власть. (Вспом­ните былины о Владимире Красном Солнышке, которого прославляли за щедрость и нищелюбие.) Таким образом, разложение рода, появление социальных «изгоев», увеличение числа преступлений против личности усиливало власть князя, что и нашло отражение в самом появлении «Рус­ской Правды», зафиксировавшей, а затем развивавшей традиционное, неписаное, так называемое обычное право.

В Правде Ярославичей, являющейся второй составной частью Краткой Правды, кровная месть уже запрещена. Кроме того, она фикси­рует и более сложную структуру общества, в котором появились новые социально неравноправные группы людей. В различных статьях Прав­ды упоминаются челядь и холопы (рабы), а также смерды. Их жизнь в отличие от свободных защищается штрафом (вирой) в 5 гривен. Княже­ские люди — тиуны, огнищане (скорее всего управители хозяйств, ко­торые могли набираться и из числа холопов), «стоили» 80 гривен. В Правде Ярославичей есть статьи, стоящие на страже княжеской собст­венности и его земельных владений.

В Уставе Владимира Мономаха (1113), входящем в состав Про­странной Правды, зафиксировано появление новой группы зависимых людей -закупов, которых закон защищал от полного закабаления. Там же содержится ряд законов, ограничивающих ростовщичество. Все это свидетельствовало об усложнении общественных отношений в Древней Руси.

Основные черты зрелого феодализма:

- монопольная собственность феодалов на землю;

- наличие крестьянского хозяйства, в котором производитель владел орудиями труда, скотом и пользовался частью земли, передавае­мой ему феодалом;

- за пользование землей крестьянин нес повинности: оброк, барщину или денежную ренту;

- личная зависимость крестьянина от феодала, т.е. господство натурального хозяйства.

Историки и пытаются обнаружить зарождение этих черт и, в пер­вую очередь, феодальной собственности на землю, в недрах древнерус­ского общества.

2. Особенности общественного строя Древней Руси.

• Община и свободные общинники. Основным населением Древ­ней Руси являлись свободные общинники — люди (в единственном числе — «людин», отсюда — «простолюдин»). В Древней Руси и в XI в. земледельческая община — вервь составляла экономическую и социальную основу общества. Она отвечала за общественный порядок на своей территории перед государством (за труп, обнаруженный на ее территории, она должна была заплатить или найти и выдать убийцу), платила штраф — виру за своих членов, владела землей, которую пери­одически распределяла между семьями. (Само слово «вервь» чаще все­го связывают с веревкой, которую, возможно, использовали для выделения отдельных участков.) За владение, т. е. распоряжение и пользование землей, а также за охрану от набегов кочевников общин­ники платили дань князю, который постепенно воспринимался ими как верховный собственник всей земли.

На практике даннических отношений основана выдвинутая Л. В. Черепниным кон­цепция «государственного феодализма», трактующая дань как зародыш феодальной рен­ты, поступавшей «коллективному феодалу» — государству. И. Я. Фроянов же видит в ней «военную контрибуцию», собираемую князем с покоренных племен.

• Князь и дружина. Основными источниками доходов князя и дружины помимо дани продолжала оставаться военная добыча. Но уже в конце X в. появились княжеские села, хозяйство которых носило про­мысловый и коневодческий характер (добываемая пушнина продава­лась наряду с экспортной частью дани на рынках Константинополя, а кони были нужны для военных целей). С разрастанием рода Рюриковичей и умножением числа дружинни­ков дани — полюдья начинает не хватать. Князья стали посылать своих наместников-бояр на « кормление», передавая им право сбора полюдья в какой-либо деревне или местности. В отдельных случаях в виде свое­образного вознаграждения за службу князю села закреплялись за корм­ленщиком, переходя по наследству и превращаясь в вотчину.

Редкие монастырские и боярские вотчины, окруженные еще морем свободных общин, появились не ранее XII в. Поэтому если мы и можем говорить о раннефеодальном характере древнерусского общества, то лишь с большой долей условности как о тенденции — направлении развития, постепенно пробивающем себе дорогу, но не как о реальной ситуации того времени.

Зарождению раннефеодальных отношений способствовали следу­ющие факторы:

- увеличение численности княжеско-дружинной верхушки;

- сокращение традиционных источников ее существования (да­ни, виры, военной добычи);

- возрастание ценности пахотной земли;

- появление возможности обеспечивать землю рабочей силой в связи с разложением общины и увеличением численности различного рода социальных изгоев;

- изменение стереотипов сознания и поведения дружинников, ко­торые, с одной стороны, все более стремились не к боевой славе и слу­жению князю, а к богатствам, с другой - главной ценностью стали считать не движимое имущество (серебро, скот, рабов и пр.), а землю.

• Зависимое население. В княжеских селах и боярских вотчинах работали зависимые люди. Поначалу там преобладал труд самой мно­гочисленной группы зависимого населения - рабов (холопов или че­ляди), пополнявшейся за счет пленных и обездоленных соплеменников, вынужденных продавать свою свободу. Другими ис­точниками холопства были женитьба на рабе, а также служба тиуном без специального договора на этот счет. Однако запрещалось обраще­ние в рабство за долги. Хозяин полностью распоряжался жизнью раба, а за его убийство нес лишь церковное наказание. Диапазон использова­ния рабского труда был очень широким - от пашни (сельскохозяйственные холопы) до управления усадьбой (тиуны, огнищане).

В началеXII в. появилась новая группа зависимых людей - заку­пы. Чаще всего это были разорившиеся общинники, шедшие в кабалу за получение какой-то ссуды - купы. Отрабатывая долг, закуп мог трудиться и на земле своего господина, но при этом он сохранял свое хозяйство. Закон защищал закупа от возможного желания хозяина пре­вратить его в «обельного» (т. е. полного) холопа. Таким образом, по своему социальному статусу закупы больше других групп походили на феодально-зависимых крестьян.

«Русская Правда» не раз упоминает и такую группу людей как смерды, зависимые от князя. Скорее всего, это люди, работавшие в кня­жеских селах.

Некоторые историки видят в них все земледельческое население страны - общин­ников. (Термин крестьяне появится лишь в XIV в.) Однако за убийство смерда полагался штраф в 5 гривен, как и за холопа, а за свободного общинника - «людина» - 40 гривен.

Различные формы и степени зависимости, существовавшие в древ­нерусском обществе, значительное преобладание в нем свободных лю­дей свидетельствуют о его сложном переходном характере.





Дата публикования: 2014-10-19; Прочитано: 870 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...