Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

В) Учение о человеке раввинов Талмуда



Человек состоит из души и тела и в нем постоянно борются добро и зло. При этом добрые и злые намерения и стремления человека тесно связаны с двумя почками: одна из них побуждает к добру, а другая – ко злу. Учителя Талмуда Амораи утверждали, что почка добра находится справа, а точка зла – слева (см. трактат Берахот. 61а). Ссылаясь на библейскую книгу Паралипоменон (глава 16, стих 9), где говорится, что «очи Йахве обозревают всю землю», рабби Меир утверждал, что для сотворения Адама Бог использовал прах земной, взятый из всех стран (см. трактат Санхеддрин, 38a – 38b). Йахве, при сотворении человека, проследил его дальнейшую жизнь в течение двенадцати часов, а именно: «В первый час был создан прах, во второй час – образ, в третий был сделан «голем» («остов»), в четвертый связаны члены его, в пятый раскрылись его отверстия, в шестой дана ему душа (однако, по мнению рабби Йоханана Бен Хенина, это произошло в четвертый час), в седьмой час он встал на ноги, в восьмой ему дана Ева, в девятый он был введен в рай, в десятый он получил заповедь, в одиннадцатый он согрешил, а в двенадцатый он изгнан и ушел» (см. трактат Абот рабби Нафана, первая версия, 5 - 6).

По образу первочеловека Адама все люди состоят из тела и души. Все души были сотворены Богом накануне субботы и до своего соединения с телами находятся на седьмом небе. При этом одни раввины утверждают, что соединение души с телом происходит при зачатии, другие – что это происходит спустя сорок дней, а третьи – что при рождении младенца (см. трактат Менахот, 99а). Рабби Симлан уточняет, что над головой всякого человеческого зародыша горит свет, и зародыш созерцает мир от одного конца до другого. Никогда человек не живет так счастливо, как в эти дни. В это время он постигает Тору, но когда младенец появляется свет, ангел ударяет по его устам и тем самым заставляет забыть все, что тот узнал (см. трактат Нидда, 30b).

Женщина, по учению талмудических раввинов, существо низшее и никак не может быть приравнена к мужчине. Данное представление подтверждает ежедневная утренняя молитва, в которой мужчина благодарит Бога за то, что Тот не создал его женщиной. Истолковывая те места библейской книги Бытие, где говорится о сотворении Евы из ребра Адама (Быт. 2: 21), талмудисты утверждают, что Бог долго думал, из какого члена Адамова тела создать женщину: «Сотворю Я ее не из головы – чтобы она не поднимала высоко голову, не из глаза – чтобы не подсматривала, не из уха – чтобы не подслушивала, не из уст – чтобы не болтала, не из сердца – чтобы не была завистлива». Наконец, Бог решил, что следует сотворить женщину из сокрытого члена тела, чтобы она была скромной, и поэтому выбрал ребро и при каждом члене тела, который Бог создавал для женщины, он приговаривал: «Будь скромной, будь скромной» (трактат Берешит рабба. VIII: 3). Женщина есть всего лишь орудие для удовлетворения похоти мужчины: «Все, что человек хочет делать с женой, он делает, вроде как мясо с бойни, хочет есть с солью – ест, (хочет есть) жареным, ест, вареным – ест» (трактат Недарим. 20б). Но, необходимо отметить, что слова «вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей» (Быт. 3: 23) являются обычным библейским способом выразить тесное, природное родство между мужчиной и женщиной.

Для женщины раввины Талмуда четко обозначают, чем она должна заниматься и какой образ жизни для нее приличен. К примеру: «Женщина обязана находиться дома, а не гулять по улицам. Таким образом, она сама удаляется от греха и не вводит людей в греховные помыслы» (трактат Танхум. 16а). Ее удел – девушкой быть под властью отца, супругой – под властью мужа (трактат Кетубот. IV, 4). Особо перечислены и четко обозначены обязанности женщины: «Все работы, которые жена исполняет для мужа своего: она мелет зерно, печет, стирает белье, варит, кормит грудью своего ребенка, стелет постель и обрабатывает шерсть» (трактат Кетубот. V, 5). Но она при определенном условии может облегчить и даже сократить свои домашние обязанности: «Если она принесла ему (в приданое) одну рабыню, то она не мелет, не печет, не стирает; если (она принесла) двух рабынь, то она не возит и не кормит грудью своего ребенка, а если трех – она не стеллит для него постели и не обрабатывает шерсть, а если четырех – она садится на кафедру» (трактат Кетубот. V, 5). Однако, рабби Элеазар говорит: «Хоть бы она принесла ему сто рабынь, он может заставить ее обрабатывать шерсть, потому что праздность ведет к разврату» (трактат Кетубот. V, 5). Но прежде всего женщина предназначена для рождения детей (трактат Кетубот. 59а) и поэтому тот, «кто отказывается от супружества, нарушая тем самым заповедь о размножении рода человеческого, тот считается душегубом, уменьшающим число подобий Божиих» (трактат Иевамот. 63б).

Мишна, то есть ранняя часть Талмуда, называет семью основой общества, которая складывается из домовладыки – полновластного хозяина и господина семейства, женщины, предназначенной для умножения членов семьи, и трудящихся на семью рабов. Все браки устраиваются Самим Богом, и еще за сорок дней до рождения ребенка Бог назначает ему будущую супругу (трактат Сота. 2а).

В талмудической традиции вся земная жизнь рассматривается как приготовление к будущей жизни: «Рабби Иаков говорил: «Этот век подобен прихожей, сравнительно с веком будущим»» и поэтому: «Приготовься в прихожей, чтобы можно было тебе войти в триклиний» (см. трактат Авот, IV, 16) или же: «Этот мир есть для тебя гостиница, а тот – дом» (см. трактат Моэд катан, 9б). Поскольку час смерти скрыт от человека, необходимо быть к нему готовым ежеминутно. А это означает проводить неустанно свои дни и годы в покаянии и смирении, в молитвах и постах, строго выполняя заповеди Бога.

Смерть приносит ангел смерти Саммаэль (см. трактат Хагига, 4б): в момент смертного часа этот ангел становится у изголовья умирающего с обнаженным мечом в руке. На конце лезвия этого меча висит смертоносная капля, и как только умирающий замечает появление Саммаэля, он вздрагивает и открывает рот; именно туда ангел смерти вливает смертоносную каплю. Спастись от ангела смерти можно только занятием Торой и Талмудом (см. трактат Маккот, 10а).

Выход души из тела грешника представляет собой дело трудное и мучительное, тогда как у праведников и у бедных людей ангел смерти берет души необыкновенно легко. Исполнив свое дело, Саммаэль омывает свой «огненный меч» в воде и поэтому набожные иудеи должны вылить всю воду, находившуюся в доме умершего и в прилегающих к нему жилых помещениях.

Общее представление талмудистов о человеке отражает следующая картина: начало его – прах и конец его – прах; он подобен разбившемуся черепку, засыхающей траве, увядающему цветку, проходящей тени и ждет его загробный мир, где Царь – Бог воздаст по заслугам за земные страдания. А заслуги оцениваются благочестием. Идеал раввинов Талмуда – человек «кроткий, смиренный, входящий нагнувшись, занимающийся постоянно Торой» (трактат Сангедрин 88б). Источник кротости заключен, по словам рабби Элеазара Капора, в памяти человека следующего: «не по своей воле ты создан, не по своей воле ты родился, не по своей воле живешь, не по своей воле умираешь» (трактат Авот. III, 15) и тем не менее: «Рабби Гунна сказал от имени Рава, от имени Меира и от имени Акибы: «Человек постоянно должен говорить: «Все, что делает Милосердный, делает к добру»» (тракат Берахот. 60б).

Таким образом, смысл человеческой жизни состоит в страхе Божием, в заботе о спасении души, в отказе от стремления изменить земную жизнь. Все осуществляемые человеком дела должны совершаться во имя Бога (трактат Авот. III, 12).





Дата публикования: 2014-10-30; Прочитано: 579 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...