Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Сергей Эйзенштейн (1898 - 1948)



Сергей Михайлович Эйзенштейн признан одним из лучших режиссеров двадцатого столетия. Будущий режиссер родился и вырос в Риге в состоятельной семье архитектора. Начав учиться в 1915 году в Петроградском институте гражданских инженеров, в 1918 году Эйзенштейн ушел добровольцем в Красную армию, а по окончанию войны связал свою жизнь с искусством. Приехав в 1920 году в Москву, он поступил в мастерскую Мейерхольда, а потом в Первый рабочий театр Пролеткульта. Поставив несколько спектаклей, в 1924 режиссер перешел в кино и снял свой первый фильм «Стачка» (1925). Впервые в мировом кино Эйзенштейн показал революционную массу как движущеюся силу истории. Он отказался от традиционного построения фабулы и привычных киноперсонажей, режиссер создал образ рабочего класса, борющегося с самодержавием и угнетением. Близкий к документальности стиль съемок, широкое использование натуры, новаторские принципы построения присущи этому фильму. Идейно – тематические тенденции и эстетические принципы получили развитие в следующем фильме «Броненосец «Потемкин» (1925). Этот фильм оказал большое влияние на мировое киноискусство. Он имеет самое большое количество международных призов и наград, возглавляя список 12 лучших фильмов «всех времен и народов».

В своих теоретических работах Эйзенштейн обосновал два вида монтажа. Так называемый «монтаж аттракционов» - соединение «ударных», то есть необычных, эффективных или шокирующих кадров и эпизодов, иногда совершенно не оправданных с логической и бытовой точки зрения, но оказывающих сильное психологическое воздействие.

ПРИМЕР. В фильме «Броненосец «Потемкин» есть сцена подготовки к расстрелу взбунтовавшихся матросов. Эту группу загоняют на ют, накидывают на них огромный кусок брезента и по команде офицера наводят ружья на этот колышущийся холст, напоминающий единый странный организм.. На самом деле эта сцена полная нелепость, которая была сочинена сценаристкой Агаджановой и понравилась Эйзенштейну своей метафоричностью и «аттракционностью». В жизни, если такие экзекуции на флоте и проводились, то брезент постилался на палубу для того, чтобы не испачкать ее кровью.

Другой вид монтажа режиссер назвал интеллектуальным. Имелось в виду, что путем соединения нескольких изображений можно передавать различные понятия, даже абстрактные, такие как покой, волнение, время и т.д.

ПРИМЕР. В фильме «Октябрь», монтируя изображение богов и мессий различных народов, режиссер пытался передать такое понятие как «религия»; снятый обратной съемкой эпизод разрушения памятника последнему царю передавал понятие «реставрация монархии», и т.п.

Эйзенштейн ввел также понятие монтажного контрапункта – приема несовпадения звука и изображения для того, чтобы вызвать комический эффект или придать кадру метафорическое звучание. За свою короткую жизнь (он умер от инфаркта в возрасте пятидесяти лет) Эйзенштейн поставил всего восемь фильмов. Материал к ленте «Да здравствует Мексика!», над которым он работал в начале 30-х годов, на десятилетия остался за океаном. Незаконченная картина «Бежин луг» (1935-1937 гг.) была запрещена властями и уничтожена. Несмотря на эти потери, фильмы режиссера «Октябрь» (1927), «Старое и новое» (1929), «Александр Невский» (1938), «Иван Грозный» (1944 -1945) – являются бесценным вкладом С.М. Эйзенштейна в мировую культуру.

ВСЕВОЛОД ПУДОВКИН (1893 – 1953)

Всеволод Илларионович Пудовкин – еще одна звезда в плеяде классиков советской кинорежиссуры. Он родился в Пензе в семье служащего, учился в Московском университете и хотел стать химиком, но во время первой мировой войны попал на фронт. Потом В. Пудовкин поступил в Госкиношколу (ныне ВГИК) и вскоре стал одним из лучших и самых активных учеников Льва Кулешова и даже играл в его фильмах. Впоследствии Пудовкин изредка появлялся на экране, например, исполнил роль юродивого в фильме «Иван Грозный», однако в первую очередь В. Пудовкин – это режиссер.

Три его немые картины: «Мать» (1926), «Конец Санкт – Петербурга» (1927), «Потомок Чингизхана» (1928) – составили своего рода трилогию о революции. В них режиссер развил приемы ассоциативного и метафорического монтажа.

ПРИМЕР. Классикой киноязыка стало использование им параллельных врезок выразительных кадров ледохода во время побега весной из тюрьмы главного героя «Мать», сопоставление кадров беспомощного забинтованного человека и бессильно бьющихся на ковре рыбок из нечаянно опрокинутого аквариума «Потомок Чингизхана».

Кроме того, Пудовкин разрабатывал теоретические и практические способы замедления и ускорения реального времен, путем неоднократного повторения одного и того же движущегося объекта, но в разных его фазах. Этому приему Пудовкин дал название «цайт – лупа» или крупный план времени. В. Пудовкин разделял взгляды Кулешова: кино – это прежде всего искусство выразительной пластики. Он разрабатывал приемы монтажа, но вместе с тем был сторонником психологической актерской игры, человеческие образы в фильмах Пудовкина всегда овеяны теплотой.

В дальнейшем В. Пудовкин снимал фильмы на современную тему «Простой случай» (1932); «Дезертир» (1933) и историко – библиографические картины о великих русских полководцах – «Минин и Пожарский» (1939); «Суворов» (1941) и «Адмирал Нахимов» (1947).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Где и когда были показаны первые фильмы братьев Люмьеров?

2. С каким событием связан день – 15 октября 1908 г.?

3. Как называлась первая полнометражная картина в России?

4. В чем заключается сильнейшая сторона творчества Я.А. Протазанова?

5. Назовите дату рождения советского кинематографа?

6. Кому из режиссеров принадлежат определения «жизнь врасплох», «мир без игры»?

7. Что означает понятие «монтаж аттракционов»?

8. В чем суть приема В. Пудовкина «цайт – лупа»?

§2. Профессия кинорежиссер

2. 1. Многозначность функций режиссера.

«Кинематографист, который ясно видит свой замысел и затем, работая со съемочной группой, умеет довести его до окончательного и точного воплощения, может быть назван режиссером».





Дата публикования: 2014-10-30; Прочитано: 1014 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...