Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Масштаб изображения



Понятие «план» выражает степень крупности изображаемой фигуры или предмета, зависит от дистанции между камерой и снимаемой фигурой и от фокусного расстояния объектива. План – относительный масштаб изображения. Наиболее употребимое деление планов на 3 вида: крупный, средний и общий. Наиболее полное деление 6 видов:

1. Деталь – разновидность крупного плана, на котором сняты какие-либо предметы или объекты. Деталь активизирует внимание зрителя на то, что в обычных условиях он редко обращает внимание. В фильмах профессиональных режиссеров деталь всегда несет особую смысловую нагрузку. То есть это не просто «перебивка», которая вставляется для разделения двух не монтирующихся кадров, а укрупнение говорящие о многом. Деталь порой может передать больше, чем сцена.

ПРИМЕР. В фильме Ч. Чаплина «Мсье Верду» брачный аферист, убивавший своих доверчивых состоятельных «невест», утром выходит завтракать. По привычке он ставит на стол два прибора, но тут же один из них убирает. И без слов становиться понятно, что женщины уже нет в живых.

2. Крупный план – изображение головы человека. Крупный план – наиболее сильное средство передачи душевного состояния человека. Бли­зость съемочной камеры позволила актеру отказаться от преувеличенной, подчеркнутой мимики, и возникла особая эстетика актерской игры на крупном плане, предельно органичная и искренняя. То, что на сцене актер выражает пласти­кой, жестикуляцией, на крупном плане заменяется мимическим жестом.

Понятие крупного плана хорошо известно в живописи, скульптуре, музыке и конечно литературе. Крупный план в музыке – колокольный звон из оперы «Борис Годунов» М. Мусоргского или «полет шмеля» из оперы Римского-Корсакого «Сказка о царе Салтане».

В Живописи – Репин передовая отчаяние Грозного, убивающего своего сына, выделяет его безумные глаза и руки с судорожно напряженными венами. Именно они, глаза и руки, как крупные планы обращают на себя внимание. В скульптуре Огюст Роден «Рука создателя».

С. Е. Медынский говорит о крупном плане: «Крупный план героя – это кадр, в котором лицо человека является основным и практически единственным источником изобразительной информации. Уловить мысли киногероя, почувствовать его настроений, возможно, только оказавшись рядом с ним, заглянув ему в глаза. Главная задача крупного плана – установить максимальный контакт зрителя с героем. Фильм о конкретном человеке, его судьбе невозможно решить без значительного количества крупных планов».

Задача любого органичного крупного пла­на — показать изменение. Если фильму есть что сказать, место в нем для крупно­го плана найдется всегда. Однако при выборе крупности, определении длины каждого крупного плана необходимо чувство меры. В режиссуре существует критерий нравственности. «Слишком крупные планы, которые часто видишь на телеэкране, свидетельствуют о дурном вкусе и выглядят бес­стыдством» (Франсуа Трюффо).

3. Поясной план – человек до пояса.

4. Средний план – человек до колен. Средний план помогает показать героя в его связи со средой, дает возможность увидеть пластику человеческого тела в движении. Средний план более выразителен при анализе человеческого характера, т.к. он одновременно вмещает и героя и объект его деятельности. Особенно удобен средний план для показа взаимоотношений между двумя людьми. Не зря так называемая «восьмерка» (поочередный показ среднего плана одного персонажа через плечо другого) – один из самых популярных монтажных приемов во все время.

5. Общий план – человек во весь рост. По выражению С.М. Медынского «это открытая композиция с большой глубиной охваченного пространства». Благодаря большому количеству видимых в нем элементов, он требует от зрителя разделения внимания на множество деталей и поэтому должен быть достаточно длинным. Наличие в эпизоде общих планов важно, прежде всего, для ориентации зрителя в пространстве.

6. Дальний план – человек и окружающая его обстановка. Это показ широкого пространства действия на натуре или в интерьере. Он дает представление об атмосфере событий. Дальний пейзажный план часто применяется для того, чтобы вызвать соответствующие эмоции, передать настроение героя. Один и тот же пейзаж, в зависимости от атмосферных условий, положения солнца, погодных условий, может выглядеть по-разному и вызвать у зрителя совершенно различные ассоциации – ощущение радости и безмятежности или, наоборот, напряженность, беспричинную печаль и безнадежность.

Взгляд фиксирует различные планы. Камера в руках оператора играет ту же роль. Ограничивая пространство рамкой кадра, выбирает крупность плана.

ПРИМЕР. Проследите за своим взглядом, когда вы подошли, скажем, к остановке. Посмотрели, нет ли вашего автобуса? – это общий план. К вам подъехал автобус, вы обратили внимание на его лобовую часть, где находится номер – это средний план. Сосредоточили внимание на вывеске с номером – это крупный план. Маленькая буква «к» обозначающая, что автобус коммерческий – это деталь.

Деление на планы в кино определяется, прежде всего, по отношению к человеку. «Человек мера всех вещей», – писал философ Протагор.

Ракурс

Еще один важный элемент языка экрана — ракурс. Термин этот заимствован из изобразительного искусства: первоначально он обозначал всякое сокращение, укорочение фигур, изображаемых в перспективе. Со временем ракурсом стали называть только особенно сильные сокращения, возникающие при изображении фигур и предметов с необычных точек зрения (сверху, снизу и т. п.). В первые годы кино ракурсом называли только такое положение оптической оси объектива, когда угол между ней и плоскостью предмета больше или меньше прямого. При этом часть объекта съемки сокращается, укорачивается, так как видна в перспективе. Совершенно очевидно, что ракурс находится в прямой зависимости от точки съемки, от положения камеры относительно объекта съемки.

Сегодня термин «ракурс» обозначает любой угол, образуемый оптической осью объектива и плоскостью предмета, в том числе и прямой. Ракурс – это точка съемки, необычная перспектива изображения предмета или объекта. Теперь говорят уже об обычном и необычном ракурсе, тогда как на заре кино и телевидения ракурс предполагал только необычную точку зрения, при которой обнаруживалось перспективное искажение фигуры или объекта. Ракурс – взгляд съемщика на происходящее событие.

Применяя острую ракусную съемку с нижней или верхней точки, режиссер способен передать не только объективную информацию, но и отношение к снимаемому объекту, дать эстетическую и эмоциональную трактовку кадра.

Кадр, снятый с верхней точки, передает ощущение пространства и обреченности. Верхний ракурс прижимает фигуру к земле, принижает, делает ее ничтожной. Кадр, снятый с нижней точки наоборот, передает величие. Человек, снятый снизу, кажется большим, как монумент, нависающим своей тяжестью над окружающими. Съемка снизу придает ситуации большую драматичность. Так­же нижним ракурсом можно подчеркнуть неустойчивость, непрочность поло­жения фигуры в пространстве.

Необходимо учитывать, что в реальном контек­сте фильма ракурс может создавать совершенно иные эмоциональные звуча­ния или не создавать никаких, если он просто описывает реальные точки зрения участников сцены. В современном кинематографе ракурсом пользуются достаточно осто­рожно, стремясь обязательно связать его с реальными обстоятельствами.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод без кадра, плана и ракурсаэкранное изображение не существует.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Назовите примерное соотношение сторон рамки экрана?

2. Какими качествами обладает кадр?

3. На какие шесть видов делится план?

4. Почему крупный план называют сильнейшим средством передачи душевного состояния?

5. Почему общий план должен быть достаточно длинным?

6. Что первоначально обозначал ракурс в искусстве?

7. Какую эмоциональную окраску объекту придает съемка с нижней точки?

8. Вне каких понятий экранное изображение не существует?





Дата публикования: 2014-10-30; Прочитано: 1485 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...