Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

ЛЕВ КУЛЕШОВ (1899 - 1970)



Будущий знаменитый режиссер и теоретик киноискусства родился в бедной дворянской семье. Он учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. После революции Кулешов работал в кинохронике, руководил съемками событий Гражданской войны. В 1919 году он организовал при Госкиношколе экспериментальную мастерскую, получившую название «Коллектив Кулешова». Со своими учениками режиссер снял фильм «На Красном фронте» (1920), в котором документальный материал сочетался с игровыми сценами. Лев Кулешов был одним из первых режиссеров русского и советского кино, кто начал творчески использовать монтаж как новое, специфическое средство выразительности. Режиссером теоретически и на практике была развита мысль о том, что два последовательных изображения, соединенные друг с другом, влияют на психологию восприятия каждого из них. В его мастерской родился всемирно известный «эффект Кулешова» – монтажное соединение двух различных кадров, способное создать новую эстетическую реальность.

ПРИМЕР. Кулешов склеил один и тот же нейтральный крупный план актера Ивана Мозжухина с изображением тарелки, наполненной аппетитной едой, затем с ребенком, потом с девушкой, потом с лежащим покойником. Опрошенным зрителям, после просмотра предложенного материала казалось, что каждый раз лицо актера имело соответствующее контексту выражение (предвкушение трапезы, сентиментальную радость, влюбленность, безмолвную скорбь).

Льву Кулешову принадлежит также идея создания единого образа, «склеенного» из нескольких изображений, снятых в разных местах и в разное время.

Кино для Кулешова было искусством, прежде всего изобразительным. Свои теоретические принципы, вошедшие в основу классической киноэстетики режиссер реализовал на практике, сняв фильм «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924).

Заслуга Л. Кулешова, прежде всего в том, что он первым в русской и советской кинематографии выдвинул мысль о научном, сознательном подходе к кино как особому виду искусства. Он сформировал элементарные законы стилистики немого кино, первым выступил за высокую режиссерскую культуру, за профессионализм в работе, за постоянный съемочный коллектив. Деятельность Льва Кулешова во многом способствовала быстрому развитию таланта выдающихся режиссеров С.М. Эйзенштейна и В.И. Пудовкина.

ДЗИГА ВЕРТОВ (1896 – 1954)

Другой гигант советского кино – основатель революционного авангарда Дзига Вертов (настоящее имя Денис Аркадьевич Кауфман, 1896-1945). Он родился в Белостоке, учился в военно – музыкальной школе, медицинском институте и Московском университете. С 1918 года стал работать в кинохронике. Д. Вертов монтировал выпуски журнала «Кинонеделя», снимал на фронтах и в тылу, сделал фильм «История Гражданской войны» (1922). Он был первым, кто стал активно использовать искусство монтажа для формирования образа документального изобразительного материала. Работая над выпуском журнала «Киноправда» о пятилетии Октябрьской революции, Дзига Вертов впервые сделал попытку соединить хроникальный материал с авторской позицией, придать кинорассказу выразительную, образную форму.

Вместе со своим братом Михаилом Кауфманом, Вертов стремился снимать реальный мир таким, какой он есть (ему принадлежат определения – «мир без игры», «жизнь врасплох»), они снимали с крыш вагонов, взбирались на башни, везде находя необычный ракурс для съемки. Монтаж отснятого материала также был оригинальным, поражая смелостью неожиданных сочетаний. Д. Вертов монтировал встык документальные кадры, нередко снятые в совершенно разных местах и в разное время, но благодаря ассоциациям, вызываемым монтажными приемами, соединяемые в одно целое.

ПРИМЕР. Д. Вертов монтирует куски: опускание в могилу жертв контрреволюции (снимки были сделаны в Астрахани в 1918 г.), засыпание могилы землей (Кронштадт, 1919 г.), салют пушек (Петроград, 1920 г.), обнажение голов и пение «вечной памяти» (Москва, 1922 г.). В итоге у зрителя получалось впечатление, что это одно событие, что все кадры сняты в одно время и в одном месте. Отсюда режиссер делает вывод, что при помощи монтажа можно из документальных кадров создавать новое условное время и новое, условное пространство.

Фильмы Дзиги Вертова «Кино – Глаз» (1924), «Шагай Совет!» (1926), «Шестая часть мира» (1926) и «Человек с киноаппаратом» (1929) – единый цикл с огромным разнообразием режиссерских приемов. После прихода в кино звука Вертов увлекся опытами с шумами как выразительным элементом («Симфония Донбасса», 1930), приемом «внутреннего монолога», т.е. рассказом от первого лица, и музыкальным монтажом («Три песни о Ленине», 1934).

Основная заслуга Дзиги Вертова в том, что он первым сосредоточил свои творческие силы на отражении подлинной действительности. Он внес в кинохронику активное творческое начало, и включил в арсенал ее выразительных средств много новых приемов, частью открытых им самим, часть взятых из игровой художественной кинематографии: деталь, ракурс, метод монтажной съемки, публицистические надписи и т. д. Вертов открыл новый вид кинематографа – документально-образный фильм. Лучшими своими работами Вертов положил начало таким жанрам кинохроники и документально – образного кинематографа, как тематический киножурнал, публицистический киноочерк и кинопоэма. Творчество Дзиги Вертова и его теория «жизни врасплох», оказали большое влияние на документалистов 60-х годов как у нас в стране, так и за рубежом, когда активно начал внедряться метод «скрытой камеры» и метод «провокации». Его фильмы вошли в золотой фонд мирового кинематографа; множество киноклубов и кинообъединений в разных странах носят имя выдающегося режиссера.





Дата публикования: 2014-10-30; Прочитано: 727 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...