цКЮБМЮЪ яКСВЮИМЮЪ ЯРПЮМХЖЮ йНМРЮЙРШ | лШ ОНЛНФЕЛ Б МЮОХЯЮМХХ БЮЬЕИ ПЮАНРШ! | ||
|
Этиология ПТСР, в соответствии с современной тенденцией научного исследования, направленной на преодоление механистического монокаузализма (“линейного” понимания этиологии), носит полифакторный характер. Основными этиологическими моментами являются мощные жизнеопасные стрессоры, интенсивность стресса, социальная ситуация, в которой он действует, социальное окружение жертвы, а также ее личностно-характерологические особенности и биологическая предрасположенность. Значимую роль в развитии, степени выраженности и продолжительности ПТСР играют социальная помощь и социальная поддержка.
Условно можно выделить несколько групп этиологических факторов (биологической, психологической и социальной природы) при ведущей роли психической травмы. Психическая травма, способная вызвать тяжелый стресс, обозначается как “событие” (life stress event) и носит экстраординарный, чрезмерный по силе воздействия на личность, характер, сопровождаясь при этом страхом, ужасом, ощущением беспомощности. Определенную роль играет смысловое содержание - семантика психотравмы, которая может быть личной (смерть близких, изнасилование и т.п.) или общей (массовые бедствия, несчастные случаи, промышленные аварии, терроризм, социальные волнения, войны и т.п.). Чаще психотравма носит смешанный, комплексный характер.
К факторам, усиливающим воздействие психической травмы, относятся непосредственная угроза жизни и вероятность смерти, идентификация себя с жертвами, ощущение беспомощности и безысходности, неопределенность в плане отдаленных последствий, утрата или ограничение социальных связей и т.п. В подобные переживания вовлекаются не только непосредственные участники экстремальных событий, но и члены их семей, свидетели, спасатели и даже медперсонал, оказывающий соответствующую помощь. Хотя психотравматизация рассматривается в качестве ведущей этиологической причины ПТСР, ее патогенное значение определяется сложными взаимодействиями с рядом других этиопатогенетических факторов, генетически обусловленных и приобретенных в течение жизни человека.
К этиологическим факторам психологической природы относятся преморбидные особенности личности, условия воспитания, в том числе, преморбидная отягощенность психотравмами. Эмоциональная неустойчивость, повышенная тревожность, признаки инфантилизма или наличие акцентуаций характера рассматриваются в качестве факторов, предрасполагающих к развитию ПТСР.
Биологическими предпосылками развития ПТСР являются преморбидное предрасположение к выраженным вегетативным реакциям на стресс, физическое истощение, тяжелые травмы и увечья, полученные в результате катастрофы, возрастной фактор. Гипотетически ПТСР имеет органическую обусловленность и генетическую предрасположенность.
К этиологическим факторам социальной природы относятся объем, формы и своевременность оказания социальной помощи, поддержка пострадавших в условиях катастроф, а в более широком смысле, отношение государства к проблеме чрезвычайных ситуаций и пострадавшим при них. Чаще ПТСР развивается у одиноких, вдовствующих, разведенных, материально бедствующих или социально изолированных лиц.
Наибольшую сложность представляет определение патогенетических механизмов ПТСР в силу того, что в настоящее время существуют различные взгляды как на их развитие, так и на принципы методологических подходов к их изучению. Выделяются психодинамические, когнитивные и психосоциальные модели, которые были разработаны в ходе анализа основных закономерностей процесса адаптации жертв травмирующих событий к нормальной жизни. Отмечается тесная связь между способами выхода из кризисных ситуаций и способами преодоления состояния посттравматического стресса.
При разработке психодинамических моделей, рассматривающих процесс развития ПТСР и выхода из него как поиск оптимального соотношения между патологической фиксацией на травмирующей ситуации и ее полным вытеснением из сознания, использовалась стратегия целенаправленного возвращения к воспоминаниям о травмирующем событии в целях его анализа и полного осознания всех обстоятельств травмы. При этом учитывалось, что “стратегия избегания” упоминаний о травме, ее вытеснения из сознания (“инкапсуляция травмы”) наиболее адекватна острому периоду, в то время как при развитии постстрессовых состояний осознание всех аспектов травмы становится непременным условием интеграции внутреннего мира больного, превращения травмирующей ситуации в часть собственного бытия субъекта.
Когнитивные модели в качестве основного фактора успешной адаптации после травмы рассматривают когнитивную оценку травмирующей ситуации, которая предполагает экстернальный, внеличностный характер осознавания причины травмы. В этом случае сохраняется и повышается вера в существующую рациональность мира, в возможность сохранения ситуационного самоконтроля. Центральной психотерапевтической задачей становится восстановление в сознании гармоничности существующего мира, целостности его когнитивной модели.
Значение социальных условий и, в частности, действие фактора социальной поддержки окружающих для успешного преодоления ПТСР отражено в моделях, получивших название психосоциальных. При этом отмечается, что травматические события зачастую разрушают именно те социальные структуры, которые эту поддержку обеспечивают.
В основе биологических моделей патогенеза ПТСР лежит нарушение функций эндокринной системы, вызванное запредельным стрессовым воздействием. Исследование нейроэндокринных изменений у лиц с ПТСР обнаружили выраженные нарушения обмена эндогенных опиоидов (в частности, низкий уровень эндофрина в плазме крови), что позволило рассматривать хроническое истощение эндогенной опиоидной системы в качестве одного из биохимических факторов в развитии ПТСР. Гипотетически травма способствует высвобождению эндогенных опиатов, что вызывает ее облегчение. ПТСР, возможно, является результатом эндогенного синдрома опиоидной абстиненции. Имеются также данные о повышении уровня дофамина и катехоламинов в плазме больных ПТСР.
Наиболее перспективным представляется комплексный, учитывающий психологический и биологический патогенетические аспекты, подход. В частности, “нейропсихологическая гипотеза” L.C. Kolb (1987), обобщающая психофизиологические и биохимические исследования, указывает на то, что следствием чрезвычайного стимулирующего воздействия является изменения в нейронах с блокадой синаптической передачи вплоть до их возможной гибели. Наиболее тропными к экстремальному воздействию оказываются зоны мозга, связанные с контролем над агрессивностью и циклами сна. Ряд других существующих концепций ПТСР (“двухфакторная теория”, “теория поведенческой, оперантной обусловленности”, “теория патологических ассоциативных эмоциональных сетей”) служит подтверждением того обстоятельства, что к настоящему времени единой патогенетической концепции, полностью объясняющей природу ПТСР, не разработано.
дЮРЮ ОСАКХЙНБЮМХЪ: 2014-10-30; оПНВХРЮМН: 288 | мЮПСЬЕМХЕ ЮБРНПЯЙНЦН ОПЮБЮ ЯРПЮМХЖШ | лШ ОНЛНФЕЛ Б МЮОХЯЮМХХ БЮЬЕИ ПЮАНРШ!