Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Урок 1. Коренные реформы России в начале XVIII в



1. Новое время в России. За точку отсчета Нового времени в России принят XVIII в., характеризующийся реформами всех сторон жизни России. Связаны эти реформы были, в первую очередь, с личностью царя, а затем императора Петра I, Петра Великого. Само его имя – Петр Великий – говорит о масштабе его личности и его дел.

2. Оценки личности Петра I. Пожалуй, ни один другой деятель России не вызывал и до сих пор не вызывает столь неоднозначных, противоречивых и взаимоисключающих оценок, как Петр I.

С одной стороны, многие люди отдают дань уважения масштабу реформ, проведенных им, в результате которых Россия стала великой державой. С другой – уже при жизни Петра I не только старообрядцы считали его антихристом, который пришел на землю. И до сих пор есть много людей, которые считают, что реформы, проведенные Петром, были не нужны, что они свернули Россию с ее исконного пути развития и ничего, кроме бедствий, ей не принесли.

Чтобы ответить на вопрос, кем стал Петр I для России и что значат его реформы, мы должны понять его время, разобраться в проблемах, перед которыми встала Россия уже во второй половине XVII века.

3. Западная культура как главный вызов для России. Одним из самых важных качеств великой личности является то, что она предчувствует будущее. И величие Петра определяется тем, что он одним из первых в России понял, что страна для своего успешного развития нуждается в коренных реформах. Как и каким образом проводить реформы?

Петр прекрасно понимал, что реформы в России возможны только с учетом западноевропейского опыта, потому что страны Западной Европы вырвались в лидеры мирового социального развития, что выражалось в быстром росте культурного, научного, военного, экономического потенциала. Это превосходство придавало Западу определяющее значение в развитии человечества.

И этот факт для царя Петра стал такой же проблемой, какой в свое время для великого князя Владимира был выбор веры, который означал выбор цивилизации, образа жизни страны, народа, каждого человека, этот выбор стал определять основные векторы развития Руси, а затем и России. Как известно, выбор князя Владимира был настолько плодотворным, что уже в XI веке Русь становится великой державой, не только в духовном, но и в военном, политическом, экономическом и культурном развитии.

Теперь же для России вызовом становился Запад, в экономике, промышленности, культуре и науке. И без использования западноевропейских достижений, без их всестороннего освоения, Россия уже не могла успешно развиваться, тем более конкурировать с Западом. Так Россия объективно встала перед проблемой всестороннего освоения западной культуры.

4. Смена государственных идеалов. Петр понял, что главное преимущество Запада – это новая культура: наука, просвещение, промышленность, армия и флот, организация общества. И чтобы Россия успешно развивалась, надо было все это освоить. Как и каким образом?

В целом ответ состоял в том, что необходимо было не просто позаимствовать что-то с Запада, а в том, чтобы саму Россию сделать могучей современной страной, развивающейся на основе новой культуры. Соответственно, этот ответ означал коренную смену государственных идеалов.

До Петра I государственным идеалом России был идеал Руси Святой, в соответствии с которым выстраивалась вся жизнь государства. И православие было тем самым главным в жизни каждого человека, что нельзя было сдавать ни при каких условиях, даже если для этого требовалось пожертвовать жизнью. Это особенно ясно показало Смутное время: русские люди готовы были даже управление государством передать иностранцу, но православием они никогда бы не поступились. Год за годом восставали русские люди за православную веру, чтобы не только отстоять веру, но и восстановить православное российское государство.

Петр I сменил идеал существования страны. Теперь главным становится идея создания могучей державы – Великой России. Этот идеал и стал идеалом жизни Петра, осуществлению которого он посвятил всю свою жизнь, ради которого был готов в любой момент отдать свою жизнь.

5. Утверждение новой идеологии. Чтобы идеал, определяющий жизнь государства, можно было воплотить в жизнь, надо было создать новую идеологию, без которой созидательная, целенаправленная деятельность государства невозможна.

Царь Петр I Алексеевич, совершая свои преобразования, это прекрасно понимал и потому придавал большое значение идеологическому обоснованию и объяснению собственных деяний. В его сознании давнее русское представление о духовном смысле исторического бытия России сменилось идеей светского Российского государства, объединяющего русский народ только государственными скрепами и не ставящего перед собой задачу обеспечение достижения духовных целей. В известной работе В.В. Зеньковского «История русской философии» можно встретить интересное и справедливое суждение о том, что кристаллизационным ядром, вокруг которого в XVIII веке слагаются интересы и идеи, «является не идея вселенской религиозной миссии (хранение чистоты православия), как это было раньше, а идеал Великой России».

Более того, Петр I считал традиционную русскую религиозность одним из главных источников российского «невежества». Поэтому ни Петр, возложивший на свои плечи императорскую мантию, ни его окружение не поставили перед Российской империей каких бы то ни было духовных целей. Не сделали этого в XVIII столетии и его наследники на русском престоле. Поэтому идея «Российской империи» в своем начале имела светское содержание. А идея «Вселенского православного царства» уже при Петре ушла в прошлое.

Следовательно, в новой идеологии произошел коренной разрыв с предшествующей духовной русской традицией, в соответствии с которой Российское государство есть прежде всего государство истинной православной веры.

А в результате в процессе вытеснения светским миропониманием религиозного миросозерцания и само государство принимало все более светский характер, а значит, в стране все более утверждалась светская идеология.

6. Противоречия Петра I с патриархами. Сразу же после воцарения Петр I приступил к реализации своих идей, которые диктовались новыми вызовами. Какую же позицию заняли патриархи по отношению к новым идеям?

При Петре Патриархом был Иоаким, который, как никто другой, целиком поддерживал Петра в его стремлениях к царствованию и сыграл значительную роль в его воцарении.

Однако, поддерживая Петра как царя, Патриарх занял непримиримую позицию к его новым идеям. Во многом это объяснялось тем, что для него все более острой становилась проблема усиления иностранных конфессий на территории России, мощь которых возрастала вместе с ростом числа иностранцев в России. Поэтому Иоаким предложил ввести самые жесткие меры по отношению к иноземной культуре, в частности останавливать всех иностранцев на границе и выяснять их веру. Тем самым Патриарх коренным образом разошелся с устремлениями государя.

Через год после воцарения Петра Патриарх Иоаким скончался. Новым Патриархом был избран митрополит Адриан, который также был противником нововведений. И чем более взрослел царь, тем более неприемлемой становилась для него эта позиция. Однако Петр I и Патриарх Адриан сохраняли уважительное отношение друг к другу. Так, Петр, возвращаясь в Москву, непременно первым долгом шел к Патриарху, чтобы рассказать ему о своих делах.

Но Петр видел, что и Патриарх Адриан не поддерживает его политику. А поскольку интересы государства для Петра были превыше всех других интересов, то тем самым судьба патриаршества во многом была предрешена.

Но не только политическими целями диктовалось подчинение Церкви государству. Очень значимым мотивом была и еще одна задача – изъятие материальных ценностей Церкви, столь необходимых для обеспечения многочисленных петровских начинаний. Поэтому для государственного управления церковным имуществом в 1701 г. возник Монастырский приказ, в ведение которого перешли все церковные вотчины, судебная власть, контроль за изданием духовных книг и духовными школами, выплата денежных окладов священнослужителям и монахам (в 1725 году Монастырский приказ преобразовали в камер-коллегию при Синоде).

7. Просвещение – главный путь построения великой державы. Как же решить задачи, поставленные царем перед страной? Петр I дает ответ – просвещение. Поэтому он начинает, с одной стороны, бороться с российским «невежеством», а с другой – осуществлять стремительные преобразования во всех сферах жизни общества. Петр стал царем 12 сентября 1689 года. И с этого же времени началась его энергичная деятельность по реформированию страны, которая повлекла за собой существенные перемены во всех сферах жизни России: промышленности, армии, культуре, государственном управлении.

Свою деятельность он начинает с создания флота и новой армии. Постепенно, путем долгой учебы и трудов, он создает новый флот и армию. В 1694 году Петр начинает первый поход на Азов, в 1695 году он повторяет поход и одерживает первую победу над Турцией.

Понимая, что Россия должна многому учиться, он в 1697 году в составе Российского посольства, выдав себя за простого человека, отправляется на учебу за границу. Он усиленно учится сначала в Голландии, а потом в Англии.

В 1698 году Петр I возвращается в Россию. Приехав в страну, он начал осуществление своих реформ буквально во всех сферах жизни России.

Он продолжил создание флота и новой армии, а для этого потребовалась фактически новая промышленность. И если до Петра I в России практически не было заводов и фабрик, то после его смерти было построено 233 завода.

С 1699 года начинается война со Швецией, которая получила название Северной. Она продолжалась до 1721 года и закончилась полной победой России.

Он также создает новую российскую культуру, начиная с бытовой, с одежды, и заканчивая культурой, газетой, Кунсткамерой, ассамблеями.

Он заложил основы нового образования в России. По его распоряжению митрополит Стефан Яворский перестроил работу Славяно-греко-латинской академии, а сам Петр I в 1703 году учредил знаменитую школу математических и навигационных наук. При Петре I в России открываются современные начальные школы: гарнизонные, матросские, солдатские. Он открыл профессиональные школы: иноязычную, артиллерийскую, морскую академию.

Петр Великий стремится к тому, чтобы Россия была великой научной державой. И потому создает Санкт-Петербургскую академию наук, а при ней университет и гимназию. Для их организации он пригласил в Санкт-Петербург знаменитых ученых-профессоров из Западной Европы.

8. Значение реформ Петра для страны. К концу правления Петра I Россия становится одной из самых сильных держав Европы. И этот результат говорит о том, что Петр I не только правильно определил главные вызовы времени, но и вопреки всем трудностям провел нужные реформы. Не успей Петр I провести реформы – Россия очень скоро стала бы одной из колониальных стран, как в XVIII–XIX вв. стали колониями многие страны, даже такая большая страна, как Индия. С середины XIX в. полуколонией становится Китай. Последняя сильная и независимая страна того времени Япония – во второй половине XIX века стала форсированно модернизироваться на европейский лад.

Следовательно, мы можем с полным правом сказать, что если бы Россия не успела провести реформы, то ее, в лучшем случае, не стало бы как самостоятельной страны. И в этом был главный смысл, результат и правота реформ Петра Великого.

Подумай: в чем выразились реформы Петра Великого?





Дата публикования: 2014-10-30; Прочитано: 925 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...