Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Церковь Санта Мария Маджоре



«Традициое легис» и сопутствующие этой теме мотивы некогда украшали алтарь еще одной грандиозной римской базилики V века – церкви Марии Великой (или Санта Мария Маджоре). Первоначальные мозаики алтаря сохранились здесь фрагментарно. Место утраченной декорации заступила работа Торрити – художника раннего Возрождения – «Коронование Мадонны».

На уцелевшем древнем фрагменте можно видеть стопы Христа, отмеченные крестными язвами, и аллегорию реки в виде античного персонажа с сосудом. По речным волнам движется корабль (путь христианской жизни) в направлении многоярусного маяка-башни, знаменующего спасение.[15] Эти изображения дополняют сведения о рассматриваемом сюжетном блоке новой деталью, а именно – образом реки Жизни, или духовного Иордана, истекающим от стоп Христа. В сущности, это дополнение не столько ново, сколько традиционно. Ведь еще в катакомбных росписях от подножия Мистического Агнца истекали четыре райские реки – Геон, Фисон, Тигр и Евфрат, знаменующие евангельское учение. Метафора, имеющая место в живописи катакомб, расширяется в мозаиках ранневизантийской поры: райские реки Евангелия преобразуются в реку Жизни, текущую среди Рая, согласно Откровению Иоанна Богослова. Этот апокалиптический символ прекрасно сочетается с эсхатологическим [i] значением композиции «Традицио легис». Христос говорит апостолам: «Сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Мф. 19: 28). В этой связи, сопутствие первоверховных учеников Спасителю есть не только указание на созидание Церкви на камне апостольства (Петр – камень), но также на предстояние Церкви в лице Ее святых Христу на Страшном суде.

Интересно, что эта же тема, но уже в «других выражениях» присутствует во лбу триумфальной арки, где варьируются уже знакомые элементы: Этимасии предстоят апостолы Петр и Павел.

Рассматриваемый сюжетный блок получает свое традиционное завершение в боковых нижних композициях арки, где, с одной стороны, представлены агнцы у врат Вифлеема, а с другой – у врат Иерусалима.

Анализируя особенности бытования композиции «Традицио легис» и ее сопутствующих элементов в алтарных мозаиках ранневизантийского времени, можно прийти к выводу, что перед нами не просто последовательность случайных сочетаний, но многосоставное иконографическое единство, обладающее постоянством и допускающее варьирование. Ядром этого иконографического единства является композиция, изображающая Христа с предстоящими апостолами Петром и Павлом. Ее образными эквивалентами являются такие сочетания как Мистический Агнец (с Этимасией) и святые (агнцы), Спаситель и предстоящие Ему святые, Этимасия и первоверховные апостолы, Крест и агнцы (олени).

Второстепенное иконографическое звено представляет реку Жизни под видом четырех райских рек и духовного Иордана. Эквивалентным значением обладают мотивы: олени, пьющие из реки жизни; агнцы у четырех райских рек; голуби у евхаристической чаши.

В целом данный иконографический блок с темой предстояния Христу (тема Церкви) имеет четыре основных значения: экклесиологическое, эсхатологическое, евхаристическое и Страстное. Данный вариант алтарной схемы состоит из двух основных иконографических формул,[j] условные названия которых «Эсхатологическое предстояние» (для центральной зоны) и «Река Жизни» (для нижней части конхи или триумфальной арки).





Дата публикования: 2014-10-30; Прочитано: 305 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...