Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Базилика св. Петра в Риме



Профильный уровень

Зав. редакцией Л. А. Соколова

Редактор Е. А Крючкова Художественный редактор С. Н. Болоболов

Художник А. С. Побезинский

Технические редакторы Н. Т. Рудникова, Г. В. Субочева Корректор Г. М. Махова

Налоговая льгота — Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93—953000. Изд. лиц. Серия ИД № 05824 от 12.09.01. Подписано в печать с диапозитивов 25.03.08. Формат 6OX9O!/i6. Бумага офсетная. Гарнитура SchoolBook. Печать офсетная. Уч.-изд. л. 26,23. Доп. тираж 20 000 экз.

Заказ № 20014 (к-гз). Открытое акционерное общество «Издательство «Просвещение».

127521, Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, 41.

Открытое акционерное общество «Смоленский полиграфический комбинат». 214020, г. Смоленск, ул. Смольянинова, 1.

Базилика св. Петра в Риме

Кроме величественных базиликальных комплексов Св. Земли в Вифлееме, Иерусалиме и на Масличной Горе, в эпоху Константина сооружается римская пятинефная базилика св. Петра на месте мученической кончины святого апостола.

Известное по позднейшим воспроизведениям убранство верхней части конхи представляло собой двухъярусную композицию, главной темой которой являлось предстояние святых Христу. «Передача закона» в верхнем регистре дополнялась нижним аллегорическим фризом, который по аналогии с подобными изображениями римских катакомб отчасти дублировал главную композицию, дополняя ее. Роспись потолка катакомб Петра и Марцеллина, также разделенная на два регистра, безусловно, обнаруживает типологическое сходство с алтарными изображениями базилики св. Петра. Не одна только композиция «Традицио легис» говорит об этом сходстве, но также нижний ярус изображений. В катакомбах здесь можно видеть престол Мистического Агнца и святых, в храме св. Петра – Этимасию, то есть Престол Уготованный Страшного Суда, и череду агнцев. Символические города Вифлеем и Иерусалим, из которых исходит это шествие, говорят о том, что некоторые из святых призваны от язычников (Вифлеем), иные – от иудеев (Иерусалим).

«Традицио легис» и шествие агнцев не просто два параллельных повествования (прямое и иносказательное) – они связаны между собой самым непосредственным образом, поскольку Петр проповедовал у иудеев, а Павел – у язычников. Так, Вифлеемским шествием должен предводительствовать Павел, а иерусалимским – Петр. Доказательством того, что два яруса изображений базилики св. Петра представляют собой один сюжетный блок, является наличие в ранневизантийском искусстве таких изображений, которые объединяют оба полюса значений – прямой и аллегорический – в рамках одной композиции. Пример тому – мозаика при входе в мавзолей св. Констанцы, где апостолы, предстоящие Христу, и символические города находятся в одной изобразительной плоскости.





Дата публикования: 2014-10-30; Прочитано: 342 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...