Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Эволюция учений о налогообложении



В историческом плане существовало достаточно много попыток выяснить и познать сущность и природу налогообложения. Поиск приемлемых научно-прикладных вариантов взаимодействия публичных и частных субъектов шел в рамках глубоких политических, социально-экономических, правовых преобразований, которые затрагивали все стороны жизнедеятельности общества. Все это предопределило возникновение достаточно большого количества мнений, высказываний, суждений, которые в конечном счете привели к формированию более или менее стройных научных теорий.

Одной из первой является теория «общественного», или «публичного», договора. Эта теория была сформулирована в работах мыслителей Нового времени: Б. Спинозы (1632-1677), Г. Гроция (1583-1645), Т. Гоббса (1588-1679), Ж.Ж. Руссо (1712-1778) и др. Суть ее в том, что государство и налогоплательщик


заключают между собой неписаное соглашение, согласно которому государство, поддерживает порядок в обществе, защищает налогоплательщика от внешних врагов, осуществляет иные общественно полезные услуги, а налогоплательщик оплачивает эти услуги государства налогами. С точки зрения представителей данной теории, налог - это цена, которую платят за возможность использовать общественные ресурсы для определенных общих целей, например обороны, и оказывать воздействие на распределение доходов и имущества между гражданами.

С договорной теорией тесно связана развившаяся на ее базе атомистическая теория. Основные аспекты этой теории были сформированы во Франции в эпоху Просвещения [III.Л. де Монтескье (1689-1755), СП. де Вобана (1633-1707)]. Сторонники атомистической теории рассматривали налог как плату, вносимую каждым гражданином за охрану личной и имущественной безопасности, за защиту государства и другие услуги, т.е. как цену за услуги государства. Суть атомистической теории заключается в обмене одних ценностей на другие, что производится на особых основаниях, поскольку граждане не могут отказаться ни от уплаты налогов, ни от пользования общей охраной.

В первой половине XIX в. экономист Ж.С. Сисмон-ди (1773-1842) в своей работе «Новые начала политэкономии» (1819 г.) сформулировал теорию наслаждения и удобств, согласно которой налог рассматривался как цена, уплачиваемая гражданином за полученные им от общества наслаждения, как наслаждение от общественного порядка, справедливого правосудия, обеспечения свободы личности и права собственности.

К)


При помощи налогов, как отмечалось автором, происходит покрытие ежегодных расходов государства.

Теория страхования (теория налога как страховой премии) была сформулирована в «Трактате о налогах и сборах» английского историка и экономиста В. Пегги (1623-1687), а затем дополнена английским экономистом Д. Р. Мак-Куллохом-(1789-1864) и французским. государственным деятелем А. Тьером (1797— 1877). В соответствии с этой теорией налоги являются страховым платежом, уплачиваемым налогоплательщиками государству на случай наступления какого-либо риска. При этом, в отличие от истинного страхования, налоги уплачиваются не для того, чтобы при наступлении страхового случая получить сумму возмещения, а чтобы профинансировать затраты правительства по обеспечению общественного порядка и защиты собственности - своего рода сборы на содержание охраны. В несколько иной трактовке эта теория обозначает, что налогоплательщик выступает как член общества взаимного страхования и должен уплачивать страховой взнос пропорционально своему доходу и имуществу.

Теория о налоге как об общественной жертве (Б.Г. Мильгаузен), напротив, отсылала представителей идеи о естественной природе и общественном благе в раннебуржуазной либеральной науке к факту принудительности как основному признаку налоговых платежей: «налогами и податями именуются пожертвования подданных своему государству». Данная теория рассматривала налог в качестве принудительного платежа, что правильно отображало сущность налогообложения, особенно в тот период, когда господствовала точка зрения на налог как на добровольный взнос.

II


Распространенной теорией, имеющей своих сторонников и в настоящее время, является теория коллективных потребностей {Я. Штейн (1815-1890), А. Вагнер (1835-1917) и др.]. Сущность данной теории состоит во взгляде на юс_\дарс!во как на счбъею, призванный способствовать реализации общих (коллективных) потребностей граждан (членов общества). В силу этого гос\дарство может осуществлять экономические функции и иметь собственный, государственный сектор экономики, призванный удовлетворять коллективные (общественные) потребности. Налогообложение обусловлено существованием государства и выст>пает тем финансовым источником, который способствует его деятельности по удовлетворению коллективных потребностей общества.

А. Смит (1723-1790) и Д. Риккардо (1722-1823) как представители теории экономической нейтральности налогов (классическая теория) рассматривали налоги как основной вид государственных доходов, которые должны покрывать затраты по содержанию правительства. Смит в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» не дает собственного определения налога, но вырабатывает ставшие уже классическими четыре принципа построения налоговой политики:

1. Каждый должен участвовать в поддержке государства соразмерно своему доходу, который он получает под охраной государства (притшп справедчиво-сти).

2. Налог должен быть точно определен, а не произволен. Время его уплаты, способ и размер уплачивае-moi о налога должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другом)' {принцип определенности)-


3 Fla.ioi должен взиматься в такое время и гаюш способом, которые представляют наибольшие \добст-ва для плательщиков, т.е. существует необходимость устранения формальностей и упрощение акта уплаты налогов {пришит удобства)-

4 13 бюджет должна пост\пать сумма, соразмерная той. которою платит налогоплательщик, т.е. сбор налогов должен производиться при минимальных издержках {принцип экономичности)

Классическая теория, приобретя новое содержание, претерпев значительные изменения, стала предвестницей возникновения различных неоклассических направлений, и в первую очередь, теория монетаризма, которая была разработана в 60-х гг. XX в. М. Фридме-ном. Согласно его мнению, регулирование экономики необходимо осуществлять через денежное обращение, которое зависит от количества денег в обращении и банковских процентных ставок. При этом налогам отводится не такая важная роль, как в кейнсианских концепциях. В данном случае они наряду с иными экономическими механизмами воздействуют на денежное обращение. В частности, через налоги изымается излишнее количество денег. Как видим, в монетаризме налоги призваны сглаживать неблагоприятные факторы развития экономики и выступают косвенным инструментом регулирования экономических процессов.

В противовес вышеуказанным теориям представители кейнсиапской теории рассматривают налог не как доход государства или плату за \слуги, которые государство оказывает обществу, а как средство воздействия на экономическое развитие страны. Данная теория основана на исследованиях английского экономиста Дж.М Кейнса (1883-1946) и его последовате-


лей. Сущность данного направления заключается в том, что налоги - основной инструмент регулирования экономики, ориентированной на спрос. Налог - определяющий критерий функционирования рыночной экономики, из чего след\ег. чго государство имеет рычаг воздействия на экономику посредством введения (увеличения) или отмены (уменьшения) налоговых ставок.

Концетуальный смысл этой теории выражается формулой «сильное государство, активно использующее налоги как средство воздействия на экономику, -сильная и развивающаяся экономика».

Еще большее значение как фактору воздействия на экономическое развитие придает налогам бюджетная концепция американского ученого Лаффера, получившая название теории экономики предложения. Лаф-фер установил математическую зависимость доходов бюджета от налоговых ставок. Сокращение ставок налогов будет способствовать снижению масштабов уклонения от их уплаты, повысит степень мотивации к расширению объемов производства, в результате чего увеличится и налоговая база. Увеличение налогов за счет повышения их ставок на определенном этапе приведет к сокращению поступлений в государственный бюджет из-за быстрого сужения налогооблагаемых доходов. В итоге высокие налоговые ставки, по выводам А. Лаффера, оказывают сдерживающее влияние на предложение труда и капитала, что и было учтено при проведении налоговых реформ в зарубежных странах в 80-е гг. прошлого века.

Отдельно от вышеперечисленных теорий налогообложения стоит марксистская теория отмирания налогов, которое должно произойти вследствие неизбежного упразднения в процессе ггсторического развития


самою юс\дарства в рамках построения kommntihcth-ческого общества.

Следлет констатировать, что процесс теоретического и практического осмысления природы налогообло-жения является постоянным, о чем свидетельствует возникновение все новых и новых налоговых теорий (соотношения прямого и косвенного исиогооб юже-пия; тоского (единого) нспога: пере южеиия итогового бремени; соотношения пропорииоиспъного и прогрессивного пспогообюжения, социичьной возвратности па юга и ряда др.).

1.2. Налог как правовая категория:





Дата публикования: 2014-10-29; Прочитано: 869 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...