Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Образование в Западной, Центральной Европе



С крушением Римской империи в Западной Европе исчезла и прежняя образованность. Частные светские школы исчезли. Остались они только при церкви, которая не могла обходиться без грамотных людей. Для упорядочения и систематизации школьных знаний римский писатель из Карфагена Марциан Капелла в V в. предложил к изучению 7 свободных искусств: грамматику, риторику, диалектику, геометрию, арифметику, астрономию и музыку.

В VI в. эти 7 искусств были разделены другим римским ученым – Боэцием – на 2 части: гуманитарный тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и математический квадривиум (геометрия, арифметика, астрономия и музыка).

Грамматика сводилась к изучению латинского языка.

Риторика учила церковному красноречию.

Диалектика сводилась к тому, чтобы с помощью формальной логики (суммы доказательств) убеждать в истинности веры и опровергать еретиков. Иными словами она – искусство ведения спора.

Арифметика предназначалась для ведения простых подсчетов и магического толкования чисел.

Геометрия изучала строение поверхности земли, землемерное дело, основы строительства знаний, то есть включала, прежде всего, географию и архитектуру.

Астрономия сводилась к вычислению сроков церковных праздников.

Музыка, прежде всего пение, предназначалась для сопровождения молитв. В средние века музыку относили к математическим наукам из-за наличия строгих законов гармонии.

Тривиум представлял собой низшую ступень обучения, квадривиум – высшую. Окончательно закрепил это разделение в том же VI в римский популяризатор науки Кассиодор.

Организовывая, таким образом, обучение, церковь в то же время не была заинтересована в распространении грамотности. Она обучала ей только кадры священников. В результате книжная ученость, образованность вытеснялась в стены монастырей, а мирянам оставалось лишь внимать устному слову.

Постепенно распространяется суждение одного из наиболее ранних и авторитетных христианских теологов – Тертуллиана (160-230), который признавал единственным источником знания "божественное откровение" и считал, что религиозные догмы не нуждаются в обосновании их разумом. Подобные взгляды высказал и один из наиболее влиятельных отцов церкви Августин Блаженный (354-430). Говорил: "Больше веры, меньше разума", резко выступал против "языческой" античной философии, был нетерпимым к инакомыслящим, требовал истребления еретиков.

В итоге от поколения к поколению все больше сокращался круг знаний. В VI-VIII вв. архиепископ Исидор Севильский (560-636), и англосакс Беда Достопочтенный (674-734) писали краткие изложения сведений по географии, истории, теологии, грамматике, астрономии, агрикультуре, архитектуре. Все это приучало к поверхностности, без стремления проникнуть в суть явлений. Но для поддержания определенного уровня образованности клириков такой подход был достаточен.

Однако общественное развитие постепенно расширяло круг потребностей. Эпоха Каролингов потребовала увеличения числа более грамотных администраторов, юристов. Да и знати для управления складывавшимися сеньориями требовались не только грамотные слуги, но и собственные знания. Возникает потребность в хоть каком-то светском образовании, что было связано, в первую очередь, с деятельностью Карла Великого (в чем тоже его величие).

При нем начальная ступень предусматривала изучение азбуки, чтения на латыни и заучивания псалтири, затем – письма и пения. На средней ступени изучали тривиум и квадривиум. При Карле Великом в первую ступень вошло и изучение латинской литературы. Он приглашал к своему двору лучших ученых того времени из разных стран. Среди них выделялся англосакс Альбин Алкуин из Йорка, сторонник обучения мирян. Он составил учебники по грамматике и риторике, основанные на цитатах из Августина, Григория I с комментариями, написанные в форме диалога между учителем и учеником. Значение эпохи, названной Каролингским Возрождением, в области образования состоит в том, что по инициативе Карла было создано законодательство о школах, которые появились при монастырях и епископских кафедрах с начала lХ в. и было введено обязательное обучение детей знати. Для широких народных слоев в VIII-IХ вв. считалось достаточным знать "Отче наш" и "Верую", причем учить детей этому были обязаны родители.

Создателем средневековых школ в Западной Европе часто считают Кассиодора, который активно развивал идею школы для духовенства. Он же написал и первые учебники в расчете на варваров. Школы обычно существовали при церквах и монастырях. В последних нередко были внутренние школы для мальчиков, отданных в монахи и внешние – для детей мирян данного прихода.

Занимались обычно по 3 часа с утра и после обеда. В начальной школе изучали тривиум. В VIII в. еще считалось, что и для епископа достаточно знания лишь псалтири. Часто окончивший такую школу умел лишь механически читать по латыни, не понимая смысла слов.

С ХII в. в городах магистры (выпускники университетов) начали открывать частные школы, которые, в отличие от церковных, были платными. Первые такие школы возникли в Италии. Ремесленники стали создавать цеховые школы, в которых учили письму, счету. Появились и гильдейные школы у купцов. В цеховых и гильдейных школах учились и девочки. В ХIV-ХVI вв. сложилась система платных средних школ с 8-10-летним сроком обучения. Если все школы, которые патронировала церковь, были латинскими, светские школы вводили обучение и на родных языках.

В ХII в. появляется и педагогическая литература. Так, Гуго Сен-Викторский написал "Учительские наставления", в которых давались инструкции для учителей, помещались упражнения. Тогда же Абеляр настоятельно советовал при обучении опираться на природные способности учеников.

В Западной Европе университеты возникли из нецерковных, частных школ для подготовленных учащихся. Первым университетом в средневековой Европе считается Болонский. Он возник еще в ХI в. из Болонской школы, в которой преподавал известный тогда в Европе знаток римского права Ирнерий. Он основал первую школу права и брал плату за лекции. На его лекции приезжали учащиеся из многих стран Европы, и постепенно школа превратилась в университет. Первые сведения об этом относятся к 1088 г. В 1130 г. там впервые вводится степень доктора права.

Развитие образования именно здесь, в Северной Италии, было связано с ранним и бурным развитием городов. Частные школы права действовали в Болонье уже со второй половины ХI в. Успехи этих школ были столь общепризнаны, что Фридрих I Барбаросса в 1155 г. взял болонских студентов под свое личное покровительство, подчинив их юрисдикции только преподавателей или епископа (то есть, вывел из подчинения городу).

Почти одновременно с Болонским возник и Парижский университет, но он стал первым, чье внутреннее самоуправление было признано и утверждено королем. Соответствующую хартию в 1200 г., после слияния парижских кафедральных школ при Нотр-Дам, подписал Филипп II Август. В 1258 г. духовник короля Людовика IХ Робер де Сорбонн основал при университете общежитие для преподавателей и неимущих студентов, изучавших богословие – коллегию. Это общежитие, а затем, уже с ХVll в., и весь Парижский университет стали называть Сорбонна.

Все преподаватели в Парижском университете были объединены в факультеты. Там сложилось 4 факультета: младший (артистический) и 3 старших (богословский, юридический и медицинский). На артистическом факультете изучались 7 свободных искусств. На него принимали с 9 лет. По окончании этого, по сути подготовительного факультета, заменявшего обычные школы, студентов принимали на старшие факультеты, из которых наиболее значимым был богословский.

По примеру Сорбонны организовывались другие североевропейские университеты. К 1300 г. в Европе уже было 18 studia generalia. Поначалу университеты распространились в Западной Европе (Италии, Франции, Испании, Англии), в Центральной Европе, в том числе и в германских землях они появились позднее.

Система занятий сводилась к лекциям и диспутам. Обучение было крайне трудным. Надо было в совершенстве владеть латынью, на которой велось обучение во всех университетах, обладать очень хорошей памятью, ибо учебников было мало и они, соответственно, отличались дороговизной. А все написанное надо было заучивать наизусть и в дискуссиях оперировать дословными цитатами.

Экзамены обычно были устными и публичными, проводились перед преподавателями и студентами. В день сдачи экзамена обычно постились (как перед важнейшими религиозными обрядами).

Университеты пользовались покровительством пап, императоров, королей, городов. Папы обычно поддерживали тех из них, где готовились богословы. Наиболее крупный богословский факультет был в Сорбонне. Монархи, нуждавшиеся в грамотных советниках, администраторах и знатоках законов, покровительствовали тем университетам, в которых имелись юридические факультеты. Именно с такой целью были основаны, например, университеты в Праге (1348), Кракове (1364), Братиславе (1467).

Города покровительствовали университетам потому, что они привлекали массу школяров, которым надо было где-то жить, питаться, одеваться. Это давало заработок домовладельцам, ремесленникам, торговцам, владельцам трактиров. Кроме того, знаменитый университет приносил городу славу. Но университеты вели постоянную борьбу с городами за права, пока не добились автономии, то есть независимости от городских властей. Но полной независимости у университетских корпораций не было. Они контролировались церковными и светскими властями. Автономия и самоуправление касались обычно вопросов организации учебы и внутренней жизни университетов.

По традиции, пришедшей из церковной организации, члены университетов должны были быть неженатыми, ибо все, имевшие ученые степени, считались клириками. Наука считалась несовместимой с браком, семьей, с будничными заботами. В Сорбонне медикам разрешили иметь жен в конце ХV в., а юристам – лишь спустя столетие. Но и до начала ХХ в. консервативные слои в университетах предпочитали холостяцкую жизнь, и на женатых смотрели, как на отступников.





Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 1361 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...