Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Наука в Западной и Центральной Европе



Современный термин наука, под которым подразумевается система знаний о природе, обществе и человеке, едва ли приложим к занятиям средневековых книжников, которых интересовали только общие, отвлеченные проблемы мироздания.

Поскольку всё, окружавшее человека, определялось Богом, изучать земной мир считалось излишним. Поэтому основное внимание уделялось изучению христианской, богословской литературы, извлечению из нее истин, необходимых для понимания Божественной премудрости. Изучение эмпирических фактов, постановка опытов не поощрялись. К такой деятельности относились с подозрением, ибо это считалось вторжением в Божий порядок.

Таким образом, средневековая наука была ограничена областью абстракций, была наукой лишь о наиболее общих явлениях, то есть философией. А, учитывая цель познания, философия эта была богословской. Отсюда известное выражение, что тогдашняя наука – служанка богословия. Эта ее роль не только не считалась унизительной, а напротив, возвышала науку, ибо, во-первых, в добровольном служении средневековый человек вообще не видел ничего принижающего, a, во-вторых, служение богословию могло, с его точки зрения, только приблизить философию к божественной истине.

Иными словами, средневековую науку организовала церковь, ученый был клириком, чаще – монахом. Наука, будучи книжным делом, опиравшаяся исключительно на абстрактное мышление, прямо не откликалась на технические проблемы и не влияла на их развитие. Ибо задача науки – наблюдать мир, не вмешиваться в ход событий и не руководствоваться практической пользой.

Развитие светского образования в развитом средневековье раздвинуло рамки образованности и переместило большинство книжников в университеты. Однако, в отличие от ученого монаха, университетский интеллектуал был и педагогом, преподавателем. Отсюда в университетах возникло стремление не только познавать высшую премудрость, но и разъяснять ее. Так возник интерес к методике познания. Такая наука, сформировавшаяся в университетах, получила соответствующее название – схоластика.

Базируясь на богословском постулате о неизменности Божьего мира, схоластика изучала не конкретные явления, а мнения, брала готовые понятия из высказываний авторитетов. Авторитетами для схоластов были некоторые античные авторы и, естественно, отцы церкви. В области общих понятий непререкаемым авторитетом был Аристотель. Однако, отвлекаясь от опыта, практики, схоласты пытались объяснять все явления умозрительно, отвлеченно. Главной задачей схоластов были логические конструкции, а не поиск физических реальностей. Они чрезвычайно развили умение делать силлогизмы (умозаключения) и, с их помощью, приводить очень тонкие доказательства. Но если у ученых схоластов все же были важные находки и мысли, то школьная схоластика превратилась в застывшую схему, зубрежку готовых ответов.

"Отцом схоластики" считался крупный мыслитель раннего средневековья Боэций (480-524/525). Главную цель своей жизни он видел в том, чтобы сделать доступным варварскому миру достижения античной культуры. Он создал философский язык средневековья: дал латинские эквиваленты многим средневековым понятиям, выработал терминологию.

Арабские университеты в Испании в ХII в. привлекали учеников со всех стран. Там преподавали лучшие ученые того времени: в Кордове – один из виднейших философов средневековья – араб Ибн-Рошд (Рушд) (1126-1198), известный в Европе под именем Аверроэс. Основа аверроизма – требование рациональных доказательств, что выводило его учение за рамки средневековых представлений. Среди его последователей выделялся Сигер Брабантский, преподававший в ХIII в. на артистическом факультете Сорбонны. Сигер утверждал: выводы разума могут противоречить божественным откровениям и это надо принимать как реальность.

Коллега Сигера по Сорбонне, Жан де Мён, знаменитый средневековый писатель, также придерживался аверроистских взглядов. Он считал, что хотя Бог - первопричина мира, но он очень давно передал управление мира природе, обладавшей, следовательно, относительной самостоятельностью в своем существовании и развивавшейся естественным путем, лишь в рамках, установленных Богом. Отсюда исходит важный для средневековой философии вопрос о свободе воли – признается право и возможность человека вести активную жизнь, добиваться собственных целей.

В целом, в схоластике сложилось два основных направления: реализм и номинализм. Реалисты считали, что общие понятия, например: род, вид, идея, система, жизнь, народ и т.п. реально и объективно существуют сами по себе и предшествовали появлению конкретных вещей. Виднейшим представителем реализма в средние века был Ансельм Кентерберийский (рубеж ХII/ХIII вв.).

Противники реалистов – номиналисты утверждали, что реально существуют только вещи с их индивидуальными качествами, а общие понятия создаются благодаря вещам, которые отображаются в нашем сознании посредством мышления. Такие мысли, и выводы номиналистов означали отход от схоластики с ее общими рассуждениями к подлинной науке. Но средневековый номинализм еще не становился наукой, он не столько обращался к вещам, сколько отрицал реальность универсалий, общих понятий. Сильная сторона номинализма заключалась в признании первичности предмета и вторичности понятий. Активным сторонником номинализма был Пьер (Петр) Абеляр (1079-1142).

Крупнейшим номиналистом, оставившим большой след в истории культуры, был и англичанин Роджер Бэкон (1214-1294). Ему принадлежат многие изобретения и открытия: описание рецептуры пороха и его роли в военном деле, объяснение причин появления радуги, способы получения фосфора, магния и других элементов. Он шлифовал линзы для микро- и телескопа, чем вызвал раздражение университетских властей, запретивших ему преподавать и публиковаться в Оксфорде.

К номиналистам примыкали сторонники направления, получившего название рационализм. Одним из его видных представителей был Иоганн Дунс Скотт (1266-1308). В основе учения Скотта – вера – продолжение разума. "Разум бесполезен для веры, но – инструмент познания мира".

Эту мысль развивал Вильгельм Оккам (ок.1300 - ок.1350), он указывал, что пределы разума подчинены рассудку и доказательствам, тогда как вера – бездоказательна и потому поддается разным толкованиям. От него пошло понятие "бритва Оккама" – все лишнее при объяснении мира (веру и все божественное) надо отсекать.

Рационалистом был и Николай Кузанский (1401-1464), из Германии, впоследствии крупный богослов, кардинал в Риме.

Помимо схоластики, существовало еще одно философское направление – мистика. Ее сторонники отвергали опыт, практику. Они считали, что религиозные положения усваиваются исключительно путем "созерцания", то есть молитв. Видным представителем мистиков был цистерцианский монах Бернард Клервосский (1091-1153), аскет, требовавший ликвидации церковной роскоши.

В развитии городской культуры, возникновении светских учебных заведений, в которых изучались античные науки, церковь увидела для себя угрозу, ибо подрывалась ее монополия на руководство духовной жизнью общества. Для сохранения своего положения она преследовала номиналистов (Абеляра, Бэкона и др.), сжигала их творения, организовывала нищенствующие ордена, вводила инквизицию. Но, помимо репрессий, церковь стремилась взять под свой контроль и нецерковное образование. Клирики старались занимать университетские кафедры, усиливали роль богословских факультетов.

Большую услугу церкви оказал богослов, доминиканец, Фома Аквинский (1225-1274), оставивший много трудов, восхвалявших богословие. Он заявлял, что всякое познание – греховно, если оно не имеет своей целью познание Бога. Дело в том, что Фома Аквинский систематизировал и завершил создание богословской схоластической системы в условиях начавшегося расцвета городов, когда усилилась тяга к научным знаниям, к познанию мира не только с позиций религии. Это было время создания всевозможных экциклопедических трудов, в которых авторы стремились рассматривать все – от Бога до зверей и растений, и создать с позиций схоластики законченную картину мира. Учение Фомы – томизм - оказало громадное влияние на всё дальнейшее развитие схоластики и католицизма.

Литература в Западной Европе.

Западноевропейскую средневековую литературу обычно делят на городскую и рыцарскую. Деление это основано, прежде всего, на тематике произведений, ибо образованные горожане были активными читателями и сочинений, главными героями которых были рыцари. Кроме того, своим развитием и расцветом рыцарская литература была обязана городам, ставшим уже с ХII в. очагами распространения грамотности, в том числе и среди дворян. Именно с этого времени и начинается распространение собственно художественной литературы. Ибо в раннее средневековье узкий круг образованных людей довольствовался сочинениями, прежде всего, на религиозные темы.

Среди рыцарской литературы поначалу наибольшей популярностью пользовались эпические произведения. Выдающимся образцом французского эпоса является " Песнь о Роланде ". В основе ее сюжета лежит неудачный поход Карла Великого в Испанию, в ходе которого при поспешном отступлении арьергард франков в 778 г. был уничтожен ночью из засады басками в Ронсевальском ущелье на Пиренеях. Но в течение последующих почти трех столетий, пока поэма была записана (самый ранний, так называемый Оксфордский список относится к началу ХII в.), она претерпела ряд изменений под влиянием происходивших событий. Быт и нравы рыцарей, их битвы в поэме отражают уже не VIII, а ХI в., когда рыцарство сформировалось и приобрело большой вес в обществе. В условиях постоянной борьбы с испанскими мусульманами баски в поэме заменены сарацинами (неверными, мусульманами), что превращало героев поэмы из неудачливых завоевателей в борцов за веру (чего в действительности не было). Главной стала не сама трагедия битвы, а осуждение произвола и предательства феодальной знати (предательство графа Ганелона). Им противостоит рыцарская верность вассальной присяге в лице Роланда, племянника Карла. Образ самого Карла воплощает идею государственного единства. Тем самым поэма становится злободневной в условиях борьбы королевской власти с феодальным произволом, в чем были заинтересованы рыцари.

В ХII в. была записана возникшая тогда в Испании " Песнь о Сиде ". В ней изображалась борьба испанцев за освобождение Пиренеев от арабов. Прообразом главного героя поэмы был кастильский рыцарь Родриго Диас де Вивар, которого часто называли Сид Кампеадор. Реальный Сид долгое время участвовал в феодальных распрях, затем, обиженный королем, перешел на службу к мусульманам. Но с конца ХI в. он стал одним из лидеров борьбы с арабами, одним из крупнейших деятелей тогдашней реконкисты, одержал много славных побед.

В поэме образ Сида сильно идеализирован. Он выведен мелким рыцарем, тогда как был крупным феодалом, показан патриотом страны, преданным королю, ставившим освобождение Испании от мавров выше личных интересов. То есть в поэме Сид стал как бы воплощением народного героя. Такая демократизация образа Сида, да и весь глубоко народный тон поэмы неслучайны. Ведь "Песнь о Сиде" – это, прежде всего, поэма о реконкисте, в которой принимали участие все слои испанского общества, самыми многочисленными из которых были крестьяне и горожане.

Этой демократичностью "Песнь о Сиде", как и другие испанские героические поэмы того времени, отличалась от французского героического эпоса, где выделялось рыцарство со своим культом чести, вассальной верности и пренебрежением к простому народу.

В немецком эпосе наиболее знаменита " Песнь о Нибелунгах ", записанная в 1200 г. Она основана на древнегерманских сказаниях об эпохе "великого переселения народов", о гибели королевства бургундов под ударами гуннов в 437 г. Среди ее героев гуннский вождь Аттила, выведенный под именем Этцеля. Но содержание поэмы связано с рыцарскими обычаями Германии времен Штауфенов – турнирами, балами, что и делало поэму популярной в дворянской среде.

В ХII-ХIII вв. складывается и рыцарская поэзия, в которой особо преуспели поэты Прованса (Южной Франции) - трубадуры, писавших на местном провансальском языке. Эта поэзия воспевала рыцарские идеалы, куртуазность, культ прекрасной дамы. Были в стихах и социальные мотивы, отражавшие презрение рыцарей к простому народу, чем особенно прославился воинственный рыцарь и модный поэт – Бертран де Борн. Им подражали северофранцузские менестрели.

Распространились и рыцарские романы, часто в стихотворной форме, по мотивам кельтских преданий. К ним относится цикл о короле бриттов Артуре и его рыцарях (так называемых рыцарях Круглого Стола). Сказание об Артуре и рыцарях Круглого Стола оказали огромное влияние на европейскую литературу и искусство. От них и начались рыцарские романы, первоначально возникшие в Северной Франции. В этих романах много мистики, чудес, волшебников, фей и т.п., во что тогда безоговорочно верили, считали реальностью, а сейчас обычно воспринимается как сказки. Естественно, герои романов по своей психологии, поведению и остальному ближе ХI-ХIII вв. (ведь, вспомним, в V-VI вв. и рыцарства, как такового, еще не было).

Наиболее известна из артурова круга легенда о Тристане и Изольде, ставшая прекрасной повестью о любви и смерти, вызвавшая много подражаний. Популярность артурова цикла связано не только с рыцарскими идеалами. В нем в противовес атмосфере жестокости, воинственности, потоками крови утверждаются моральные нормы, имевшие не сословную, а общечеловеческую значимость: честность, верность долгу, благородство, возвышенное уважение к женщине и др.

Большой популярностью пользовались и возникшие под влиянием кельтской романтики романы Кретьена де Труа.

Городская литература имела своими истоками фольклор и обращала его против светских и духовных феодалов. Так, в одном из наиболее популярных произведений – " Романе о Лисе " (Франция) король выведен в виде льва, крупный феодал – в виде медведя, рыцарь – вечно рыскавший в поисках добычи, голодный волк, изворотливый, практичный и деловой горожанин – хитрый лис, крестьяне – куры, улитки и прочие мелкие животные. Придворный проповедник выведен ослом. Этот роман, создававшийся с ХII по ХIV в. и состоявший из 30 отдельных сказок (браншей), пользовался огромной популярностью и имел многочисленные подражания.

Другим популярным романом был " Роман о Розе " (тоже написанный во Франции). Сюжет первой части, написанной в 1269-1277 гг. Гильомом де Лориссом, был следующим. Молодой человек входит в сад любви и видит Розу (Даму), которая овладевает его сердцем. Дальнейшее повествование посвящено вопросу, сорвет ли главный герой Розу? Перед читателями проходят раздумья – аллегории в виде капризов и превратностей любви, которые представляют аргументы за и против. Текст обрывается без решения сомнений и желаний героя.

Вторая часть романа – более серьезная. В ней затрагиваются этические темы, критикуются порядки феодального общества, и особенно – лицемерие церкви. В ней автор – университетский схоласт, преподававший в Сорбонне Жан де Мён дал универсальную сумму представлений: от астрологии до взглядов на любовь и королевскую власть. Если де Лорисс превозносил женщину, де Мён ее презирает. Во взглядах на любовь он был типичным мужским шовинистом и прагматиком: любовь мужчин и женщин – это только обязанность, возложенная природой для производства потомства. Поэтому брак вообще не нужен, достаточно свободных любовных связей. Этот тезис возник из канонических представлений о неполноценности женщин.

В ХIV в. против таких взглядов выступил известный английский поэт Джефри Чосер, автор "Кентерберийских рассказов" – сборника стихотворных новелл и сказок, которые, по сюжету, рассказывали друг другу 29 паломников по дороге в Кентерберри на богомолье. Паломники разговаривают друг с другом и с прохожими. В итоге представляются все слои английского общества. И хотя сословия четко выделены и низшие завидуют "благородным", Чосера интересуют люди как личности, а не как представители определенного слоя.

К городской литературе по тематике примыкает творчество бродячих поэтов - вагантов. Их появление связано с развитием светских школ и университетов. Это - бродячие студенты. В общем, ваганты – это молодые (хотя и не всегда), образованные (часто недоучившиеся), критически относившиеся к окружавшей их действительности поэты (нередко смотревшие на мир сквозь окна трактиров). Церковь их преследовала за свободомыслие, критику духовенства и отрицание аскетизма; светские власти часто также смотрели на них подозрительно.





Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 1467 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...