Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Христианская церковь и западноевропейская культура



В условиях варваризации Западной Европы церковь превратилась в единственного хранителя античного наследия. Монастырские жилища были подчас единственным местом, где сохранялись древние рукописи. Много для сохранения античного наследия сделал римский аристократ Флавий Магн Аврелий Кассиодор (ок.490-585), пытавшийся отстаивать римские идеи на службе готского короля Теодориха. Но поскольку в условиях всеобщей разрухи единственными очагами, у которых собирались образованные люди, были возникавшие монастыри, Кассиодор основал на свои средства в Калабрии обитель Виварий, где монашеской братии вменялось в обязанность изучать и переписывать книги, причем не только христианские, но и языческие. Кассиодор был сторонником примирения римлян с варварами. Деятельностью Кассиодора и его учеников было положено начало монастырским скрипториям - специальным комнатам для переписывания рукописей. Так были сохранены Вергилий, Сенека и другие, а наставления Кассиодора стали считаться минимумом для образованного человека до ХIII в. В ХII в. скриптории были уже в 2000 монастырей. И хотя нередко древние тексты уничтожались для использования дорогого пергамента под нужды церкви, монахи всё же чаще соскабливали творения своих же предшественников, чем языческих авторов.

Значительную роль сыграла церковь в развитии начального образования. Именно из церковных и монастырских школ вышло большинство средневековых мыслителей. Тем более, что церковное образование в значительной мере было лишено сословных перегородок. Талантливым представителям неимущих слоев путь к знаниям тогда был возможен в большинстве случаев лишь через церковное образование. Многое для формирования круга необходимых средневековому человеку знаний сделал служивший при том же Теодорихе Остготском Боэций, названный в последствии отцом схоластики.

Значительной была роль церкви в развитии средневековой архитектуры и изобразительного искусства. Первоначально все крупные каменные постройки делались и украшались по заказам церкви, за ее счет. Двоякой была политическая роль церкви. В раннем средневековье она, заинтересованная в прочной государственной власти, выступала против усобиц и произвола необузданных феодалов. Она во многом способствовала сдерживанию и изживанию первобытных инстинктов и привычек в поведении людей, стимулировала создание моногамной семьи, хотя стремилась подавить в людях чувственные влечения и насаждала многие нормы, ограничивавшие свободу поведения человека.

Если язычество регулировало отношения человека с природной средой, то христианство регулировало социальные отношения. Отличало его от язычества не единобожие. И у язычников были главные боги, и в христианстве сохранялись элементы политеизма (Дева, апостолы). Отличие, думается, именно в социальных и моральных рамках. В язычестве нравственно все, что способствует выживанию. В отличие от язычества, в котором личность растворялась в коллективе, в христианстве уже есть индивид с определенной долей ответственности за свое поведение.

Таким образом, христианство стало основным, ведущим элементом духовной культуры европейского средневековья.





Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 857 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...