Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Архитектура и изобразительное искусство в Зап. и Центр. Евр



Архитектура и изобразительное искусство занимали в средневековой Европе исключительное положение. Ибо основная масса населения была малограмотной, язык ученых и церкви – латынь – непонятен большинству. Поэтому искусство, как и устное слово, оказывались наиболее действенными средствами общения, доступными всем.

Средневековые архитектура и искусство были характерны своей анонимностью, во многом связанной с тем, что организация труда и строительная техника того времени требовали коллективности, иногда даже труда нескольких поколений.

Развитие архитектуры иллюстрирует путь искусства вообще при переходе от античности к раннему средневековью. Молящийся грек стоял перед храмом, и храм приветствовал его совершенством внешнего облика. Для раннехристианского храма его внешний облик несущественен. Главное – внутренние помещения, призванные принять в себя молящегося, сообщить ему должный настрой. Дать иллюзию пребывания в бестелесном мире. В христианских храмах соединились две идеи: иудейская, где синагога – место для совместных молитв, и античная, где храм – жилище Бога.

Так как христианское богослужение, в отличие от языческих ритуалов, совершалось внутри храмов, возникла задача создания зданий, которые могли бы вместить большое количество людей. В западной части христианского мира получил распространение вытянутый тип храма, зал которого был разделен на 3 части двумя продольными рядами колонн – так называемая базилика. Мода на базилики римского типа во многом сложилась под влиянием именно базилики Св. Петра, ибо очень многие христиане стремились побывать на могиле апостола, а затем и строить у себя нечто подобное.

Западная Европа до IХ в. не знала сколько-нибудь значительных каменных построек. Там в результате германского завоевания архитектурное искусство Рима пришло к полному упадку. Лишь при Карле Великом начали создаваться массивные каменные сооружения, обычно с деревянными перекрытиями, главным образом – церковные. Постройки эти были плохими копиями древнеримских базилик. За подражание античности этот архитектурный стиль в ХIХ в. назвали романским. Для этого стиля характерна полукруглая сводчатая арка, приземистость, массивные толстые стены, узкие прорези окон. Римская техника сооружения каменных сводов была забыта, а где еще применялась, своды оказывались весьма непрочными и часто падали на головы строителей или обитателей построек. Украшения бывали на фасаде и внутри, там, где находился алтарь.

Купола на Западе не привились, ибо они, с одной стороны – влияние Востока, от которой Западная Европа была далеко, с другой – сооружение куполов требовало сложных знаний и техники, чем здесь не обладали. Проще было соорудить цилиндрический свод. Но он был очень тяжел, равномерно давил на стены, которые и приходилось строить очень массивными, толстыми, почти без оконных проемов. Поэтому такие храмы давили своей приземистостью, сумрачностью, монотонностью конструкций.

С конца ХII в. на востоке Франции и в Бургундии появился новый тип построек, новый архитектурный стиль – готический. Чтобы уменьшить давление массивных арочных сводов на стены выход был найден в изменении формы арок. Из сводчатых, дугообразных они превратились в стрельчатые, состоящие как бы из двух дуг. Это позволило облегчить давление сводов на стены, что повлекло изменения в конструкции зданий. Массовое их применение позволило перейти к каркасной системе, при которой свод опирался не на стены, а на отдельные столбы. Это и позволило делать стены легкими, ажурными, с многочисленными окнами.

Громадные окна стали украшать цветными стеклами, составляя из них целые картины – витражи. Снаружи и внутри храмов появилось множество дополнительных украшений (барельефы, скульптуры). Вероятно, витражи стали распространяться с появлением цветных стекол – с ХII в.

Готические соборы, устремленные ввысь благодаря множеству расположенных друг над другом стрельчатых арок, производили сильное впечатление на прихожан. Главное в готике – устремление вверх. Соборы как бы удаляются от грешной земли. Вся архитектура подчинена идее устремления в небеса, к Богу. Впечатление усиливалось богатым внутренним убранством алтарей.

Расцвет церковной готики в Западной Европе – ХIII в. Потом приходит увлечение деталями, декоративным расточительством, за которым часто не было видно и самого здания. Стиль себя как бы исчерпал. К тому же во второй половине ХIV в. наступает пора небольших приходских церквей, частных капелл. Это, а также возрастание значения светских зданий приводит к тому, что искусство уже обращается не ко всей массе, а к отдельному человеку. Заказчиками выступают короли, богатые феодалы и горожане, которым не нужны, а часто и не по карману громадины.

Изобразительное искусствосредневековой Европы сложилось, прежде всего, под влиянием мифологического мышления и магических культов варваров, не отделявших себя от природы. Но эта суровая природа казалась им враждебной. Поэтому в искусстве варваров, а оно поначалу было прикладным, преобладали предметы магического культа: амулеты-обереги, а также украшенные оружие и утварь. Готы первыми из варваров восприняли от античности технику перегородчатых эмалей и создали полихромный стиль, в котором использовались природные свойства камней, благородных металлов. Эти достижения начали распространяться в эпоху Великого переселения народов, их восприняла и церковь. Прикладное искусство преобладало и в эпоху Каролингов.

В таком виде от византийцев, в иконах и фресках, живопись перешла в Западную Европу при Каролингах. В IХ в. фрески украшали и светские постройки. Иконы в Западной Европе не распространились. Ярче всего каролингская живопись была представлена в книжной миниатюре. Дело в том, что романские росписи сохранялись плохо из-за красок, осыпавшихся вместе со штукатуркой.

Со становлением готики, по мере того, как стены храмов становились более ажурными, выделялись детали каркаса зданий, в храмах не оставалось места фрескам. Их заменили витражи – своеобразная готическая живопись. Витражи, заполнявшие огромные окна, не просто заменили фрески. Они открыли возможность для цветовых эффектов, в которых средневековые живописцы Западной Европы видели конечную цель своего искусства. Витраж в Западной Европе выполнял ту же роль, что в Византии мозаика. Расцвет витража пришелся на вторую половину ХII - первую половину ХIII в. В этот период витраж был декоративным фоном. Позднее, когда витражи стали делать в подражание картинам, они утратили монументальность чистых, сочных тонов.

В эпоху готики еще более распространенными стали книжные миниатюры. Сюжеты их были различны, зависели от жанра и содержания иллюстрируемого текста. Рыцарская куртуазность, например, вела к изысканной, элегантно оформленной литературе. Часты в миниатюрах бытовые мотивы, что делает их интересным источником о средневековом быте.

Писать маслом начали в ХII в. Но станковая живопись до ХIV-ХV вв. была развита слабо. Сюжеты были схематичными и отвлеченными в соответствии с церковными идеалами и потребностями. К ХV в. всё больше на живопись стали влиять вкусы и запросы горожан. Сюжеты картин становились конкретнее, распространились портреты, что отразило интерес к личности.

Эти же изменения вели и к "открытию женского тела" с ХIV в.: на картинах – облегающие одежды, глубокие декольте, позы демонстрируют жеманность. Но натуралистические черты обнаженного женского тела – с ХV в. Излюбленные темы миниатюр второй половины ХV в. – любовные пары, как соответствующего возраста, так и наоборот: девушка и старик с кошельком, девушка в объятиях трупа (мотив скоротечности земной красоты – напоминание о небесном).

Среди видов искусств живопись считалась ниже литературы, ибо она создавалась при помощи ручного труда, а он был приниженным, в отличие от умственного. К тому же живопись – это замена чтения для неграмотных. То есть художник приравнивался к ремесленнику, и картины долго оставались анонимными. Лишь с развитием бюргерского самосознания, с ХIV в. художники стали самоутверждаться.

Статичность средневековых картин – это демонстрация неподвижности времени: всё известно наперед. Перспектива не интересовала художников, ибо мир нереален, пространство может иметь более трех измерений, а время – более одного. Индивидуальность в творчестве, новизна – подозрительны. Автор не творил самостоятельно, а участвовал как бы в продолжение коллективного труда, и аудитория удовлетворялась повторением уже ей известного.





Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 1424 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...