Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Быт европейских феодалов



Феодалов объединяло происхождение от знатных предков, обладание сеньориальными правами и специфическая общественная функция – несение военной службы. Одним из признаков знатности и благородства считалось отсутствие необходимости систематически трудиться ради заработка. Примерно с ХII в. в Европе складывается монополия феодального сословия на военное дело и до появления огнестрельного оружия в ХIV в. рыцари были фактически единственной реальной силой.

Из своего "детства" рыцарство, особенно во Франции, вышло с началом крестовых походов, а период его "совершеннолетия" приходится, примерно, на вторую половину ХII в. когда устанавливается идеология, давшая ему "удостоверение знатности," аристократизма. Тогда же и закрепляется общий термин - рыцарь.

Вассал служил сеньору за свой счет, то есть должен был иметь определенные средства, чтобы вооружиться, содержать слуг-оруженосцев, питаться в походе. На содержание рыцаря требовалось примерно 15-20 крестьянских семей – то есть деревня средних, для того времени, размеров. Так как к некоторым видам службы вассалы могли привлекаться в любой момент (короткая и недалекая военная экспедиция и п.т.), они должны были быть свободными от повседневных хозяйственных дел, систематического личного труда. Вассал не имел полной свободы в выборе брачной партии своим детям; завещать что-либо не прямым наследникам вассал мог лишь с согласия сеньора. А прямые потомки вассала при получении наследства платили сеньору пошлину. Вассал не мог отказаться от службы по требованию сеньора. Бегство с поля боя или сдача крепости считалась преступлением против сеньора. То есть, в определенных случаях сеньор не только ограничивал свободу личности вассала, но и имел власть над его жизнью.

Но, как указывалось, вассальные отношения – двусторонний договор. Сеньор был обязан помогать вассалу в случае угрозы, не мог злоупотреблять своими правами. С конца ХI в., под влиянием развития денежных отношений, служба рыцарей стала вознаграждаться денежной оплатой, так сказать, для стимулирования вассальной верности.

Обязанности рыцарей. Рыцарь, как отмечалось – это тяжеловооруженный воин. Его вооружение стоило весьма дорого. В конце I тыс., еще при неразвитых денежных отношениях, снаряжение рыцаря с конем стоило 45-50 коров, то есть стадо целой деревни. Со временем снаряжение совершенствовалось и, естественно, дорожало. Пользоваться этим вооружением было довольно сложно. Мальчиков в рыцарских семьях уже с 6-8 лет приучали носить доспех. Чтобы научиться владеть тяжелым обоюдоострым мечом, распространившимся с IХ в., надо было постоянно тренироваться не менее полутора лет. Поэтому стать рыцарем можно было лишь после 7 лет обучения в качестве слуги или оруженосца у опытного рыцаря. После этого происходило торжественное посвящение в рыцари.

Служить своему сеньору во время военных действий рыцари должны были обычно не более 40 дней в году. За "сверхурочную" службу им полагалось большое вознаграждение. При этом вся военная добыча оставалась за рыцарем. А в свободное время от мог "подрабатывать" (с согласия сеньора) на стороне: у других сеньоров или городов.

До ХIV в. исход сражений все определялся рыцарями. Во время сражений, горя нетерпением сразиться с достойными, рыцари часто давили собственную пехоту, хотя, в принципе, могли воевать и пешими. Вся битва распадалась на поединки между враждовавшими рыцарями и их группами. Естественно, ни о какой дисциплине во время боя речи не было. И часто отступление в поединках нескольких рыцарей превращалось во всеобщее бегство. Любой приказ был для рыцаря оскорблением. Даже король в бою мог его только просить. Поэтому уже с ХI в. стали возникать известные читателям духовно-рыцарские ордена, в которых рыцари были скованы суровой монастырской дисциплиной.

Излюбленным боевым построением рыцарей был тупой клин (на Руси его называли "свиньей"). Он позволял разрывать оборону противника и в то же время в самом опасном месте – впереди – оказывалось лишь несколько всадников в наиболее мощном вооружении. Погибать рыцари не любили. Обычно в сражении гибли единицы, остальные в критической ситуации предпочитали бежать или сдаваться в плен. И для победителей главное было – сбить с коня, взять в плен, получить выкуп – ведь какая польза с убитого? Битва напоминала охоту, в которой убивали себе подобных лишь в упоении.

Жилища рыцарей. Почти все европейские феодалы, кроме итальянских и южнофранцузских, селились вне городов. Те, кто имел возможность, укрепляли свои дома – сооружали зáмки. В Х в. замок – это деревянная прямоугольная в плане башня – донжон, возведенная на естественном или насыпанном холме. Она окружалась оградой, валом и рвом. Донжон имел несколько этажей-ярусов, со съемными лестницами (на случай нападения). Постепенно замки усложняются, становятся каменными. Ограду сменяет каменная стена с угловыми башнями и бойницами. Через ров перебрасывали подъемный мост. В замках появляются дворы, хозяйственные постройки, жилища прислуги. Но низший слой рыцарей замки имел не всегда.

С конца ХIII в. донжоны перестают быть постоянными жилищами. В замках появляются дома, дворцы сеньоров. Места для сна стали ограждать коврами или дощатыми стенами – так, собственно, и появились спальни, отделявшиеся от залов для приемов. По периметру дворца размещали комнаты для гостей с отдельными выходами наружу. В больших залах находились сундуки с сукном и щитами для перегородок на случай наплыва гостей, и необходимости перегораживать зал на ряд маленьких спален. В залах для танцев пол обычно посыпали душистой травой и цветами.

Любимым развлечением рыцарей, да и неплохой тренировкой были турниры. Они распространились с ХII в. Церковь их осуждала как развлечения, отвлекавшие от борьбы за отвоевание Гроба Господня. Но они были очень популярны. Ближайшей целью их участников было добиться успеха, быть замеченными, что гарантировало престиж и щедрую награду.

До конца ХV в. на турнирах дрались тупым оружием (меч имел длину 70 см). Затем ввели острое оружие и стали укреплять турнирные доспехи, доведя их вес до 85 кг (шлем – до 10 кг) и воин в нем стал практически неподвижен. Турниры превратились в поединки, целью которых было сбить соперника с коня ударом копья на всем скаку.

Когда не было войн, жизнь рыцарей обычно ограничивалась турнирами, охотой, обедами и долгим сном. Турниры и охота – школа войны. С ними же – и сыновья, для которых охота – важный элемент воспитания. Но охота еще – и существенный источник пропитания. Рыцари мало почитали мясо с бойни и стремились охотиться на крупную дичь, подаваемую кусками или запеченной в огромных пирогах. Популярны были и пиры. Феодал – гостеприимен до самозабвения: Обедать в одиночестве для сеньора в Англии ХIII в., например, считалось дурным тоном. Свита свидетельствовала о высоком положении и не могла тяготить.

Вечерами обитатели замка собирались вокруг очага, играли в кости и шахматы. Последние стали популярными еще со времен Карла Великого. В них играли и женщины. Читать еще и в ХIII в. обычно не умели; читали господам слуги, а те – запоминали. Усобицы вспыхивали по любому поводу – часто из-за краж скота. Они бывали почти бескровными, но разорительными для крестьян из-за незащищенности деревень и полей. Лишь войны вырывали рыцарей из повседневной рутины.

Рыцарская этика (нормы поведения). Если для идеалов рыцарства IХ-Х вв. был характерен сплав военной доблести с религиозным рвением, то в ХII-ХIII вв. эти установки ослабли из-за формирования нового идеала – куртуазности (придворной вежливости и галантности по отношению к женщинам и противникам). В ХIV-ХV вв. с исчезновением "военно-религиозного" вдохновения рыцари переходят к роскоши и парадности, превращают свое поведение в ненужную для общества игру, расходившуюся с реальностью.

В ХII в. складывается куртуазный любовный идеал, развитый и воспетый провансальскими трубадурами и поэтами Северной Франции и Германии. Главная мысль этого идеала – любовь возвышенная и облагораживающая. Женщина – надчеловеческое существо, одаривавшая через любовь мужчину высокими достоинствами. У трубадуров любовь не увенчивалась браком, что отражало тогдашние отношения в семье, о чем уже шла речь выше. Рыцарская любовь – это служение своей даме, добровольное подчинение ей в качестве вассала. Мужчина приучался к тому, что женщина – это не только тело. Сначала надо завоевать ее сердце. И церковь признала в ХIV в. роль женщин в воспитании духовности, облагораживании мужчин и общества в целом.

Но, в общем, куртуазность – это отношение только к благородным дамам. С вилланками и горожанками рыцарь мог обращаться, как ему вздумается. И в городской среде в течение всего средневековья продолжал сохраняться близкий к церковному образ женщины-совратительницы.

Рыцарские идеалы наглядно отражены в весьма популярных в средние века рыцарских романах. Для первого по времени французского автора – Кретьена де Труа – главным в рыцарстве являлся активный поиск приключений и подвигов для славы и снискания благосклонности своей возлюбленной. Это – странствующий рыцарь, как бы забывший о своем имении и феодальных обязанностях. Так идеал рыцарства отрывался от реального положения их в обществе.

На складывании рыцарских норм поведения влияли и другие причины. Так, у аристократов в средине века обладание богатством было следствием, а не причиной власти. То есть аристократ располагал властью лишь в силу своего происхождения. Состояние он получал по наследству, оно к нему приплывало как бы само, без усилий с его стороны. Поэтому считать деньги не умели, бережливость презиралась и в кодекс поведения дворянина щедрость входила так же, как и мужество. Скупость – удел и порок горожан.

Долг у рыцаря был по отношению к тому, кому он присягал – к сюзерену и королю, то есть к конкретным личностям или иерархическому месту. Служение абстрактным понятиям: государству, нации, было редким. Но оно имело место, что отразилось и в "Песне о Роланде", и в возникновении представления о нации в ХII в. С ХIV в., с усилением королевской власти меняется суть понятия верность – не своему сеньору вообще, а только королю, то есть, по сути, верноподданничество.

Однако нельзя забывать, что все благородные принципы "имели хождение", в основном, внутри дворянского сословия. На крестьян, горожан и низшее духовенство смотрели свысока, презрительно и по отношению к ним руководствовались обычно моралью господ.





Дата публикования: 2015-02-20; Прочитано: 2300 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...