Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Роль биологического и социального в онтогенезе человеческой психики



Онтогенез человека определяется историей развития его предков. Эта исто­рия влияет на него двумя путями: биологическим и социальным. Природа человеческого индивида биосоциальна. Являясь частью живой природы, он рождается с естественными возможностями человеческого психиче­ского развития. Эти возможности реализуются только в общественных условиях жизни, благодаря которым он становится сознательным обще­ственным существом. В связи с этим возникают давно поставленные человеческой мыслью вопросы о роли биологического и социального и о роли внутреннего и внешнего в развитии его психики.

В решении его издавна идут дискуссии между представителями реформистских, нативистических взглядов, согласно которым психические свойства детерминированы «изнутри» самой природой человека, и эпиге­нетическими, эмпирическими концепциями, настаивающими на том, что они обусловлены «извне», воздействиями окружающей социальной сре­ды. Эти противоположные взгляды нашли свое выражение и в тех теори­ях развития, которые складывались начиная с 90-х гг. прошлого столетия в детской психологии.

Для большей их части характерна биологическая ориентация в объясне­нии онтогенеза человеческой психики, тенденция сводить формы психи­ческой деятельности и этапы ее становления к созреванию материального субстрата (В. Прейер, Дж. Болдуин, С. Холл, К. Бюлер и др.).

3. Фрейд при объяснении психогенеза сводил его к мотивационной сфере личности. Согласно его концепции, возникающие в этом процессе новые мотивы деятельности являются только модификациями ее биологических потребностей, инстинктивных влечений, проявлениями либидо, переме­щаемыми на новые объекты. Индивид в своем развитии повторяет разви­тие человеческого рода, переживая «архаическое наследие человечества от первобытной орды до цивилизации», якобы наследственно зафиксиро­ванное в его природе. Это «архаическое наследие человечества включает не только предрасположения, но и идейное содержание», следы того, что испытали наши предки, «следы воспоминаний опыта прежних поколе­ний», активизирующиеся «независимо от прямого общения и влияния воспитания примером».

Точка зрения экзогенной обусловленности психического развития ребенка нашла свое выражение в сенсуалистических концепциях, в которых разви­тие выступало как процесс накопления опыта, ассоциаций, образующихся под воздействием окружающей среды (Г. Спенсер, И. Тен, Т. Рибо и др.). Современным их вариантом являются бихевиористские взгляды, согласно которым развитие психики ребенка интерпретируется как результат увеличения запаса новых актов поведения, определяемых исключительно обще­ственной средой. Природные предпосылки выступают при этом только в качестве «почвы», на которой образуются указанные акты.

Осознание односторонности описанных взглядов на онтогенез психики породило попытки их согласования. Одну из них предпринял В. Штерн, выдвинувший «принцип конвергенции» эндогенных и экзогенных факто­ров в психическом развитии. Согласно этому принципу, истина заключается в соединении двух противоположных точек зрения: «Душевное развитие не есть простое выступление прирожденных свойств, но и не простое вос­приятие внешних воздействий, а результат конвергенции внутренних дан­ных с внешними условиями развития». Однако эта идея не нашла у Штер­на своего конкретного раскрытия. За «принципом конвергенции!), у тех, кто его принимал, стояли разные объяснения психического развития, а сам автор его, по существу, признавал врожденность основных «диспозиций» личности.

Попытку преодолеть нативистическое понимание психического развития сделал К. Коффка, видный представитель гештальт-психологии. Он пред­ложил «различать две формы развития: развитие как рост или созревание и развитие – обучение». Созревание – это такой процесс развития, тече­ние которого «зависит от унаследованных особенностей индивидуума», а обучение – это «изменение работоспособности, возникающее на основе достаточно определенных, индивидуально выработанных действий». Од­нако К. Коффка, как показал Л.С. Выготский в своей критической ввод­ной статье к его книге, не выяснил взаимной связи этих форм развития, роли обучения в образовании новых психических структур.

Наиболее радикальная попытка преодолеть нативизм и эмпиризм в объяс­нении психического развития принадлежит Ж. Пиаже. В его теории ум­ственного развития ребенка этот процесс рассматривается как социализа­ция естественного от рождения человеческого существа...

Теория Ж. Пиаже, за которой стоит огромное количество исследований, является наиболее разработанной теорией интеллектуального развития ребенка.

При исследовании онтогенеза человека без обращения к биологии обой­тись нельзя. Онтогенетическое развитие человека – целостный процесс, выражающийся в различных формах (морфологической, физиологиче­ской, психической, социальной). Созревание организма – это генетически обусловленное становление его морфологических и физиологиче­ских признаков и свойств.

Как естественное существо, человек включен в биологическую видовую систему, определяющую формы его физического развития, не заканчива­ющегося с его рождением, а продолжающегося до наступления зрелости организма. Он рождается с наследственно обусловленными органическими потребностями, имеющими свою нейрогуморальную основу, безуслов­но-рефлекторными мозговыми структурами, регулирующими функции его внутренних органов, первоначальные отношения к окружающей сре­де, и естественными возможностями выработки новых способов регуля­ции поведения. Последние формируются по мере того, как развивающий­ся индивид включается в социальную систему человеческих отношений (Костюк Г.С. Роль биологического и социального в онтогенезе человече­ской психики // Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. - М., 1999. - С. 122-124).

Форма отчета: тезисный конспект





Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 833 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...