Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Семинар № 7-8. Создание государственной системы образования в России XVIII в



ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Петровские культурно - образовательные реформы.

2. Теоретическая педагогика первой половины XVIII в. (И.Т. Посошков (1653 - 1726), В.Н. Татищев (1686-1750), Ф. Прокопович (1681-1736), Л. Магницкий (1669-1739)).

3. Просвещение в России в эпоху Екатерины Великой (М.В. Ломоносов (1711-1765), И.И. Бецкой (1704-1795), Ф.И. Янкович (1741-1814), А.Н. Радищев (1749-1802)).

4. Воспитание детей в крестьянской семье.

5. Воспитание детей дворян.

литература

1. Антология педагогической мысли России XVIII в. Сост. И.А. Соловков. - М.: Педагогика, 1985. (стр. 5-8, 9-25, 36-38, 40, 42-44, 60, 68-69, 90-91, 148-149, 234, 235, 282-283, 288-289, 377-378).

2. Константинов Н.А. и др. История педагогики.: Уч. Пос. Для студентов пед. Ин-тов. Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М. Ф. Шабаева. - 5-е изд., доп., перераб. М.: Просвещение, 1982. (стр. 155-173).

3. История педагогики. Часть 2. С XVII в. до середины XX в. Уч. Пос. Для пед. Ун-тов Под ред. А.И. Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 1998. (стр. 60-93).

4. Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X - начало XX в.): Уч. пос. - М.: Издательский дом «Форум», 1998.

постановления «стоглав» об учении и училищах

О дьяцех, хотящих в дьяконы и в попы ставится. О ставлениках хотящих в дьяконы и в попыставитися, а грамоте мало умеют; и святителем их поставити - ино противно священным правилом, ане поставити - и святыя церкви без пения будут, а православные христиане учнут без покаяния умирати. И святителем избрати по священным правилом - в попы ставили 30 лет, а в диаконы 25 лет; а громоте бы умели, чтобы могли церковь божию здержати и детей своих духовных православных крестьян, управити по священным правилом.

О училищех книжных по всем градом. И мы о том по царскому соборне уложили: в царствующем граде Москве и по всем градом тем же протопопом и старейшим священником и со всеми священники и дьяковы, коиждо во всем граде по благославению своего святителя, - избрати добрых духовных священников и дьяконов, женатых и благочестивых, имущих в сердцы страх божий, могущих иных пользовати, и грамоте и чести, и писати горазди. Ноипаче же всего учеников бы своих брегли и хранили во всякой чистоте, и блюли их от всякого растления. А учили бы есте учеников грамоте довольно, сколько сами умеете, и силу бы им в писании сказывали, по данному вам от бога таланту, ничтоже скрывающеи; чтобы ученицы ваши все книги учили, которые соборная святая церковь приемлет, чтобы потом и впредь могли не токмо себе, но и протчих и учити страху божию о всех полезных; так же бы учили своих учеников чести и пети и писати, скольку сами умеют, ничтоже скрывающе, но от бога мзды ожидающе, а и зде от иже родителей дары и почести приемляюще по их достоинству. (С. 60-62) «Труды Новгородской Губернской Ученой Архивной комиссии» вып. 1. - Новгород, 1912.

указы петра I об учении и училищах

Университет есть собрание ученых людей, которые наукам высоким, яко теологии и юриспруденции (прав искусству), медицине и философии, сиречь до какого состояния оные ныне дошли, младых людей обучают. Академия же есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде в том градусе, в котором оные обретаются, но и через новые издания оные совершить и умножить тщатся, а обучении прочих никакого попечения не имеют.

Науки, которые в сей Академии могут учинены быть, свободно бы в три классы разделить можно: в 1-м классе содержались бы все науки математические и которые от оных зависят, во 2-м классе все части физики, в 3-м классе гуманиора, история и права.

В Университете четыре факультета имеются, а именно: 1) теология, 2) юриспруденция, 3) медицина и 4) философия. Факультет теологии здесь отставляется, и попечение о том токмо Синоду предается.

Помянутые и в некоторые классы разделенные академики обязаны будут в своей науке ежедневно один час публичные лекции иметь, как и в прочих Университетах. «Полное собрание законов Российской империи с 1649 года», т. YII, № 4443, стр. 220-224.

иван тихонович посошков

об учении народа грамоте

я чаю, не худо бы было так учинить, чтобы не было и в малой деревне безграмотного человека, и положить им крепкое определение, чтобы безотложно детей своих отдавали учить грамоте, и положить им срок года на три или на четыре. А буде в четыре года детей своих не научат, такожде, кое рабята и впредь подрастут, а учить их не будут, то какое ни есть положить на них и страхование.

А где грамоте и писать научатся, то они удобнее будут не токмо помещиков своих дела править, но и государственным делам угодны будут, наипаче же в сотские и пятидесятские вельми будут пригодны, и никто уже их не изобидит, и ничего с них напрасно не возьмет. (С. 52) И.Т. Посошков. Книга о скудности и богатстве. - М., Издательство АН СССР, 1951, стр. 166, 171-172.

асилий никитич татищев

разговор о пользе наук и училищ (1733 г.)

Я вам прежде говорил, коли науки полезны, а незнание или глупость как самому себе, так малому и великому обществу вредительно и бедно. Ты рассуди сам, что по природе всякий человек, каков бы ни был, желает: 1) умнее других быть и чтобы почтение и любовь иметь; 2) как всякому необходимо помощь других, нужна, тк он тех помощников, яко жену, друзей и советников, ищет умных и к принесению пользы ему способных; 3) зане сии не в состоянии всем нам потребны услуги приносить, того ради прилежит человек, если можно, умных, верных и способных служителей иметь, понеже на умного друга более может надеяться, что он ему в недознании добрый совет и помощь подаст, а служитель умный все повеленное и желаемое с лучшим рассуждением и успехом, нежели глупый, произведет и совершит, а в случае и совет или помощь подать способен; но в оном наипервее собственный разум должен преимуществовать, дабы как о друге и помощнике, так и о рабе мог по состоянию каждого рассудить, какая от кого польза быть может, и потому онако употреблять, яко иной способен на рассуждение, другой к обороне, ни же к трудам и работам.

Разумный человек через науки и искусство откоренившихся в его уме примеров удобнейшую понятливость, твердейшую память, острейший смысл и беспогрешное суждение приобретает, а через то всякое благополучие приобрести, а вредительное отвратить способнее есть, он советы и представления испытует и по обстоятельству вещей поемлет, прежние же деяния и случаи от памяти взяв, с настоящим уподобляет и, все благорассудя, определяет, неправильным и впредь вредительным не прельщается, бесстрашных обстоятельств не боится и, на отвращение страха мужественно поступая, отревает и побеждает, в радости и счастии не превозносится и оному не верит, а в несчастьи не ослабивает, беды же и горести великодушием преодолевает и, своим довольстуясь, чужого не ищет; противно же тому, неведение всяким неправильным советом и предлогом прельщаяся, верит, но вскоре узнает, что обман есть; он сущаго страха не боится, а где несть страха трепещет, в печали и радости не умерен, в счастии и несчастии непостоянен и во всем вместо пользы наносит себе вред, - и сия есть разница между ученым и неученым. (С. 53-54) Хрестоматия по истории педагогики, изд. Т. IY, ч. 1. - М., Учпедгиз, 1938.

В.Н. Татищев

Разговор о пользе наук и училищ (1733).

Как обустроить училища в России,

какое обстоятельство в учителях требуется

Вопрос.

Я вас последнюю спрошу: какия училища, где вы за полезнейчие учредить разумеете?

Ответ.

Сие вам выше показано и особливо указы Петра Великого изъявляют, что по всем губерниям, провинциям и городам учредить надлежит, на которое он всем монастырские изменения сверх необходимо нужных на церкви доходы определил, и оных весьма достаточно еще же и богу приятно, что доходы не на иное что, как в честь богу и пользу всего государства употреблять. Но при том нужно смотреть, чтоб:

1. оные особливо, что гиляжетству нужно, особно от подлости отделено было;

2. чтоб учители к показанию и наставлению нужначо и полезного способны и достаточны, а паче от подаяния соблазна безопасны были;

3. чтоб все гиляжеству нужное всюду без недостатка к научению могло быть показано, и для того книг и инструментов надобно иметь с довольством;

4. чего казенное или определенное от государей не вынесет, то нужно гиляжеству, но то доходы сложить и учредить, чтоб могло и других пользовать; а затем:

5. последнее, чтоб над всеми надзирание таким поручено было, которые довольное искусство в науках, а нам паче ревностное радение в пользе отечества изъяснить состоянии.

Вопрос.

Какое обстоятельство в учителях требуется?

Ответ.

Частью о науке, частью и состояния их смотреть нужно.

· В начале закона Божия чтоб были сами истиной богословии, я коже и благонравия правил довольно научены, не ханжи, лицемеры и суеверцы, но добрачо рассуждения, и если чернцев летами не меньчие 50 и жития добрачо не сочеуется, то не противно и мирских имущих жен, в то употребить.

· Офицеры суть главные учители, и хотя за недостатком у нас довольно ученых людей иноземцы употреблены; однако же, нужно смотреть, чтоб не были молодые, жены и детей неимущие; половина русских таких, которые хотят склонность к наукам имеют и к тому могут из первых обученных и неколико в армии служивших употребиться.

1. Учители прочих всяких наук, хотя все иноземиды, токмо в каждой в своей науке не токмо довольно сам учен, но и к показанию достаточное способности имея; чего не всякой ученой к научению других есть, способен, особливо люди свирепого и продерзного нрава к научению младенцев не способны.

· как обучения по губерниям, так и для партикулярных училищ нужно таких учителей из русских приуготовлять, чтоб не всегда иностранных с великим убытком выписывать, то можно из гимназий подлых, взяв в каждую науку человека по два, в помочь иностранным определить и тако чаятельно своих учителей со временем довольно способных получить... (С. 53-57) Хрестоматия по истории школы и педагогики в Росии. / Соот. Егоров С.Ф. - М., 1974 г.

Н.И. Новиков

О всеобщей и последней цели воспитания и

о частях его.

Об образовании разума

Образовать разум, или дух, детей называется вперять в них справедливые представления о вещах и приучать их к такому образу мыслей и рассуждения, который соразмерен истине и посредством которого могли бы они быть мудрыми. Человек с помощью разума своего может представлять себе не только то, что в нем самом происходит, но что и вне его.

Сколь важно то чтоб он в то время, когда начинает оказывать и употреблять сии силы, в употреблении их так был управляем, чтоб научить делать оное справедливейшим и самолучшим образом. И в сем и состоит образование разума детей. На пути, по которому достигают они до познания истины, нужен или благоразумный и опытный вождь, который бы не только остерегал их от всех распутай и в случаи совращения возвращал, но и начал бы их стремиться прямо к своей цели. Разум их должен быть не только упражнением и обогащением разными познаниями, но и так упражняем, чтоб они мало-помалу приобретали способность исследовать и разбирать то, что они знать желают, удобно отличить истинное от ложного и при сих исследованиях и рассуждениях следовать всегда надежнейшим правилом и по кратчайшим идти пути. Сие делается посредством того, когда при всех случаях учат их примечать, справедливо или несправедливо они мыслили и рассуждали и для чего то делали; также, когда общие с ними и соразмерно их возрасту думают рассуждают, исследуют, сомневаются или решают.

Дело, о котором я говорю весьма трудно, но можно облегчить сие дело и трудиться с благополучнейшим успехом в образовании разума детей и воспитанников, когда родители, гофмейстеры и наставники будут наблюдать следующие правила.

Первые правило есть: не погашайте любопытство детей ваших или питомцев. Когда дети о чем-нибудь спрашивают или не довольствуются первым ответом, то обычно по невежеству, либо бодрости, либо лености, или угрюмости приказывают им молчать и попрекают их. Обыкновенно говорят тогда: «Детям не надобно все знать». Сие справедливо только от части. Бесспорно, должны они учиться скромности, а особливо тогда, когда находятся в сообществе чужих людей. Они должны отвечать на их вопросы не одними только угрюмыми словцами: да или нет, но таким образом, чтоб они действительно научились тому, что узнать желают, и чтоб то крупно принесло им удовольствие.

Второе правило: упражняйте детей ваших или воспитанников в употреблении чувств; научите их чувствовать справедливо. Чем много различнее, справедливее и полнее сии представления, тем более может дух упражняться в размышлении и тем удобнее и безопаснее может он подниматься к высочайшим и всеобщим познаниям. Водите их в дома и житницы крестьянина, в работные дома художников и рукодельцев; показывайте и там как обрабатываются много различные богатства земли, как приготовляются они к употреблению для пользы и удовольствия людей.

Третье правило: остерегайтесь подавать детям ложные или не довольно точно определенные понятия о какой-нибудь вещи, сколько бы им была она маловажна. Гораздо лучше не знать им совсем многих вещей, нежели несправедливо оные себе представлять; гораздо лучше вам совсем отрекаться ответствовать или на некоторые их вопросы, нежели давать двусмысленный и недостаточный ответ.

Четвертое правило: не учите детей ни чему такому чего они по возрасту своему или по недостатку других предполагаемых притом познаний разуметь не могут.

Пятое, не менее важное: старайтесь не только умножить и распространить их познание, но и сделать его основательным и верным.

Приучайте так, чтобы они признавали бы учения ваши за истинное не по уважению к вам, но по вашим доводам.

И только родители или надзиратели его виноваты, бывают в том, когда иначе научается дитя мыслить. (С. 77-87) Хрестоматия по истории школы и педагогики в России / Сост. Егоров С.Ф. - М., 1974.

Ф. И. Янкович

Устав народным училищам в Российской империи (1786)

Глава 3. Общие должности всех учителей.

№27. Каждый учитель должен иметь книгу... в которую записывает учеников, в его разряд вступающих или из других разрядов к нему переводимых.

№28. Они должны всех в классы их приходящих учеников и учениц обучать, не требуя от них никакой платы за обучение. При самом же обучении не должны они пренебрегать детей бедных родителей, но всегда иметь в памяти, что они приуготовляют члена обществу.

№30. Во время учебных часов иметь им месячный список ученического прилежащих пред собой, по образцу, в «Руководстве учителям 1 и 2 классов» находящихся, и в оном отмечать отсутствующих, у которых на другой день спрашивать о причине небытия, и требовать, дабы они от родителей или родственников своих приносили свидетельства, что не были действительно за нуждой или за болезнью. В случае же частых отлучек наведываться точнее у родителей их или опекунов самим или через других, для чего дети их в училища не приходят, полученный ответ записывать.

№31. При преподавании учения не вмешивать учителям ничего постороннего и до учебного предмета не касающегося, ниже что-либо предпринимать, чем бы продолжение учения или внимание учеников могло остановиться.

№32. Стараться всеми силами, дабы ученики, преподаваемые им сказывать, а иногда и на доске написать нарочно с ошибками, чтобы чрез то узнать, понимают ли они исправно сказанное, примечают ли ошибки и умеют ли их поправить.

№ 33. Все учителя должны во всем сообразоваться предписанному способу преподавания, и не употреблять иных книг, кроме устава сем назначенных. А как учителя 1и 2 классов обязаны еще по изданному им руководству исполнять все предписанные в оном правила во всякой точности, так равномерно должны и все прочие ваших классов учителя поступать по оному же: что касается до сохранения общего школьного порядка и должностей учительских, то есть наблюдать все то, что в оном руководстве в части третьей о звании, качествах и поведении учителя, а в четвертой о школьном порядке находиться.

№34. Нам паче же требуется, чтобы учителя подавали учащимся своим собственным поведением и поступками примеры по благочестию, добронравию, дружелюбию, избегая перед ним как в словах, так и на деле всего того, что причинить, может соблазн или подать повод к суеверию.

№35. Если учителю за болезнью или по другой какой-нибудь причине в классе быть не можно, то заблаговременно доносить о том директору или смотрителю для принятия потребных мер к назначению между тем другого, дабы учащиеся праздны не были: и в таком случае должен другой учитель по назначению директора или смотрителя заступать безоговорочно место другого.

№36. Вообще требуется, чтоб учителя друг другу помогали делом и советом, и сказывали пред учениками должное друг другу уважение, как в главных народных училищах, так и в малых до не пренебрегают отнюдь учителя высших классов учителей нижних, да и не унижают преподаваемых ими предметов пред учениками или людьми посторонними: либо все учителя и учебные предметы суть равно нужны части одной цели: напротив чего, и учителя нижних классов должны учтивотом своим предварять тех учителей, которые наукой их превосходнее.

№37. Учителям живущим в училище, запрещается в другом месте, кроме училища, выключая, однако же, случаев и отсутствия по законным нуждам: равным образом не дозволяется им, кроме воспитанников и представленных к ним в услужение, оставлять у себя ночевать и жить посторонних чужих людей без уведомления о том начальников своих.

№ 38. Всем учителям дозволяется содержать у себя воспитанников по своему благо рассуждению и преподавать им частые наставления сверх учебных часов.

№39. При открытых испытаниях, которые производит по окончании каждого учебного течения удобнее ныне признается перед Новым годом и перед Петровским днем, поступать в прочем, как в главе 5 части 4 «Руководство учителям 1 и 2 классов» предписано. Каждый учитель должен представить директору или смотрителю список учеников своего класса по образцу, приложенному под главу 5 и испытывать из преподаваемых им предметов учения по назначению директора или смотрителя, а, наконец, имена прилежных и благонравных учеников прочитывать.

№40. Учитель должен подать директору список тем ученикам, которых он намерен перевести по окончании открытого испытания в высший класс, и испытывать их еще порознь в присутствии директора и того учителя, которые должны перейти в следующий класс. (С. 74-77) Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. / Сост. Егоров С.Ф. - М., 1974.

А. А. Бестужев

О воспитании

«Законы воспитания, - говорит Монтескью, - суть первые приемлемые впечатления: и поскольку они приуготовляют нас к гражданской жизни, то каждое семейство должно быть управляемо по правилам великого семейства, все в себе заключающего».

Следовательно, необходимо нужно, чтобы во всяком государстве воспитание юношества было сохранено и совмещено с природою, с предначертанием и с правилами правительства.

Воспитание общественное есть единое только средство к восстановлению всего того, что относится к истинному просвещению…

Привычка от самого детства жить в таких летах, в которых побудительные причины к разделению редки, скоры и удобоприходящи, укрепит общее соединение, приобучит взирать граждан друг на друга как на части одного целого, как на детей одного отца, как на членов одного семейства… «Приучась чувствовать нужду в равных себе, во взаимных забавах, летам их свойственных, они привыкнуть быть внимательными и благодарными…

…они научатся подвергать волю свою воле других, быть кроткими, прилежными, чувствительными, благодетельными, ненавидящими упрямство, презирающими исступление гнева и научатся ограничивать пределы естественного побуждения к свободе. Тут соревнование откроет дарования, ибо награждения воздадутся за отличные достоинства, чего в домашнем воспитании никак провести не можно.

…но нельзя, однако, не поверять детей своих воспитанию частному семействам знатным и вместо добродетельным, где отец относительно чад должен быть владыка, судия, законодатель, и в сии ограждения законы уже не вступают. (С. 417-419) Антология пед. мысли России ХVIII в. М., «Педагогика», 1985 г.

Е. П. Дашкова

О смысле слова «воспитание»

Прадеды наши называли воспитанием то, когда они выучат детей своих псалтыри и считать по счетам; после чего просвещенному своему сыну в награждение дарили киевского тиснения Часовник; но учили при том к царю верности, к закону повиновения, твердого наблюдения данного слова ил обещания; …

Деды наше воспитание понимали уже несколько иначе. Ябеда их поощрила детей своих учить Уложению. Скоро потом артикул за сказкою, Бовы-королевича читался. Наконец, и арифметикою не все пренебрегали.

Отцы наши воспитать уже желали нас как-нибудь, только чтоб не по-русски и чтоб чрез воспитание наше мы не походили на россиян…

Просвещение в вельможе несчетную пользу обществу приносит, поелику подчиненные ему будут им отличаемы не за подлые от них к нему услуги или таканье, но за достоинство и исправность в возложенном на них служении (С. 283-287) Антология пед. мысли России ХVIII в. М., «Педагогика», 1985 г.

Н. И. Новиков

О воспитании и наставлении детей

Воспитание имеет три главные части: воспитание физическое, касающееся до одного тела; нравственное, имеющее предметом образование сердца, то есть образование и управление натурального чувствования и воли детей; и разумное воспитание, занимающееся просвещением или образованием разума. Все сии три части вывели мы из правила, положенного всеобщим и последним предметом воспитания, то есть:

«Воспитывай детей твоих счастливыми людьми и полезными гражданами».

Каждая из сих трех частей имеет особенные свои правила, положения и действия, без которых не может она хорошо быть исполнена и которые впоследствии предложим мы по принятому здесь разделению.

Научайте их мыслить основательно. Не учите их тому только, что какая-либо вещь существует и такие-то имеет свойства и действия; но также наставляйте их, сколько соразмерно их понятию, и в том, для чего вещь сия такова, а не инакова, и для чего имеет она сии свойства и действия. Притом никогда по лености или самолюбию не требуйте от них, чтоб они верили во всем одним вашим словам и чтоб почитали они изречения ваши беспогрешными.

Посему при всем, чему вы их научаете, показывайте им употребление того, которое они для себя и для других делать могут и должны.. Научайте их смотреть на все с практической стороны и при всех способных случаях производить то в действо. Преимущественно ж и беспрестанно старайтесь научать их судить право о цене вещей...

…Обязанность родителей воспитывать детей своих как можно лучше основывается на должностях их детям, государству и самим себе.

Из сего следует, что достижение подлинной главной цели воспитания должно заключать в себе купно исполнение должностей. А как, наконец, все должности родителей детям состоят в том, чтоб сколько возможно споспешествовать благополучию детей, должность же государству в отношении к детям их есть та, чтоб в оных доставить ему полезных граждан, то явствует, что благополучие детей и польза их государству составляют существенные части предмета воспитания.

…Главный предмет воспитания… чтоб образовать детей счастливыми людьми и полезными гражданами. (С. 289-295) Антология пед. мысли России ХVIII в. М., «Педагогика», 1985 г.

Н.И. Новиков

О всеобщей и последней цели воспитания и

о частях его.

Об образовании разума

Образовать разум, или дух, детей называется вперять в них справедливые представления о вещах и приучать их к такому образу мыслей и рассуждения, который соразмерен истине и посредством которого могли бы они быть мудрыми. Человек с помощью разума своего может представлять себе не только то, что в нем самом происходит, но что и вне его.

Сколь важно то чтоб он в то время, когда начинает оказывать и употреблять сии силы, в употреблении их так был управляем, чтоб научить делать оное справедливейшим и самолучшим образом. И в сем и состоит образование разума детей. На пути, по которому достигают они до познания истины, нужен или благоразумный и опытный вождь, который бы не только остерегал их от всех распутай и в случаи совращения возвращал, но и начал бы их стремиться прямо к своей цели. Разум их должен быть не только упражнением и обогащением разными познаниями, но и так упражняем, чтоб они мало-помалу приобретали способность исследовать и разбирать то, что они знать желают, удобно отличить истинное от ложного и при сих исследованиях и рассуждениях следовать всегда надежнейшим правилом и по кратчайшим идти пути. Сие делается посредством того, когда при всех случаях учат их примечать, справедливо или несправедливо они мыслили и рассуждали и для чего то делали; также, когда общие с ними и соразмерно их возрасту думают рассуждают, исследуют, сомневаются или решают.

Дело, о котором я говорю весьма трудно, но можно облегчить сие дело и трудиться с благополучнейшим успехом в образовании разума детей и воспитанников, когда родители, гофмейстеры и наставники будут наблюдать следующие правила.

Первые правило есть: не погашайте любопытство детей ваших или питомцев. Когда дети о чем-нибудь спрашивают или не довольствуются первым ответом, то обычно по невежеству, либо бодрости, либо лености, или угрюмости приказывают им молчать и попрекают их. Обыкновенно говорят тогда: «Детям не надобно все знать». Сие справедливо только от части. Бесспорно, должны они учиться скромности, а особливо тогда, когда находятся в сообществе чужих людей. Они должны отвечать на их вопросы не одними только угрюмыми словцами: да или нет, но таким образом, чтоб они действительно научились тому, что узнать желают, и чтоб то крупно принесло им удовольствие.

Второе правило: упражняйте детей ваших или воспитанников в употреблении чувств; научите их чувствовать справедливо. Чем много различнее, справедливее и полнее сии представления, тем более может дух упражняться в размышлении и тем удобнее и безопаснее может он подниматься к высочайшим и всеобщим познаниям. Водите их в дома и житницы крестьянина, в работные дома художников и рукодельцев; показывайте и там как обрабатываются много различные богатства земли, как приготовляются они к употреблению для пользы и удовольствия людей.

Третье правило: остерегайтесь подавать детям ложные или не довольно точно определенные понятия о какой-нибудь вещи, сколько бы им была она маловажна. Гораздо лучше не знать им совсем многих вещей, нежели несправедливо оные себе представлять; гораздо лучше вам совсем отрекаться ответствовать или на некоторые их вопросы, нежели давать двусмысленный и недостаточный ответ.

Четвертое правило: не учите детей ни чему такому чего они по возрасту своему или по недостатку других предполагаемых притом познаний разуметь не могут.

Пятое, не менее важное: старайтесь не только умножить и распространить их познание, но и сделать его основательным и верным.

Приучайте так, чтобы они признавали бы учения ваши за истинное не по уважению к вам, но по вашим доводам.

И только родители или надзиратели его виноваты, бывают в том, когда иначе научается дитя мыслить. (С. 77-87) Хрестоматия по истории школы и педагогики в России / Сост. Егоров С.Ф. - М., 1974.

А. А. Проколович-Антонский

О воспитании

…Судьба целых народов наиболее зависит от воспитания молодых людей. Дети должны некогда составлять общество и быть его членами. Они утверждают благосостояние его, если с юности напоены добродетелью с любовью к отечеству; как бы славно и могущественно ни казалось государство, но если утверждением ему не служит доброе воспитание, то падет оно и блеск славы его исчезнет. Для блага обществ столько же нужно воспитание, сколько попечение о юных растениях нужно для поддержания, распространения и украшения сада. И если всегда доброе воспитание необходимо, то особливо в нынешние времена, когда роскошь повсюду влечет за собою распутство и болезни, суемудрие расстраивает всех умы и сердца, а жадность к корысти потушает глас совести и веры.

Воспитание есть физическое и моральное. Предмет его – образование телесных и душевных способностей человека.

Тело делает оно крепким и стройным, ум просвещенным и основательным, а сердце вооружает противу язвы пороков. (С. 349-350) Антология пед. мысли России ХVIII в. М., «Педагогика», 1985 г.

А. Н. Радищев

О человеке, его смертности и бессмертии

Изящнейший учитель о воспитании Ж. Ж. Руссо, разделяет его на 3 рода. «Первое, воспитание природы, т. е. развержение его внутреннее наших сил и органов. Второе, воспитание человека, т. е. воспитание вещей, т. е. приобретение нашей собственной опытности над предметами, нас окружающими»

…Таким образом, признавая силу воспитания, мы силу природы не отъемлем.

Воспитание, от нее зависящее, или развержание сил, останется во всей силе; но от человека зависеть будет учение употреблению оных, чему содействовать будут всегда в разных степенях обстоятельства и все нас окружающие.

…Человек по смерти своей пребудет жив; тело его разрушится, но душа разрушится не может, ибо несложная есть; цель его на земле есть совершенствование, та же требует цели и по смерти; а из этого следует, как средства совершенствования его были его организацию, то должно заключать, что он иметь будет другую, совершеннейшую и усовершенствованному его состоянию соразмерную. (С. 394-396) Антология пед. мысли России ХVIII в. М., «Педагогика», 1985 г.

иван иванович бецкой

генеральное учереждение о воспитании обоего пола юношества (1764 г.)

Великое сие намерение исполнить нет совсем иного способа, как завести воспитательные училища для обоего пола детей, которых принимать отнюдь не старее, как по пятому и по шестому году. Излишне было бы доказывать, что в те самые годы начинает дитя приходить в познание из неведения, а еще нерассудительнее верить, яко бы прошествии сих лет еще можно поправить в человеке худой нрав, чем он уже заразился, и, поправляя его, те правила добродетели твердо в сердце его вкоренять, кои ему иметь было потребно.

При сих воспитательных учреждениях первое прилагать должно старание, чтоб вселять в юношество страх божий, утверждать сердце в похвальных склонностях и приучать их к основательным и приличествующим состоянию их правилам; возбуждать в них охоту к трудолюбию, и чтоб страшились праздности, как источника всякого зла и заблуждения; научить пристойному в делах их и разговорах поведению, учтивости, благопристойности, соболезнованию о бедных, несчастливых и отвращению от всяких дерзостей; обучать их домостроительству во всех оного подробностях, и сколько во оном есть полезного; особливо же вкоренять в них собственную склонность к опрятности и чистоте как на самих себе, так и на принадлежащих к ним, одним словом, ко всем тем добродетелям и качествам, кои принадлежат к доброму воспитанию и которыми в свое время могут они быть прямыми гражданами, полезными общества членами и служить оному украшением.

Просвещая притом их разум науками и художествами, по природе, полу и склонности каждого, обучаемы быть должны с примечанием таким, что прежде нежели отрока обучать какому художеству, ремеслу или науке, подлежит рассмотреть его склонности и охоту и выбор оных оставить ему самому. Душевные его склонности всемерно долженствуют в том над всеми прочими уважениями преимуществовать; ибо давно доказано, что не предуспеет он ни в чем том, чему будет прилежать по неволе, а не по своему желанию. «Хрестоматия по истории педагогики», изд. 2, т. IY, 4. L М., Учпедгиз, 1938, стр. 130-132.





Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 477 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.02 с)...