Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

К.Д.Ушинский



Человек как предмет воспитания.

Понятно, что религия действует на ребёнка, ровно как и на младенчествующий народ,более своими формами, чем своим высоким внутренним содержанием. Мы скажем, что уже по одной народности этой религии не только всякий воспитатель юных поколений, но даже всякий, кто не хочет показать, что он не любит и не уважает своего народа, должен, если уже не с любовью, то, по крайней мере, с глубочайшим уважением прикасаться к тем его убеждениям, которые для него так святы и дороги и с которыми неразрывно срослось всё, что есть лучшего в его природе.Если, воспитывая дитя, мы должны с уважением приближаться к душе его, то во сколько раз должно быть больше это уважение к душе народа, когда мы принимаемся за дело его воспитания.

Близко, может быть, то время, когда всякий образованный иностранец, если не с верою, то с глубочайшим уважением будет входить в древний величественный храм христианства, сохранённый востоком; где и для иноверца, умеющего ценить глубину идеи и красоту форм, каждое украшение, каждая песнь проникнуты то величавой простотой и в то же время той недосягаемой глубиной, подделка под которую ещё более невозможна, чем подделка под классическую древность. Есть что-то чудное, недоступное прихоти времени даже в том необыкновенно богатом, звучном и выразительном языке, которым оглашаются наши русские храмы и происхождение которого укрывается от самых пытливых взоров, вооружённых всеми средствами европейской науки.

Всё это мы говорим здесь с той целью, чтобы показать, что истинная добросовестная наука, каковы бы даже ни были личные верования самого ученого, не только найдет возможность построить народное образование на прочной основе нашей народной религии, но, как величайшим сокровищем прочной основе нашей народной религии, но как величайшим сокровищем как неисчерпаемым и уже существующим источником нравственного и умственного развития,будет дорожить этой историческою основой, столько же христианской человеческой и художественной, сколько и народной. Мы высказали здесь далеко не всё, что намерены были высказать; и в заключение скажем только одно: что русское воспитание нуждается не во внешних формах, не в замене прежнего выведшего уже из моды и истасканного нами костюма нами костюма новым, столь же иностранным и столь же нам чуждым; что, хотя, конечно, очень многое можем и должны занять из опыта иностранной педагогики, но не должны забывать, что для младенца тогда только не вредна чуждая пища, когда, он, вскормленный молоком матери уже приобрёл достаточно сил, чтобы переваривать и уподоблять эту чуждую пищу и силою своей собственной, самостоятельной жизни превращать её в кровь и тело. Такой родимой грудью является для нас наша народность и наша народная религия, соединяющие каждого из нас с каждым русским, хотя бы он скрывался далеко от наших глаз, в самой тёмной массе народа или в самом отдалённом уголке нашей неизмеримой отчизны, - соединяющие нас с давно отжившими и грядущими поколениями. Там же, М.,1983. (С. 151-155)





Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 185 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...