Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Д.И. Латышина



Древнерусская церковно-религиозная педагогика

Вся история развития русского образования может быть представлена тремя периодами:

I период - до ХVIII в. - церковно-религиозная педагогика.

II период - ХVIII - до второй половины ХIХ в. - государственная педагогика.

III период - со второй половины ХIХ в. – общественная педагогика.

Церковно-религиозная педагогика характеризуется преобладающим положением церкви в просвещении народа. Оно заключалось в изучении церковных книг, учителями были духовные лица. Учились для того, чтобы лучше уразуметь церковные службы и тем приблизиться к Богу. Церковное образование было единственным типом для всех: богатых и бедных, мальчиков и девочек. Как внешкольное, так и школьное образование имело благочестивое и душеспасительное содержание.

Человек Древней Руси заимствовал педагогическую систему из Библии. Но Библия есть собрание многих различных книг с неодинаковыми педагогическими началами, так, в педагогике Ветхого завета царит суровый патриархат, где права главы семьи громадны, а все члены семьи, все домочадцы находятся в полном подчинении главы дома. В новозаветной христианской педагогике господствуют другие начала - любовь, кротость, ценность каждой человеческой личности. Дети имеют не только обязанности, но и права. Христианская семья организуется не на началах подчинения и строгости, как ветхозаветная, а на началах любви, взаимной помощи, относительного равенства и свободы всех членов семьи.

Кроме книг Ветхого завета педагогический идеал излагается в книгах отцов церкви, преимущественно Иоанна Златоуста. У него педагогические идеалы выше ветхозаветных, более широкие. Он замечает, что родить детей - дело природы, но воспитать их в добродетели – дело ума и воли. Нужно думать не о том, чтобы сделать детей богатыми, а о том, чтобы сделать их благочестивыми, богатыми различными добродетелями.

Цель воспитания, по его мнению, чисто аскетическая, суровая, монашеская. Земные блага малоценны, нужно стремиться к небесному, духовному, к благочестию. При этом все светские науки, искусства, все гражданские доблести отходят на задний план, теряют серьезное значение для жизни.

Такая воспитательная цель может быть достигнута только насилием над детьми. Не нужно позволять делать детям то, что им приятно, потому что приятное есть и вредное: родители должны иметь полную власть над детьми. Нужно действовать страхом. Обращаясь к Ветхому завету, он пытается соединить его с учением Иисуса Христа, имеющим совершенно иной характер.

Идеал женщины у Златоуста также ветхозаветный. Матери больше всего должны смотреть за дочерьми, наблюдать, чтобы, они сидели дома, учить их скромности, благочестию, отдавать их замуж.

Таковы источники педагогических идеалов в Древней Руси. Наши предки, конечно, слышали поучения о любви христианской, о том, что без любви все добродетели ничто, что человек может спастись не исполнением внешних обрядов, но истинно христианской доброй жизнью. Однако ими был воспринят ветхозаветный идеал.

Правда, всегда были люди, имевшие христианское мировоззрение и осуществлявшие его в жизни; была также народная мудрость, сказки, поговорки, пословицы и т.п. Но таких людей было немного, мягкие гуманные чувства воспринимались плохо. Причинами этого были: 1) патриархальный, суровый уклад жизни семьи; 2) чисто внешнее, обрядовое понимание христианства, когда внутренняя, духовная сила его упускалась из виду.

Все это вело к тому, что более всего проявлялось заботы о сохранении в неизменности церковных обрядов, канонов; сложилось убеждение, что православным нужно умирать за букву, за азы веры.

Содержание древнерусского педагогического идеала отражалось в сборниках нравственно-религиозного содержания: “Пчела”, “Златоуст”, “Златоструй”, “Измарагда”, “Прологи” и др.

По учению древних моралистов выходило, что светлая сторона жизни есть соблазн и грех, истинное состояние настоящего христианина - печаль, плач. «Смех от лукавого, плач и рыдание от Бога ». История педагогики. М., 1998(С. 93-111).

П.Ф. Каптерев

История русской педагогики

Когда при проведении педагогической реформы при Екатерине II нужно было подготовлять учителей для предназначенных к открытию училищ, то кандидатов в педагоги набирали в духовных семинариях и Московской академии и по завершении подготовки их посылали просвещать Россию. Большинство этих учителей были из семинаристов. Семинаристов так много брали в светские школы и даже для изучения различных ремесел (с 1712 по 1720 год взято в адмиралтейство для обучения разному мастерству 836 духовных воспитанников), что Синод не один раз протестовал против этого, указывая, что ученики духовных школ нужны самому Синоду для духовных дел. Правда, семинаристы оказывались нередко плохо подготовленными, особенно по математике; но лучше подготовленных не было, и взять их было не откуда.

Весьма широко пользуясь учениками духовных школ для своих училищ, государственная власть со времени Петра и не думала давать духовенству сколько-нибудь значительной роли в народном просвещении. Она все хотела сделать сама при помощи своих губернаторов и других органов, несмотря на то, что не могла не знать об тентности в подобных делах. Это были ее собственные ставленники, беспрекословно, насколько понимали и умели, исполнявшие ее волю. Государственная педагогика в том и состоит, что она к подножию государства повергает все, церковь и духовенство суть для нее лишь служебные орудия, подчиненные государству учреждения, а не направляющие силы. В екатерининских школах закон Божий преподавался не священниками, а светскими учителями, и учебники по закону Божию были написаны не духовными лицами, а Янковичем, и только просмотрены и одобрены митрополитом новгородским; устав народных училищ 1786 года совершенно умалчивает об участии духовенства в преподавании и управлении школьным делом.

К сказанному нужно прибавить, что новая образовательная система, относясь вполне отрицательно к старой, часто вообще пренебрегала религиозным обучением, что выражалось в плохом знакомстве школьников с законом Божиим. Светская педагогика, 1994 № 1. (С. 66)

А. Н. Джуринский





Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 263 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...