Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Философский антропологизм и связанная с ним органическая теория (органицизм). Антропологизм к тому времени в течение 150 лет являлся главной установкой в философии природы, в социологии, главное – учение о человеке. Радищев – «О человеке, его смертности и бессмертии» - переломный момент.
Два источника антропологизма в России:
– заимствование и переработка на русской почве антропологического принципа из философии Шеллинга (человек есть единство природного и божественного, субъективного и объективного микрокосм, тогда как мир – макрокосм): Галич, Велланский, Надеждин, Никитенко.
- идеи Фейербаха (материализм): западники Герцен, Белинский, Бакунин, Чернышевский, Писарев, Добролюбов; [позитивизм] Лавров, Ковалевский.
Органический принцип тоже от Шеллинга: космос как целостный организм, грандиозная иерархическая система. Но если у Шеллинга – формально-логический, то у Велланского –переработан в натурфилософском, биосоциальном духе. В 40-х XIX в. западник Грановский применил идеи органицизма (целостности) к истории, к исторической жизни народа. Данилевский – к славянофильству. Петрашевич (участник известного кружка)– к эстетике. Идеи органицизма разделял Н.Страхов, оказавший большое влияние на Достоевского.
Из органической теории возникли русский космизм (Н.Федоров) и антропокосмизм. Концепции русского антропокосмизма (современный этап) не было аналогов на Западе (и просто не могло там появиться).
Центральные фокусы (общефилософские проблемы, которые есть в любой философии, и по своему были разработаны в русской):
1. Природа и структура человеческого сознания. Радищев, Герцен, Белинский, Хомяков, Соловьев…
2. Проблема научно-философского метода. Велланский, Станкевич, Герцен, Лавров, Чернышевский, Михайловский…
3. Социально-философское обоснование и изучение проблем сельской общины (на Западе этого не было и быть не могло). Радищев, Пестель, Фонвизин (не тот, который литератор), славянофилы, народники …
4. Соотношение общества и государства (для России более болезненна, чем на Западе, где государство на службе общества). Пестель, Аксаков, Герцен, Бакунин, Ткачев, Данилевский, Толстой.
5. Проблема народа и национальностей. Пестель, Фонвизин, Белинский, Чернышевский, Толстой, Данилевский, Михайловский, славянофилы…
6. Проблема интеллигенции (на Западе тогда не рассматривалась). Белинский, Герцен, Достоевский, Добролюбов, Писарев, Лавров, Ткачев, Бакунин, Михайловский…
7. Русская культура и ее место в мире. Чаадаев, Герцен, славянофилы, Чернышевский, Соловьев, Данилевский…
Начиная со второй половины XIX в. русская философия оказала значительное влияние на западную. Например, своей концепцией интуитивизма, на современную аксиологию (Н.О. Лосский). А философия марксизма переместилась в Россию теоретически и практически, став в России государственной идеологией (чем никакая философская система быть не должна, служа политике, перестает быть философией), себя дискредитировала. [Не всякая философия может стать государственной идеологией (экзистенциализм или феноменология, например, не могут). Марксистская философия – диалектический исторический материализм. В основе всего развитие материи, которое на определенном этапе порождает человеческое сознание. С легкой руки Плеханова марксизм называют соединением диалектики Гегеля с материализмом – но искусственное соединение невозможно. Марксисты переработали материалистически учение об обществе, выделив социальную материю – производственные отношения, до этого материалисты подходили к общественным законам идеалистически. Марксистам приписывают недооценку духовной жизни общества. Но Маркс начинать хотел с искусства, но потом понял, что это лишь верхушка. В марксизме главный закон диалектики – не отрицания отрицания, как у Гегеля, а единства и борьбы противоположностей].
Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 287 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!