Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Второй этап IX-XVII вв



Русь проходит через 250 лет прямого ордынского ига (1223-1480, битва на р. Калке – «стояние на Угре»). Это приводит к цивилизационной отсталости от Запада (в которой позднее будут видеть основную причину бед «западники»), к вынужденной замкнутости, и никакой философии западного типа в этот период на Руси быть не могло. После освобождения от ига Иван III объявил самодержавие (в смысле «мы сами – держава»). В Европе Русь воспринимали как часть Орды, покоренную территорию, и потому появление на ее территории независимого государства оказалось несколько неожиданным. Но на самом деле русская государственность сохранялась и под ордынским игом, вызревала в борьбе с ним.

Древнерусская идеология вызревала на православной основе. Поскольку Золотая Орда не пыталась уничтожить православие (а католичество пыталось), Александр Невский и другие боролись с западными рыцарями более активно, чем с Ордой (да с последней и было гораздо сложнее бороться), привлекали татаро-монгол для борьбы с нашествиями с Запада. Замкнутость способствовала формированию самостоятельной русской культуры. Эти 250 лет – годы вызревания духовной самостоятельности древнерусской культурно-государственной идеологии на православной основе.

В 1650 г. на Руси происходит религиозный раскол – но наоборот, чем во время Реформации на Западе полутора столетиями ранее. Наоборот в том смысле, что если на Западе за буржуазный строй выступали протестанты, то у нас первыми наиболее успешными промышленниками и банкирами были староверы (так как вели бизнес честно, следуя жестким моральным требованиям своих церковных общин). Петр I, преследовавший старообрядцев, промышленников из их среды, тем не менее, поддерживал.

3. Третий этап XVIII в. – начало XIX в.

В XVII-XIX вв. феодально-крепостнические отношения закрепились. Самодержавие уже не просто по отношению к внешним силам, но и к тому, что внутри. И возникают особые формы идеологии, каких не былои не могло быть на Западе: дворянское революционерство (на Западе дворяне всегда – реакционеры, а здесь дворяне-крепостники боролись за отмену крепостного права), революционная крестьянская демократия (на Западе крестьянские бунты были в основном на религиозной почве), позднее от него народничество, позднее – XIX в. - славянофильство, почвенничество, толстовство (его аналог – разве что в Индии)…

Возникает одна из самых острых проблем – проблема соотношения России и Запада. С начала европеизации Россия «западает» на Запад, западные идеи (научные, философские, промышленные) с XVII века однонаправлено движутся в Россию. Первые русские философы западного типа – Феофан Прокопович, Татищев, Антиох Кантимир – сподвижники Петра. Они создали систему образования и науки, внедрив и приспособив западные идеи Галилея, Коперника, Гоббса, Локка, Декарта, французских просветителей к уровню мировоззрения дворян.

Во второй половине XVIII в. в Россию проникают идеи немецкого Просвещения (в т.ч. через идеи Вольфа), идеи французского Просвещения. Основные философы – Аничков, Козельский, Десницкий, Ал. Ник. Радищев. Русская философия становится все более самостоятельной, перерабатывая западные идеи в национальных рамках в соответствии с русским мировоззрением и менталитетом. Радищев, написав в сибирской ссылке «О человеке, его смерти и бессмертии», одновременно с Кантом, независимо от него выдвинул идеи о продуктивной активности разума, и не на основе формализма.

В первой трети XIX века появляются русские философские трактаты. Воспринимаются идеи французского материализма, гегельянства, шелленгианства, но уже не в виде простого заимствования, переиздания, и не все подряд. И вполне проявилась еще одна своеобразная черта – западные идеи усваиваются со сдвигом вперед на порядок по времени (т.е. сжато и форсировано, то, что на Западе формировалось веками, в России осваивается за 10-15-20 лет). Воспринималась гносеология, онтология. Но особенно важны в условиях самодержавия (божественное происхождение) идеи социальной философии - теории естественного права (из Англии), теории договорного (искусственного) происхождения государства (из Франции), теории утопического социализма и коммунизма как альтернатива возникающему капитализму (но в России капитализма еще нет, и эти идеи используются в борьбе с крепостничеством, сливаются с крестьянской революционной демократией, через ее представителей – дворянских революционеров). А.Зеньковский в своей «Истории философии» - «отчасти мы носим ведь ныне Запад в самих себе, определяемся его духовными исканиями и попадаем неизбежно в его тупики, но отчасти стоим мы и на другом пути, на том пути, который открыт нам нашим православным восприятием культуры и жизни, человека и природы. Мы как бы стоим на пороге (а может быть, частично уже и переступили этот порог) философских построений, определяемых озарениями, дарованными нам православием».

Примечательно, что практически все течения русской философии демонстрируют негативное отношение к капитализму.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 279 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...