Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

А.С. Хомяков (1804-1860)



«Илья Муромец славянофильства» (Герцен). На личном уровне полная противоположность Киреевского. Мощный, сильный, страстный полемист, активный борец. Универсальные интересы, огромное литературное наследие. Погодин – «Хомяков – ум необыкновенный, чего он только не знал». «Врач, механик, идеолог, поэт, философ и теолог, общины русской публицист, он мудр, как змий, как голубь, чист». Писал стихи, сочинения по социальным проблемам… Философские работы –«О старых и новых» (1839 г.), «О сельских условиях» (1842), «По поводу Гумбольдта» (1849), «По поводу статьи Киреевского о характере просвещения в Европе» (1852), «О современных явлениях в области философии» и т.д.

Основной труд по философии истории – «Мысли о всеобщей истории» (работал 20 лет). Друзья называли сочинение «Семирамидой». Критикует Гегеля, Фейербаха, развивает философско-религиозные идеи Н.В. Гоголя.

Главные достижения

Первый русский светский философ, выразивший дух православия в философских категориях. Заложил основы будущей русской религиозной философии. Писал, что церковь – не доктрина, система или учреждение. Церковь - живой организм истинной любви (или, точнее, истинная любовь как единый организм).

Социальная философия. Дух братства – главная черта русского национального характера, которая проявляется в сельской общине. Сельская община – социально-экономическое воплощение духа братства. Отсюда – культ русской общины у заимствовавших эти идеи народников, мечтавшие о общинном крестьянском социализме. Мысли о власти: царь – первый слуга народа, принявший на себя тяжкое бремя и грех власти, отвечающий перед богом. Для искупления греха власти должен честно служить народу.

Обоснование соборности. Его философию называют соборной гносеологией. Истина, недоступная для отдельных мышлений, доступна совокупности мышлений, связанных любовью. Вне любви индивид может понять только полуправду, полуистину. Это – не о врожденном недостатке стадности, а о «симфонической соборности». Если в католичестве единство превалирует над свободой, в протестантстве – наоборот, то в православии – синтез. Соборность – сочетание свободы и единства лиц на основе совместной любви к одним и тем же абсолютным ценностям.

Западники

После разгрома декабристов и польского восстания конца 20-30-х любая публичная мысль попадала под подозрение. Островком свободомыслия оказался Московский университет. Там распространялись западные книги, запрещенные статьи. «Удивительное время наружного рабства и внутреннего освобождения» (Герцен). Одна из форм освобождения – кружок Герцена-Огарева.

Александр Иванович Герцен (1812-1870) обладал огромным авторитетом. Во время учебы в Московском университете создал вместе с Огаревым (1813-1877) кружок (дали с ним клятву служить народу). Кружок Герцена-Огарева хотел продолжить дело декабристов. За конституцию, за республику, идеи Сен-Симона. Но не знали, как реализовать. Больше всего выступали против всякого правительственного произвола, насилия. Хотя они и только говорили, все активные члены кружка были арестованы в 1834 г. и сосланы в разные города. В 1847 г. Герцен эмигрировал в Европу, конец жизни провел в Лондоне. Издавал там журнал «Колокол», который должен был разбудить Россию. Обладал огромным влиянием на Западе, его книги переводились на европейские языки. Сумел сохранить, в отличие от Бакунина, свое огромное состояние благодаря помощи Ротшильда, помогал деньгами Гарибальди.

Параллельно с кружком Герцена существовал с конца 1831 г. кружок студента МГУ Станкевича (1813-1840, умер от туберкулеза). В нем участвовали Белинский, Конст.Серг. Аксаков (славянофил второго поколения), Боткин, Бакунин, Грановский, Катков, Кавелин, Лермонтов, Кольцов. Изучали философию, литературу, поэзии, музыки. Особенно – немецкие (Гете, Шиллер, Гофман, Бетховен, Шуберт, но и Шекспир). Философию начали с Шеллинга, с 1835 г. - Гегель. Диалектику последнего применили к революции. С этого кружка начинается распространение гегельянства в России. По словам Чернышевского (возглавившего следующий этап освободительного движения), если кружок Герцена был связан с практикой, то кружок Станкевича был ориентирован на теорию. Увлечение Гегеля, особенно у Станкевича, доходило до преклонения, Гегель казался абсолютной истиной. Из этих двух кружков и вышло движение западников (хотя в них были и славянофилы Аксаков, Самарин, и анархист Бакунин, и охранитель Катков). Аксаков, в отличие от Кирреевского и Хомякова, писал «русский народ преимущественно перед всеми другими народами призван понять Гегеля». Потом, конечно, от этого отошел.

Западники делились на либералов (Грановский) и революционные демократы (Герцен, Белинский, Чернышевский и др.).





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 566 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...