Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Особенности русской философии



По А.Ф. Замалееву:

- Русская философия еще не достигла предела совершенства в своем становлении, еще не стала вполне рационализированной. Философия самовозрастающая, самообновляющаяся. Поэтому – свободна от догматизма. Догматизм может быть не только религиозный, но и научный – то есть замыкание на науку, как у европейских философов. Русская философия ориентируется на живое творчество, на создание целостного самобытного миросозерцания.

- «Русская философия самым тесным образом связана с развитием и сохранением русского национального самосознания». Любая философия выражает национальное самосознание своего народа. Но русская философия это делает для своего народа наиболее органично. Поскольку в России народ тесно и противоречиво связан с государством (вне государства бы не сохранился, но государство давит и гнетет), для русской философии характерны не проблемы вроде «первична материя или сознание», но проблемы противостояния поборников свободы и рабства, плоти и духа, творчества и косности.

- (с этим многие не согласны) Русская философия была и остается делом сугубо религиозного мышления. Имеется ввиду не религиозность в смысле приверженности церкви, но – в смысле признания абсолютного трансцендентного (потустороннего) начала. Для русской философии это – сквозная традиция (на Западе такого взгляда придерживались лишь отдельные течения). Здесь Замалеев стремится подчеркнуть онтологизм. Если западная философия в 17-м веке переориентировалась на гносеологию, теорию познания, то даже гносеология русской философии имеет онтологический характер (воспринимается через призму бытия, в т.ч. - бытия некоего абсолюта).

По Н.О. Лосскому:

Высшее достижение философского знания вообще требует достижения двух противоположных способностей. С одной стороны, высшей степени абстрактного мышления (логики), с другой – высшей степени чувственно-конкретного созерцания, образного восприятия действительности. Процент соотношения абстрактного мышления и чувственно-образного созерцания и определяет национальные особенности каждой философской мысли - в ыбор темы философствования, способность к умозрению, степень доверия к видам опыта (к логике, к чувственному познанию, к религиозному откровению, эстетическому, морально-этическому видению).

Особенности русской философии:

- В гносеологии - идеал целостного знания, органически всестороннего единства (впервые сформулирован славянофилами Киреевским и Хомяковым) Единство трех уровней знания – чувственного (ср. английский сенсуализм), рационального (не просто логического мышления, но идеальной стороны мироздания – более широкое понимание, чем на Западе), сверхрационального (духовного). А постигаются они через три уровня интуиции (цельность в единстве чувства, идеи и духа может быть дана только интуитивно) - чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиции. В содержании философии синтезированы духовные силы, чувственный опыт, рациональное мышление, эстетическое восприятие, нравственный опыт, религиозное созерцание – в разной степени. В конечном итоге на этой основе человек способен постигать сверхрациональные истины божественного. Цельная истина открывается только цельному человеку. Цель русской философии – всесторонний синтез.

- Само учение об интуиции как основном методе получения целостного знания о мире вырабатывается в непосредственном созерцании в самой действительности (а не в разуме, не в процессе мышления). Обостренное чувство реальности, стремление отталкиваться от реальности, а не от собственного мышления, направленность против субъективизма и психологизма. Русский интуитивизм отнологического направления, исходит из бытия, а не из мышления. Еще князья Трубецкие пришли к выводу, что знание – транссубъективно, чувственные данные дают представление о реальности (тогда как, например, Кант считал, что пространство-время – априорные состояния сознания).

- Естественная связь всех проблем – онтологических, гносеологических, метафизических – с нравственно-этическими. Этический персонализм, этическое учение о личности. Примат этики уже у Герцена и даже у позитивистских социологов Михайловского, Лаврова, Толстого.

- В русской философии разрабатывается христианское православное миропонимание, но с позиции и в форме нерелигиозной философии. Официальная церковь не признавала русскую религиозную философию, поскольку философы не принимали догматов церкви как социального института. Православное мировоззрение разрабатывалось светскими средствами. Заложили основу еще славянофилы, философскую систему создал Соловьев. Также работали П. А. Флоренский, С.Н. Булгаков, Франк, Бердяев… Причем даже когда они включали в свои размышления чисто религиозные, внутрицерковные темы - учение о таинствах, учение о благодати, учение о церкви – даже здесь они исходили из онтологизма.

- Космологические проблемы. Отсюда – философия русского космизма, на Западе такого направления нет и не было. Один из представителей - Н.Ф.Федоров.

– понятие Соборности как одной из центральных проблем. На Западе нет аналогов даже самому слову. Понятие ввел Хомяков, его определение - «Соборность есть сочетание единства и свободы многих лиц на основе совместной любви к богу и всем абсолютным ценностям». Высшие абсолютные ценности – любовь вообще, справедливость, свобода, совесть, святость и т.д.

Основные философы: Вл.Соловьев, Кн.Трубецкие Сергей и Евгений, П.А.Флоренский, Серг.Ник. Булгаков, Ник.Ал.Бердяев, Николай Онуфриевич Лосский, Сем.Л. Франк, Л.П. Корсавин, И.А.Ильин, А.Ф.Лосев (работал в СССР, в отличие от названных), Хомяков, Киреевский и др.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 367 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...