Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Русская философия в эмиграции 20 в. “Русская идея” и культура



В 1922 году советское правительство принудительно выслало из страны большую группу философов, богословов, писателей и профессоров российских университетов. Многие из них нашли свое место в современной европейской культуре, работая преподавателями известных европейских университетов, опубликовав достаточно много, в том числе и фундаментальных, трудов по актуальным вопросам философии, истории, культуры.

Семен Людвигович Франк (1877-1950) жил в Германии.

"Мои религиозно-общественные воззрения, - писал С.Л.Франк, - я определяю как "христианский реализм". В нем признание божественной основы и потому положительной религиозной ценности всего конкретно сущего сочетается с усмотрением рокового несовершенства его эмпирического состояния и потому ограниченности возможностей его чисто человеческого совершенствования" (1:6).

По его убеждению, христианство есть религия не поклонения Богу в его противоположности человеку, а "христианство есть религия человечности".

В своих философских взглядах он исходил из "идеи личности" как носителя и творца духовных ценностей, реализация которых в обществе и есть культура.

В человеческой жизни присутствует "космическое начало" в виде социально-исторического "элемента", которое обладает для него "жуткостью" и иррациональностью, т.к. ему присуще "все равнодушие и бессердечие природы". "Душа" сама есть то, что ей открывается за ее собственными пределами". Личность конструируется ее "духовным бытием", существо которого выражает "индивидуальность". "Духовное бытие" составляет "подлинную основу" самобытия, но в то же время противостоит ему в качестве "объективности". "Первооснова бытия есть осмысляющее первооснование бытия - то, что само по себе есть правда". "Первооснова" и есть безусловно "непостижимое" в "наивысшей мыслимой его потенции". Человек как носитель "духовного бытия" стоит ближе всего к Божеству.

Сергей Николаевич Булгаков (1871 -1944) родился в семье священника. В1917 году принял священный сан. Затем - Прага, Париж (с 1925 года), профессор и декан Православного Богословского института.

Православие — "умная красота".

В одной из своих последних книг он дает свое понимание церкви как общества, связанного единством религиозно-догматического сознания, содержащего и исповедующего "правую веру". Православие, он полагает, имеет" вселенское измерение" и не измеряется какой-нибудь одной эпохой. "Душа православия есть соборность". "Церковь собирает, включает в себя* все народы и простирается на всю вселенную, и в этом смысле соборность означает и вселенность, церковь соборная есть экуменическая". Соборность же есть истинность, " церковь, истина, непогрешимость- это суть синонимы". Поэтому церковь самоочевидна, аксиоматична и не нуждается в доказуемости.

Николай Онуфриевич Лосский (1870-1965)

Общается с Н. Бердяевым, С.Булгаковым и другими, под влиянием которых переходит на религиозные позиции. Преподавал в Стэндфордском университете, затем - русской духовной академии в Нью-Йорке.

Основные его работы посвящены вопросам психологии, гносеологии, логики, в которых он выступает как интуитивист. Он пишет: "Этика есть наука о нравственном добре и зле и о существовании его в поведении человека. Она исследует конечную цель жизни человека и поведения его, поскольку оно ведет к достижению этой цели или отклонению от нее".

Черта русского народа — религиозность и поиск истинного добра.

Николай Александрович Бердяев (1874-1948)

Пусть я не знаю смысла жизни, но искать смысл жизни и есть смысл. Занимался философией, поскольку жизнь была гнетущей тоской. Не признавал авторитетов, только одиночка может быть свободен. Персоналист, мир субъективен. Подлинная жизнь — творчество.

Главной темой жизненного труда стала "русская идея", которую он сформулировал еще в 1911 году в работе "Философия свободы": специфическая роль России в мировой истории состоит в "религиозном путеводительстве". Отсюда задача философии русской истории - постичь "внутреннюю закономерность* русской истории через посредство "русской идеи".

Христианство есть религия Духа. Более верно назвать мою религиозную философию эсхатологической. Моя философия - резко персоналистическая, и по ставшей модной ныне терминологии ее можно назвать экзистенциальной

Иван Александрович Ильин (1882-1954)

Смысл философии состоит, по Ильину, в познании бога и божественной основы мира, а именно в изучении истины, добра и красоты как исходящих от бога. Ильин объясняет упадок современного искусства недостаточным распространением в настоящее время религии среди народа, высказывая надежду, что опять наступит период религиозного возрождения, когда снова расцветёт искусство.

Православие он называет "христианством греческо-византийского происхождения в славяно-русской чеканке" и его источником - "созерцающее сердце".

Культура — внутреннее состояние [народа?] Цивилизация — внешнее достижение.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 251 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...